Управляющий партнер глобальной IT-компании SimbirSoft Алексей Флоринский рассказывает о том, какие выгоды дает банковской сфере автоматизация тестирования, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Для чего автоматизация нужна банку

Выпускаете новый цифровой продукт – например, мобильный банк? Еще на стадии проектирования – как инхаус, так и аутсорс – нужно максимально снизить риск любых ошибок (“багов”) и обеспечить бесперебойную работу вашего решения. 

Именно здесь автоматизация процесса тестирования помогает решить несколько задач:

- улучшить качество и стабильность мобильного банка;

- сохранить хорошую репутацию банка и доверие клиентов;

- протестировать масштабный продукт быстрее, чем если бы вы делали это вручную;

- не нужно тратить время специалистов на ручное тестирование – вы можете направить ресурсы на решение иных бизнес-задач. Например, разработку персонифицированных предложений ДБО, которые помогут вам обогнать даже лидеров банковского сектора.

Далее мы подробнее рассмотрим, чем помогает автоматизация, но сначала ответим на принципиально важный вопрос: почему без нее нельзя обойтись?

Чем грозит отсутствие тестов

Пренебрегать тестированием в наше время крайне рискованно. Новости о багах в популярных приложениях, особенно финансовых, разлетаются мгновенно и влияют на репутацию компании. Наверняка вы помните самый масштабный баг финансового мира, который произошел в 1996 году в Первом национальном банке Чикаго. Более 800 клиентов в одночасье получили ошибочную «прибавку» на своих счетах – по 900 миллионов долларов. Старший вице-президент банка Джеймс Ланкастер признал, что дело в «программной ошибке в компьютере» – на счастье банка, никто из клиентов не успел воспользоваться этой ошибкой.

Даже гиганты IT не избегают этого. Например, Google признавал случаи утечки данных, Android – ошибки при выборе адресата личных сообщений, а смартфоны Windows вызвали немало улыбок, когда требовали от пользователей “вставить установочный диск и перезагрузить компьютер”.

Россияне тоже стали требовательнее к безопасности своих данных. Баги в онлайн-системах как госбанков, так и ведущих коммерческих банков получают широкую огласку в соцсетях. Многие банки ориентированы на сотрудничество с пользователями и благодарят за найденные ошибки. Но как известно, лучший способ решить проблему – не допускать ее.

Чем выгодна автоматизация тестирования

Есть как минимум 5 причин, почему автоматизация тестирования целесообразна. 

1. Предложив новый продукт – например, расчет ипотеки онлайн, – вы должны обеспечить высокое качество релиза. Автоматизированное тестирование уменьшает риск ошибок, связанных с человеческим фактором. Даже самые квалифицированные программисты и тестировщики могут пропустить баг (как мы уже рассказали, примеры тому – Google, Windows и другие гиганты), но тестирование поможет вам вовремя выявить дефекты и выпустить отличный ипотечный продукт.

2. Автоматизированное тестирование – это инвестиция в ваше время. Вам достаточно заложить архитектуру тестирования любого банковского сервиса, чтобы значительно ускорить написание будущих тестов и тестирование в целом. Сроки разработки банковского цифрового продукта включают в себя и отладку, и регрессионное тестирование (проверку ранее внедренных функциональностей).

И здесь автоматизация позволяет сократить time to market – время вывода банковского продукта на рынок. Обратите внимание: банк, который раньше конкурентов предоставит пользователям удобные сервисы, имеет возможность получить преимущество на рынке.

3. Доступность тестирования в любое время суток. Это важно, когда вы проверяете несколько возможностей вашего банковского продукта одновременно. 
К примеру, вы внедряете новую функцию – отметки ближайших банкоматов на карте. А значит, нужно проверить, не влияет ли она на работу других функций. Для этого вы можете запустить автоматизированное тестирование в нерабочее время (ночью), чтобы за несколько часов все проверить и при необходимости внести корректировки. 

4. Уникальная возможность протестировать все то, что нельзя проконтролировать вручную. В частности, при проведении нагрузочного тестирования автоматизация просто необходима, наряду с привлечением человеческих ресурсов. Тест позволяет безопасно проверить, справится ли ваша программа с огромным количеством банковских транзакций (например, как это бывает во время Черной пятницы и других всемирных распродаж).

5. Контроль работоспособности банковского продукта в условиях непрерывного развития. Да, вы наверняка верите, что ваше решение сделано надежно и «не ломается». Но любой продукт усложняется по мере развития. 

Возможно, системы авторизации и просмотра счета и транзакций по отдельности работают стабильно, но при их взаимодействии бывают ошибки – например, представьте, что введенные при авторизации входные данные не позволяют провести транзакцию. Если вообще не проводить тесты, вам придется экстренно тратить и деньги, и время на отладку продукта. Автоматизированное тестирование поможет узнать о проблеме вовремя и все исправить с минимальными затратами.

Выводы

Итак, даже самая незначительная ошибка может вызвать нежелательные репутационные последствия для банка, ценой от 1000 рублей до сотен тысяч долларов.

Автоматизированное тестирование – далеко не единственный, но весьма значимый этап разработки программного обеспечения. На начальных этапах автоматизация требует некоторых инвестиций (их размер зависит от масштабов проекта), зато позволяет добиться стратегического преимущества сразу по нескольким направлениям:

1) повысить надежность программного продукта;

2) сэкономить массу ресурсов и избавиться от рутинных операций;

3) ускорить тестирование продукта и время вывода на рынок. 

 

SimbirSoft — глобальная IT- компания с опытом в разработке и тестировании программных продуктов с 2001 года. В компании работают более 600 сотрудников. Головной офис и центры разработки находятся в нескольких городах России, с филиалом в США. 

SimbirSoft входит в список крупнейших IT- компаний Software500 по версии Software magazine и ТОП облачных консультантов по версии американского аналитического агентства Clutch. Темпы роста и качество услуг подтверждены международными наградами и рейтингами ТехУспех, Global Outsourcing 100, RAEX (Эксперт РА), GoodFirms, CNews, Tadviser и Tagline. Журнал CorpAmerica назвал SimbirSoft лучшей глобальной компанией по разработке заказного ПО 2016 года.

Приглашаем познакомиться с кейсами SimbirSoft для банков. Также мы приготовили несколько докладов о разработке и развитии банковских IT-продуктов! Ждем вас 4 апреля 2019 года на бизнес-встрече  «Естественный отбор банковских ИТ-продуктов: как его пройти»в конференц-зале SOK (Москва, улица Земляной вал, 8).