На стоимость кредита как в традиционных банках, так и в финтех-проектах влияют три фактора: стоимость фондирования, ожидаемые дефолты и цена бизнес-процесса. Однако деятельность банков гораздо сильнее регламентирована со стороны ЦБ, в том числе в части начисления резервов. Из-за требований регулятора, громоздкости процесса и архаичности некоторых банков сегмент кредитования микробизнеса и малого бизнеса пока не всем им интересен. И здесь на рынок выходят альтернативные финансовые институты, которые умеют снижать себестоимость — в первую очередь за счет автоматизации процессов, в том числе оценки рисков.

Как это делают в финтехе. Далеко не каждый финтех-проект может позволить себе службу экономической безопасности (СЭБ). Пожалуй, за исключением проектов, созданных крупными холдингами.

Обычно этот блок пытаются автоматизировать либо полностью, либо частично и отдать в нагрузку кредитному аналитику. О применении больших данных говорить модно и очень трендово. Говорят все, но фактически работают с ними только по-настоящему большие корпорации.

Что касается работы кредитного аналитика, андеррайтера и рисковика, здесь финтех тоже пробует максимально все упростить. Я знаю проекты микрофинансовых и краудлендинговых компаний, где андеррайтера либо рисковика нет, в том числе потому, что хороший андеррайтер и тем более рисковик стоят дорого. И зачастую блок рисков сводится к простой скоринговой карте, поступающей в работу одному кредитному аналитику.

Есть старая шутка в кругу рисковиков: в России малый бизнес готовит три бухгалтерских баланса — для налоговой, для банка и для себя, реальный. Здесь тоже опасно полностью доверять автоматизации. Далее, кредитные бюро: в России принято выделять три основных крупных игрока. При этом они не очень-то любят делиться данными между собой. Большинство лизинговых сделок, как и пока что займов краудлендинговых площадок, не отображаются в БКИ.

Принимая во внимание все вышеперечисленное, на 100% автоматизировать принятие решения по кредиту или займу, как и доверять корректности и актуальности информации, которая есть в открытых источниках, — авантюра.

И последнее: проверка реальности бизнеса. Финтех — это онлайн. Упрощенная идентификация и электронный документооборот — вещи, которые уже не удивляют. Но я, например, не готов отказываться от выезда на место ведения бизнеса заемщика. Наверное, проверять товарные остатки и проводить детальные проверки на месте в наши дни токсично для финтеха, тем более когда мы говорим о микро- и малом бизнесе, но выезд, чтобы проверить информацию от заемщика, провести идентификацию и исключить фрод, необходим.

В попытке угнаться за скоростью и качеством сервиса для заемщика, а также стараясь снизить стоимость бизнес-процесса, финтех-проекты порой недостаточно ответственно подходят к рискам.

Как это делают в традиционных банках. Проверка кредитоспособности компании в банке занимает гораздо больше времени. Это и работа СЭБ, часто весьма консервативной, и требования к залогам, и оценка залога с последующей регистрацией до выдачи кредита.

Особое внимание банки уделяют сбору и проверке документов. В Сети не так давно был скан списка документов одного из банков, который запрашивал у заемщика 33 документа, чтобы предоставить зарплатный кредит на время пандемии. Но даже в минимальном комплекте обязательно должны быть документы по учредительной деятельности, общая информация о бизнесе заемщика, бухгалтерская и финансовая отчетности. Кроме того, банк может запросить справку об использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП) и распечатку нескольких квитанций о приеме отчетов, заверенных ЭЦП; ведомости по счетам бухучета (оборотно-сальдовая); управленческую справку с занесением всех основных фондов и ценного имущества; данные о движении наличных и безналичных средств, накладных расходах, а также об официальных долгах по финансовым займам и ссудной задолженности.

Банки также более тщательно проверяют судебную практику с участием компании (споры в арбитражных судах) и ее учредителей (проходили ли руководители компании по каким-либо уголовным делам).

Далее собрание кредитного комитета, которое ради вас не будут проводить оперативно, а с высокой вероятностью перенесут на удобный день.

Банкам не хватает гибкости, их формализм лучше защищает со стороны рисков, однако часто решение настолько затягивается, что клиенту уже не нужны заемные средства. К тому же долгий процесс означает дорогой процесс. Относительно быстрое рассмотрение заявок возможно только для клиентов банка, которые там обслуживаются минимум полгода; плюс требования к залоговому обеспечению и положение Банка России 590-П. Все это выливается в отсутствие и интереса, и возможности для кредитования микро- и малого бизнеса. Именно здесь появляется ниша для финтеха.

Кто может выиграть? Финтех-проекты — это не столько удобный интерфейс, сколько быстро работающий продукт (суперскорость — один из главных selling points). Владельцы такого бизнеса настроены прогрессивно. Появился скоринг на основе данных сотовых операторов? Отлично, пробуем! Есть модный скоринг для e-commerce на основе данных Google AdWords? Как круто! Внедряем! Они не боятся ошибиться и постоянно ищут способы сделать свой продукт удобнее. Еще один плюс — отсутствие обязательных требований к залоговому обеспечению. Все это сказывается на рисках, не может не сказываться, и вкупе с более дорогой (по сравнению с банками) стоимостью денег является причиной более дорогих займов.

Так какой подход лучше? Самым успешным игроком станет тот, кто нащупает золотую середину между скоростью (считай, стоимостью процесса) и рисками. В этом направлении работают как банки, так и финтех-проекты: выбора нет, заемщики к скорости и качественному сервису уже привыкли.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции