Вирусные каникулы

Президент России Владимир Путин вчера в ходе обращения к гражданам в связи с распространением коронавируса предложил предусмотреть кредитные каникулы для физлиц и индивидуальных предпринимателей. «Понятно, что при резком сокращении доходов выплачивать долг в прежнем режиме трудно или просто невозможно. Предлагаю предусмотреть каникулы как по потребительским, так и по ипотечным кредитам», — сказал глава государства. При этом он отметил, что речь идет о заемщиках, месячный доход которых сократился на 30%. Они должны получить право временно остановить обслуживание своего долга и пролонгировать его без каких-либо санкций.

23 марта некоторые СМИ со ссылкой на ВТБ опубликовали информацию о том, что банк планирует предоставлять каникулы по кредитам на срок до трех месяцев клиентам, которые в результате пандемии COVID-19 оказались на больничном либо же понесли финансовые потери из-за карантина или неоплаченного отпуска

Буквально несколькими днями ранее несколько крупных российских банков заявили о том, что уже запустили или запустят в ближайшее время подобный механизм для своих клиентов. Так, 20 марта глава ВТБ Андрей Костин обратился к клиентам кредитной организации с письмом (опубликовано на сайте банка), где говорится, что «ВТБ разработал и утверждает комплекс мер по защите интересов клиентов, пострадавших от распространения пандемии. Каждый клиент, оказавшийся в непростой ситуации из-за пандемии, может рассчитывать на индивидуальный подход». 23 марта некоторые СМИ со ссылкой на ВТБ опубликовали информацию о том, что банк планирует предоставлять каникулы по кредитам на срок до трех месяцев клиентам, которые в результате пандемии COVID-19 оказались на больничном либо же понесли финансовые потери из-за карантина или неоплаченного отпуска. На сайте банка такого сообщения нет, как пока нет и деталей предоставления таких каникул.

Тогда же, 23 марта, о введении двухмесячных кредитных каникул заявили и в банке ПСБ. «Мы готовы на индивидуальных условиях рассматривать обращения наших заемщиков, пострадавших от коронавируса, и предоставлять им отсрочку платежа», — отмечалось в релизе банка со ссылкой на главу розничного блока Сергея Малышева.

24 марта свой релиз разместил Альфа-Банк. В нем говорилось о том, что в середине апреля 2020 года кредитная организация запустит программу помощи клиентам, которые потеряли возможность вовремя платить по кредиту из-за коронавирусной эпидемии. «Программа дает бесплатную отсрочку по кредитным платежам и действует для частных клиентов, утративших доход или временно потерявших возможность вносить платежи по причинам, связанным с коронавирусной пандемией: заболевание COVID-19, увольнение с работы или утрата побочного дохода, уход в неоплачиваемый отпуск, карантин», — говорится в сообщении Альфа-Банка. Клиенты смогут получить отсрочку по кредитным платежам за ипотеку и за кредит наличными на срок от одного до двух месяцев. Также до двух месяцев можно будет не выплачивать задолженность по кредитной карте, но с условием ежемесячного погашения процентов. Эта программа действует только для клиентов, которые платят без просрочек.

В тот же день о кредитных каникулах заявил Абсолют Банк. Он предусмотрел программу реструктуризации ипотеки для клиентов, оказавшихся в сложном финансовом положении из-за эпидемиологической обстановки с начала марта. Программа включает в себя ипотечные каникулы на срок до трех месяцев, оформить их можно дистанционно через интернет-банк. Для получения таких каникул необходимы документы, подтверждающие временные проблемы: например, больничный, приказ о переводе сотрудников в неоплачиваемый отпуск и так далее. Заявку на каникулы можно заполнить дистанционно.

О своих кредитных каникулах Банки.ру рассказали в МТС Банке, отметив, что в кредитной организации есть возможность реструктуризации ипотеки и потребительских нецелевых кредитов наличными с возможностью отсрочки на три месяца или предоставления кредитных каникул. В ближайшее время МТС Банк планирует расширить список лояльных предложений для физических лиц и клиентов из числа малого бизнеса.

«Мы хотим поддержать наших клиентов, а не спекулировать ситуацией с коронавирусом, поэтому в ближайшее время планируем запустить коробочный страховой продукт по картам, который будет актуален и после пандемии»

Ряд кредитных организаций, опрошенных буквально за сутки до обращения президента Владимира Путина, отметили, что имеют свое видение поддержки заемщиков в непростой ситуации. «Мы хотим поддержать наших клиентов, а не спекулировать ситуацией с коронавирусом, поэтому в ближайшее время планируем запустить коробочный страховой продукт по картам, который будет актуален и после пандемии», — сказала директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая. А в РНКБ сообщили, что в настоящий момент в банке действует программа лояльности для заемщиков банка и отдельных мотивационных программ не планируется. «Предоставление возможных льгот для заемщиков, оказавшихся в тяжелой ситуации из-за коронавируса, обязательно будет рассмотрено в рамках рекомендаций ЦБ РФ», — указали в кредитной организации.

Всё за еду

В целом опрошенные Банки.ру кредитные организации отмечают, что резкого спроса на кредитные деньги со стороны граждан с начала марта, то есть когда над Россией нависла угроза эпидемии коронавируса, не наблюдается. «Усиление в марте находится в пределах сезонных колебаний, — говорит аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский. — Цели кредитования, особенно получения нецелевых кредитов наличными, остаются фундаментальными. Это ремонт, покупка недвижимости или машины. Из-за существенного снижения ставок по кредитам за предыдущий год многие люди хотят рефинансировать свои старые обязательства по новой ставке».

