Тариф «Лимитище»

…В начале 2017 года операторы сотовой связи один за другим отказались от безлимитного Интернета на своих тарифах. Необходимость этого шага они объясняли значительным ростом потребления интернет-трафика, а также необходимостью снижать нагрузку на сеть. В особенно неловкую ситуацию попал оператор «МТС» со своим тарифом «Безлимитище», который после отмены в социальных сетях в шутку предлагали переименовать в «Лимитище».

Но прошло всего около полутора лет, и безлимитный Интернет неожиданно вернулся. 14 августа 2018 года безлимитный Интернет вывели на рынок МТС (тариф «Тарифище»), подтвердив свой лозунг «На шаг впереди». Сразу за ним, 16 августа, безлимитный Интернет на линейке тарифов «ВСЁмоё» запустил «Билайн». После небольшого перерыва, 27 августа, то же сделал «МегаФон» на своей линейке «Включайся». И наконец, 30 августа «Билайн» представил новый тариф «Анлим». Что происходит? Неужели эра «безлимита» возвращается?

Цифровой человек победил?

Первым безлимит вернули МТС. В пресс-службе оператора этот шаг комментируют так: «Абоненты живут в цифровой среде и не хотят думать о лимитах на Интернет, они воспринимают их как искусственные ограничения. Отвечая на этот тренд и запросы клиентов, мы вернули безлимитный Интернет. Решение было принято на фоне активного развития нашей 4G-сети и роста проникновения 4G устройств благодаря акциям, рассрочкам и кешбэку в рознице МТС. Мы ожидаем их рост доходов от новых пользователей и клиентов, которые перейдут с младших тарифных планов. Кроме того, мы запустили специальную опцию «Много интернета» с безлимитным доступом в Сеть. Ее можно подключать на большинстве пакетных тарифных планов».

Таким образом, этим ходом оператор дает понять абонентам, что много трафика расходовать не страшно. А такая позиция, в свою очередь, может спровоцировать рост спроса на смартфоны для активного интернет-серфинга и переход абонентов с дешевых тарифов на более дорогие. То есть «ответ рынку» на самом деле принесет дополнительную выгоду оператору в виде роста спроса на современные смартфоны и рост ARPU (средний доход от одного абонента).

Борьба за абонентов: воевать ценами невыгодно

Еще совсем недавно мобильные операторы боролись за абонентскую базу, активно снижая цены. В итоге «довоевались» до того, что цены на связь стали очень низкими, а операторам было тяжело покрывать свои расходы

Еще совсем недавно мобильные операторы боролись за абонентскую базу, активно снижая цены. В итоге «довоевались» до того, что цены на связь стали очень низкими, а операторам было тяжело покрывать свои расходы. При этом абонентская база существенно не изменилась, все осталось плюс-минус так же. Теперь понятно, что «воевать ценами» невыгодно. А как тогда воевать? Возможностями и услугами.

Оператор Tele2 наращивал долю в том числе в высококонкурентном новом для себя Московском регионе добавлением новых для рынка услуг: первый предложили обмен минут на мегабайты, перенос неиспользованных остатков в пакете, безлимитные соцсети и мессенджеры в пакетах. Ровно по такому же пути пошли и МТС, «воскресив» такой любимый абонентами безлимит.

Для мобильных операторов крайне важна доля рынка, поскольку доминирование в этом плане позволяет им существенно экономить на издержках от масштаба деятельности

«Для мобильных операторов крайне важна доля рынка, поскольку доминирование в этом плане позволяет им существенно экономить на издержках от масштаба деятельности (например, на общефедеральной рекламе)», — говорит аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Снижается соотношение инвестиций к выручке при неизменном качестве покрытия, улучшается рентабельность из-за платежей интерконнекта (компания с наибольшей долей рынка платит за исходящие звонки меньше, чем получает за входящие) и 

По мнению Нигматуллина, безлимитные мобильные «data-тарифы» обладают очень сильным маркетинговым эффектом и потому могут существенно изменить расстановку сил на рынке. Если кто-то из игроков рынка их вводит, то он очень быстро начинает наращивать свою долю рынка. Поэтому другие мобильные операторы стремятся не допустить подобной ситуации и тут же предлагают свои альтернативы безлимитным тарифам.

