Крупнейшим беззалоговым сегментом розничного кредитования является рынок нецелевых кредитов. На него приходится почти 40% портфеля. Процентные ставки в этом сегменте у лидеров рынка различаются значительно: от 12,25 до 64% (см. таблицу). Большинство лучших предложений — в диапазоне 12–15%, что говорит о высокой ценовой конкуренции.

По данным Frank Research Group, для открытого рынка самые выгодные предложения у Газпромбанка, ВТБ 24 и Сбербанка. При этом Сбербанк предлагает не самую лучшую ставку, как можно было бы предположить.

Большинство лучших предложений — в диапазоне 12–15%, что говорит о высокой ценовой конкуренции

Один из самых интересных для кредитования клиентских сегментов — зарплатный. Здесь ценовая конкуренция еще более ожесточенная.

Если сравнить размер дисконта для зарплатных клиентов с дисконтом для клиентов с открытого рынка, то видно, какие банки делают ставку именно на зарплатников.

Максимальную скидку предоставляют Россельхозбанк, Альфа-банк, Почта банк — 4–4,5 п. п.

Один из самых интересных для кредитования клиентских сегментов — зарплатный

Райффайзенбанк и ВТБ предлагают равные условия зарплатным клиентам и клиентам с открытого рынка, надо заметить, не самые плохие. Это говорит о том, что оба сегмента одинаково приоритетны.

У банков, не имеющих большого портфеля зарплатных проектов, может встречаться курьезное соотношение предложения для зарплатников и открытого рынка: «Хоум кредит» предоставляет зарплатным клиентам ставку выше, чем для новых. Основной акцент «Хоум кредит» делает на открытый рынок и клиентов банка, для которых уже сформировано персональное предложение. Средний дисконт для зарплатных клиентов среди банков, входящих в топ-10 по объему портфеля, составляет 0,65 п. п.

Райффайзенбанк и ВТБ предлагают равные условия зарплатным клиентам и клиентам с открытого рынка, надо заметить, не самые плохие

Ставки по кредитам наличными более инертны по сравнению со ставками по вкладам и ипотеке. Эффект от снижения ключевой ставки может отразиться на этом рынке через 3–6 недель.