ЕСИА предназначена для предоставления госуслуг и услуг финансового сектора, а также самых разных жизненных ситуаций.

На портале государственных услуг зарегистрировано 35 млн граждан — это каждый второй пользователь интернета в стране, и каждые шесть секунд регистрируется новый пользователь. По словам Козырева, на сегодняшний день применение ЕСИА обеспечивает предоставление десятков миллионов фактов данных на портале государственных услуг, а применение этой системы для упрощенной идентификации уже помогло и банкам, и другим организациям финансового сектора начать предоставлять удаленно услуги, предусмотренные действующей редакцией ФЗ-115.

ЕСИА предназначена не только для предоставления госуслуг и услуг финансового сектора, но и для других сфер жизни

«Мы считаем, что, как в реальном мире у человека есть паспорт, так и в электронном виде у него должен быть электронный идентификатор-аутентификатор, который можно было бы использовать не только для получения государственных услуг и услуг финансового сектора, но и для других сделок. Мы сейчас разрабатываем поправки к законодательству в области связи, которые разрешат операторам связи применять удаленную идентификацию через Единую систему идентификации и аутентификации для заключения договоров связи»,— заявил замминистра. ЕСИА предназначена не только для предоставления госуслуг и услуг финансового сектора, но и для других сфер жизни, в том числе электронной коммерции, а также самых разных жизненных ситуаций.

Как работает ЕСИА

При регистрации в системе человеку достаточно сообщить о себе ограниченный перечень идентификаторов — номер паспорта и номер СНИЛС

«Люди, которые будут приходить в банки и показывать паспорт в первый раз, будут помечаться в системе специальным флажком»,— пояснил Козырев. Это будет говорить о том, что человек прошел полную личную идентификацию, разрешающую ему проводить финансовые операции через интернет-банк с другими банками. Этот принцип однократной явки в банки для идентификации и аутентификации будет давать право действовать на финансовом рынке.

При этом при регистрации в системе человеку достаточно сообщить о себе ограниченный перечень идентификаторов — номер паспорта и номер СНИЛС. Вся остальная информация, содержащаяся в его профиле, будет поступать из государственных информационных ресурсов и верифицироваться. Таким образом будет обеспечиваться актуальность и достоверность данных, содержащихся в профиле гражданина.

Мы предполагаем, что в профиле гражданина будет висеть его фотография, вклеенная в паспорт, полученная нами из системы МВД

При входе в интернет-банк «человека с флажком» будет видеть экран для ввода логина и пароля от системы госуслуг. После ввода логина и пароля от госуслуг данные о пользователе будут передаваться в банковскую информационную систему. Получивший эти сведения банк будет иметь полное право отказать в обслуживании или включить дополнительные проверки. «На этом этапе можно использовать биометрию как дополнительный способ идентификации. Этот вопрос мы планируем проработать. Мы предполагаем, что в профиле гражданина будет висеть его фотография, вклеенная в паспорт, полученная нами из системы МВД. Таким образом, использование для биометрии фотографии и организация сеанса видеосвязи позволит сверить изображения»,— пояснил Козырев.

Планируется, что для пользователя вся схема будет очень простой и не будет отличаться от пользования любым другим сервисом в интернете, когда человек, зарегистрированный на том или ином сайте, просто вводит пароль. Также предусмотрена многофакторная идентификация — то есть пользователь сможет включить получение кода по SMS или использовать биометрию как обязательный фактор идентификации.

«Мы предполагаем, что эта схема будет закреплена законодательно. Такой способ идентификации мы предполагаем реализовать технически уже в 2017 году. Это вопрос самого ближайшего будущего. Если у нас будет согласие, что это нужно сделать таким образом, технически это сделать для нас не представляет труда»,— подчеркнул замминистра.