«Я, к сожалению, не могу сказать, что у нас образование развивается очень быстрым темпом. На мой взгляд, оно, к сожалению, очень быстрым темпом отстает. И там требуется <приложить> огромные усилия. И в сфере дошкольного образования, что является, наверное, наиболее важным звеном школьного образования, вторая по важности история. И во всех видах профессионального образования, включая, естественно, высшее образование.

Наша страна всегда претендовала на некое интеллектуальное лидерство

Это ключевая задача для того, чтобы из третьего уклада в экономике перейти к экономике в четвертом <укладе>, о котором мы так много говорим.

Ответ на вопрос «Готовы ли мы к этому переходу?» очевиден — нет. Вообще, это сегодня тема одна из самых актуальных в мире, но для нашей страны она имеет особое значение. Наша страна всегда претендовала на некое интеллектуальное лидерство. Построить интеллектуальное лидерство, не создав такую «фабрику» выращивания талантливых и креативных людей — невозможно…

Кто-то предпочитает образование на дому, и оно, как мы знаем, бывает очень эффективным — но не все его себе могут позволить. Кто-то выбирает частные школы, которые, на мой взгляд, очень качественные и хорошие, но там тоже… Все это связано с платным образованием.

Отбор будет строжайший, попадать туда будут дети со всей страны, единицы. Это подготовка элиты

Все, что касается бюджетной сети — есть очень хорошие школы, но в которые нужно суметь попасть. Есть школа МГУ, есть известная, великая школа Колмогорова… Но вы понимаете, что отбор туда будет строжайший, попадать туда будут дети со всей страны, единицы. Это подготовка элиты. Как в свое время в Советском Союзе была сеть физико-математических школ по стране, и она давала огромное количество ученых и руководителей крупных предприятий и государства. Это отдельная сейчас задача.

Но, конечно, стоит задача и массового образования. В этом смысле то, что сейчас сделано в Москве — Москва вошла в пятерку городов с самыми продвинутыми школами, самыми лучшими показателями в области математики, чтения и еще, по-моему, трех дисциплин, сейчас точно не вспомню всех. И вот это прорыв, я считаю. Это результат того, <что> мэр Собянин делает в городе Москве. Не все, может быть, с этим соглашались, это был болезненный процесс. Но сейчас мы видим, что это дает изменения в качестве образования. Такую работу или подобную работу нужно, конечно, вести во всех регионах.

Наиболее важно для нас, как родителей, помимо выбора школы — конечно, инвестировать в своих детей самим

Я, как родитель… мои дети ходят в частную школу, которая мной же создана (очевидно, имеется в виду Хорошёвская гимназия в Москве — Прим. Банкир.Ру). Поэтому я считаю, что там очень приличный уровень образования, будем стараться ее развивать. Это выбор каждого…

Я бы сказал, что наиболее важно для нас, как родителей, помимо выбора школы — конечно, инвестировать в своих детей самим. Потому что первая проблема в системе образования — это не только качество учебных заведений, но и качество подготовки родителей к выполнению родительских функций. Если мы выполняем эти родительские функции качественно, то школа, детский сад или вуз является очень важным элементом — но все-таки вторичным, конечно.

Извините за длинный ответ, но <он>  на «больную» тему».