Данные о состоянии рынка микрофинансирования по итогам второго квартала 2016 года были опубликованы в «Обзоре ключевых показателей МФО» Банка России.

В первую очередь рынок рос за счет сегмента микрозаймов, выдаваемых физлицам

По данным обзора, в первом полугодии текущего года портфель микрозаймов компаний увеличился до 79,2 млрд рублей (рост за квартал — почти на 15%, или 10,2 млрд руб.). В первую очередь рынок рос за счет сегмента микрозаймов, выдаваемых физлицам,— на них по итогам второго квартала пришлось 84,4% всех выданных за квартал микрозаймов. Средняя сумма потребительского микрозайма за квартал также выросла — до 9,7 тыс. руб. (или на 3,2%). В сегменте займов «до зарплаты» (суммой до 45 тыс. руб. и сроком до двух месяцев) средняя сумма займа за квартал выросла на 6,5%, до 6,6 тыс. руб.

Участники рынка микрофинансирования подтверждают рост средней суммы микрозайма. Так, в компании MoneyMan, работающей в онлайне, она выросла по всем продуктам. По словам ее гендиректора Бориса Батина, «в первом полугодии прошлого года средний размер займов до зарплаты составлял 9960 руб., по итогам первого полугодия текущего года он увеличился до 11 130 руб. По нашим оценкам, к концу 2016 года сумма займа увеличится до 11 500 руб.». При этом по займам, выдаваемым на более долгий срок, средняя сумма увеличилась на 20%, поясняет Борис Батин. Отмечают рост средней суммы микрозайма и в компании «Быстроденьги». По словам участников рынка, основная причина увеличения суммы микрозайма связана с инфляцией.

Наибольший рост доли просрочки произошел в сегменте МФО потребительского микрофинансирования

Одновременно с ростом рынка потребительских микрозаймов в этом сегменте росла и доля просроченной задолженности. По данным Банка России, наибольший рост доли просрочки «произошел в сегменте МФО потребительского микрофинансирования (без учета значений МФО, связанных с банками), что частично объясняется высокими темпами роста в предыдущие периоды». За первое полугодие доля просрочки свыше 30 дней в этом сегменте (кроме микрозаймов «до зарплаты») выросла на 2 процентных пункта, достигнув 50,2% от портфеля микрозаймов. В сегменте «займов до зарплаты», по данным ЦБ, по итогам второго квартала 2016 года доля просроченных займов снизилась и составляла менее 50% от портфеля, но все равно находилась на высоком уровне — выше 40%.

По словам гендиректора компании «Быстроденьги» Юрия Провкина, «компании, выдающие краткосрочные займы, быстрее могут видеть негативные тенденции по увеличению просрочки за счет своей высокой оборачиваемости». Это короткие заимствования, по ним проще отследить отклонения по оплате, так как она наступает в среднем через две недели.

Сегодня цена на портфели микрофинансовых займов неприемлема для компаний

«А вот в сегменте installment (то есть займы, выдаваемые на более долгий срок.— Bankir.Ru) предполагаются годовые сроки, и, соответственно, такие сигналы компании получают позже,— указывает Юрий Провкин.— К тому же технологическая база краткосрочных займов сильнее, их скоринговые системы используют уникальные комбинации с внешними партнерскими моделями Big Data на основе данных телеком-операторов, социальных сетей, анализа канала привлечения заемщика, device-id». Впрочем, по мнению Бориса Батина, «данный показатель по объему просроченной задолженности может быть связан с тем, что сегодня компании не готовы продавать данные портфели коллекторам». Сегодня цена на портфели микрофинансовых займов неприемлема для компаний — она очень низкая, и в среднем стоимость такого портфеля по рынку составляет порядка 2% от его стоимости, указывает Борис Батин. В результате, по его словам, компании не продают проблемные активы, они стараются взыскивать их самостоятельно, но так как это долгий процесс, проблемные активы растут.

Количество компаний, готовых заниматься микрокредитованием, сокращается

В свою очередь, в МФО, аффилированных с крупными розничными банками, доля просрочки гораздо ниже. «Характерной для данных МФО является работа с типовыми клиентами банков, что обуславливает крайне низкое значение доли просроченной задолженности (сроком более 30 дней) — средневзвешенное значение 2,2%»,— отмечается в обзоре ЦБ. Напомним, в настоящий момент на рынке известны как минимум четыре близкие банкам МФО, это — «ОТП финанс» (ОТП-банк), «Хоум Кредит экспресс» (ХКФ-банк), «Т-финанс» (Тинькофф Банк) и «Лето-деньги» («Почта банк»).

При этом количество компаний, готовых заниматься микрокредитованием, сокращается. «Во втором квартале 2016 года за неоднократные нарушения законодательства из государственного реестра исключены сведения о 163 МФО, еще 154 МФО покинули рынок добровольно»,— отмечается в обзоре Банка России (подробнее об исключении МФО из реестра читайте в статье). При этом количество новых участников, пришедших на рынок, существенно снизилось: по сравнению с предыдущим кварталом количество МФО в реестре сократилось на 292, до 3560, сообщают в ЦБ.

До конца года рынок покинет треть МФО емпы ухода микрофинансовых организаций с рынка набирают обороты. Так, в мае–июле 2016 года реестр МФО покинуло более 60% всех исключенных с начала 2016 года компаний. Участники рынка указывают, что на рост темпов ухода МФО с рынка влияет увеличение регулятивной нагрузки, и считают, что до конца 2016 года рынок может покинуть порядка трети компаний.

Впрочем, несмотря на активное сокращение количества зарегистрированных в реестре компаний, участники рынка МФО ожидают дальнейшего роста этого рынка. «В годовом выражении портфель МФО составит порядка 88 млрд руб.,— прогнозирует Юрий Провкин.— Портфель займов „до зарплаты” составит около 16,5 млрд руб., темп прироста — 25%».

Объем рынка онлайн-кредитования вырастет за счет перетока клиентов из офлайн-компаний в сервисы онлайн-кредитования

По его словам, рынок вырастет за счет улучшения макроэкономической ситуации и выхода банковских МФО на рынок микрозаймов. При этом ожидают дальнейшего роста своего сегмента и участники онлайн-кредитования. По словам Бориса Батина, «по итогам первого полугодия 2016 года онлайн-игроки выдали около 3,4 млрд руб., по итогам всего года этот показатель составит 8–10 млрд руб.». Объем рынка онлайн-кредитования вырастет за счет перетока клиентов из офлайн-компаний в сервисы онлайн-кредитования, а также перехода в онлайн клиентов МФО, которые были исключены из реестра Банка России.