Все побежали, и я побежал...

Неудивительно, что вслед за МТС другие операторы «большой тройки» сделали похожие тарифы и опции в кратчайшие сроки. Причем МТС и Билайн не только расширили дополнительной опцией свои старые линейки, но и создали полностью новые тарифные планы «Анлим» (Билайн) и «Тарифище» (МТС). Мегафон не стал заморачиваться с неймингом, но создал в том числе и тарифы (например, тариф «Включайся! Общайся Акция»и «Включайся! Смотри Акция»), к которым можно подключиться только купив СИМ-карту. То есть, тариф, рассчитанный на новых абонентов.

… но один не побежал

Вернули безлимит все, кроме Tele 2. Интересно, почему?

«Мы внимательно наблюдаем за ситуацией на рынке. По нашей статистке, безлимитами пользуются лишь несколько процентов абонентской базы. При этом почти половина пользователей тарифов с безлимитным интернетом потребляет не более 10 Гб трафика. Для них безлимитный тариф – это, скорее, гарантия отсутствия дополнительных платежей сверх абонентской платы. Оставшиеся создают непропорционально большую нагрузку на сеть, качая торренты, раздавая интернет на другие устройства. Что в свою очередь сказывается на качестве сервиса более чем для 90% клиентов» — объясняют в пресс-службе оператора Tele 2.

Это, конечно, не значит, что Tele 2 совсем откажется от такой возможности. Просто шаг пока не однозначно выгодный, но, в любом случае, недешевый.

Дорогое удовольствие

Получается, что безлимитный Интернет нужен примерно 10% абонентов — и то не столько для того, чтобы тратить очень много, а скорее для того, чтобы тратить, не боясь. При этом, для самого оператора издержки от такого шага могут превысить выгоды.

«Как правило, безлимитные data тарифы невыгодны операторам из-за относительно высокой себестоимости. К примеру, из-за все еще низкой распространенности 4G гаджетов приходится предлагать безлимиты по всему спектру частот. Подобная практика сильно перегружает сети, особенно 3G (к слову, сейчас голосовая связь осуществляется преимущественно именно через 3G и это чревато ухудшением качества услуг в данной сфере). Помимо этого, высокая конкуренция и падение реальных доходов населения не позволяет устанавливать на безлимитный интернет достаточно высокую цену. Впрочем, эта проблема решается характерным для России высоким «чистым» оттоком клиентов. По моим оценкам, он составляет около 45%: игроки «большой четверки» каждый год обновляют свою абонентскую базу на 35-55%»,- говорит Тимур Нигматуллин.

Получается порочный круг: операторы возвращают безлимитный интернет один за другим, существенного перетока абонентской базы не происходит, ведь «родной» оператор тоже запустил услугу. При этом сами операторы несут издержки от такого шага.

Расходы большие, выгоды туманные

Многие эксперты рынка смотрят на введение безлимита как на способ передела рынка весьма скептически

Многие эксперты рынка смотрят на введение безлимита как на способ передела рынка весьма скептически. Расходы большие, выгоды туманные. А тут еще капитальные расходы на закон Яровой и построение новых сетей (от LTE и LTE advaced до 5G). Конечно, возможно безлимит спровоцирует спрос на дорогие смартфоны и в целом повышение ARPU абонентов. Но это тоже пока слабо прогнозируемо.

По мнению Тимура Нигматуллина, на рынке, где представлено четыре игрока, перманентно вспыхивают ценовые войны. В результате у отдельных игроков, а позже у всех появляются безлимитные тарифы. Далее операторы сталкиваются с ухудшением рентабельности (тем более что «закон Яровой» усугубляет ситуацию) и отказываются от безлимита. Чистый отток делает свое дело, количество абонентов с безлимитами в абонентской базе снижается, и цикл рано или поздно повторяется.