«С точки зрения рынка платежных сервисов у нас все хорошо!» — с такого заявления начала свое выступление на XIV Международном банковском форуме «Банки России — XXI век» Екатерина Петелина. Свои слова она подкрепила действительно позитивной статистикой.

  • Обороты по платежным картам за прошедшие пять лет выросли втрое, при этом доля безналичных расчетов по картам в этом году может составить 30% или более — при том, что три года назад она составляла 20%. «Это очень хороший, здоровый тренд для платежной индустрии!» — подчеркнула Екатерина Петелина. По ее словам, в ближайшие три-четыре года эта доля в России может вырасти до 40% и более. Это означает, что безналичные платежи буду расти примерно на 18–20% в год.
  • Количество транзакций в штуках растет быстрее, чем в объемах. «На самом деле это тоже позитивно — люди начинают оплачивать картами свои ежедневные нужды,— объяснила Екатерина Петелина.— Если раньше картой платили за одежду, за отель, билет на самолет и так далее, то сейчас карта — это транспорт, продукты. Треть всех транзакций по картам Visa сейчас совершается на ежедневные нужды.
  • Рост доли трансграничной электронной коммерции. В общих трансграничных транзакциях доля электронной коммерции выросла с 35 до более чем 40%. В целом объем электронной коммерции за последнюю пару лет увеличился более чем на 60%. «Несмотря на то, что люди немножко „поджались” с точки зрения поездок за границу, транзакционная активность нашего российского населения именно в электронной коммерции активно растет»,— указала Екатерина Петелина.
  • Бесконтактные платежи за последний год показали «ошеломляющий рост»: объемы выросли в 2,5 раза, транзакции — в 4,5 раза. «Все хотят платить быстро!» — резюмировала Екатерина Петелина.

Глава Visa в России назвала пять трендов будущего, которые сегодня намечаются в платежной индустрии

  1. Изменение потребительских предпочтений. Людям важны скорость, безопасность, простота и персонализация.
  2. Больше информации, меньше лояльности. Современные потребители много знают и много хотят. Повышается конкуренция брендов, компаний, банков за лояльность потребителя.
  3. Смена формата общения. Полномасштабный интернет-банк уступает место мобильному банку, мобильный банк — приложениям, приложения — мессенджерам, мессенджеры — ботам. Читать массивы текста уже никому не интересно. Люди хотят воспринимать видео, картинки, голос.
  4. Появление новых игроков в экосистеме. Это и финтехкомпании, и технологические гиганты, такие как Apple, Samsung, Google. А также социальные сети.
  5. Digital, mobile, новые форм-факторы. Каналы взаимодействия с клиентом меняются в целом по всему миру. Рост транзакций с физической картой — 3%, с картой в телефоне — 53%, с картой в устройстве («интернет вещей», новые форм-факторы — часы, кольца, консоли, автомобили) — 91%.