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что количество заявок на потребительские кредиты сейчас является стабильным, без ярких всплесков

В пресс-службе Сбербанка сообщили, что количество заявок на потребительские кредиты сейчас является стабильным, без ярких всплесков. «Однако средняя запрошенная сумма в марте выросла на 10% по сравнению с предыдущим месяцем, — обращают внимание в пресс-службе. — Этот повышенный спрос может объясняться общим повышением покупательской активности в настоящий момент».

В большей степени эмоциональное давление на граждан оказывает коронавирус, это сказывается на росте среднего чека и портфеля, так как страх отсутствия еды на полках превалирует над желанием купить дорогостоящую технику, которое наблюдалось в 2014 году, говорит заместитель председателя правления ОТП Банка Ростислав Яныкин. «Именно поэтому намечается падение среднего чека. Основной товарооборот ушел в группу «продукты питания» и «средства первой необходимости», в том числе детские товары, средства гигиены, — рассказывает он. — Данная ситуация побуждает клиентов брать новые кредитные карты, но вот мгновенное использование — под вопросом: кредитную карту берут как запасной кошелек, на экстренный случай».

При этом граждане, возможно, станут тратить больше по кредитным картам, предполагают в РГС Банке. «Держатели кредитных карт будут больше утилизировать кредитный лимит, — считает Марина Дембицкая. — Это касается определенного круга людей с доходами выше среднего: если они раньше использовали лимит на 20—30%, то в ближайшее время эта доля может подрасти до 40—50% в зависимости от величины лимита. Массовый сегмент может увеличить утилизацию лимита до 70% и чаще погашать задолженность минимальными платежами. Достаточно высок риск увеличения доли просрочки, особенно по необеспеченным ссудам».

На вопрос, могут ли кредитные продукты подорожать в ближайшее время, большинство опрошенных кредитных организаций не ответили или ответили очень кратко

На вопрос, могут ли кредитные продукты подорожать в ближайшее время, большинство опрошенных кредитных организаций не ответили или ответили очень кратко. Например, в РНКБ отмечают, что ценовые параметры всех кредитов зависят от рыночной ситуации, ключевой ставки и ситуации в конкретном банке. «В ближайшее время мы не прогнозируем повышения ставок в сегменте беззалоговых потребительских кредитов», — заявили в пресс-службе кредитной организации. В РГС Банке, наоборот, указывают на наличие ожиданий роста ставок. «В настоящий момент уже есть понимание того, что вряд ли существующая на финансовых рынках турбулентность будет локализована быстро и без последствий, — сказали в пресс-службе. — Впереди нас ждет ужесточение денежно-кредитной политики Банка России вследствие волатильности рынков валют, нефти и акций, а также в связи с экономическими последствиями пандемии коронавируса в России и в мире».

Приходите вчера

Практически во всех опрошенных порталом Банки.ру кредитных организациях указывают, что оформить кредитные продукты можно даже в условиях самоизоляции — не выходя из дома. Это доступно для действующих клиентов Сбербанка, ВТБ, «Открытия», банка «Хоум Кредит», МТС Банка, Райффайзенбанка и других. Некоторые банки в настоящее время организуют курьерскую доставку своих кредитных карт — как, например, ОТП Банк.

И уже сейчас в кредитных организациях указывают, что доля клиентов, посещающих офисы, начинает снижаться. «Поскольку последние дни мы активно предлагаем клиентам использовать наши онлайн-сервисы, то мы видим определенное снижение числа клиентов в наших отделениях, — говорит Станислав Дужинский из «Хоум Кредита». — Одновременно отмечается некоторый рост пользования онлайн-каналами. Среднедневной объем операций, совершенных с помощью онлайн-каналов, в марте примерно на 15% выше по сравнению со среднедневными значениями февраля».

При этом банки пока не планируют прекращать работу своих физических точек, но рассматривают такую возможность. «На сегодняшний день менять режим работы отделений не планируем, — рассказывают в пресс-службе банка «Открытие». — В банке создан кризисный штаб, который следит за развитием ситуации и координирует работу служб банка. Временно закрывать офисы пока также не планируем. Но если пандемия коронавируса получит распространение, то будем принимать решение в зависимости от сложившейся ситуации в каждом отдельном регионе. Банк готов к различным сценариям развития событий. В том числе будет рассмотрена возможность закрытия ряда офисов с учетом наличия заболевших в офисе, значительное уменьшение клиентопотока и так далее».

В банках отмечают, что стараются минимизировать угрозу для здоровья клиентов и сотрудников

В банках отмечают, что стараются минимизировать угрозу для здоровья клиентов и сотрудников. «Мы усилили меры дезинфекции поверхностей и помещений, а также предоставили сотрудникам фронт-офиса медицинские маски и перчатки для работы с наличными, — говорят в пресс-службе Райффайзенбанка. — Для сотрудников отделений мы также вводим график работы непересекающимися сменами, что позволяет минимизировать угрозу для здоровья. Для того чтобы реализовать эту меру, мы изменим время работы отделений. Перед посещением отделения мы рекомендуем клиентам проверять часы работы на нашем официальном сайте или в приложении».