Рост числа МФО, покидающих рынок,  подтверждаются данными государственного реестра МФО, опубликованного на сайте ЦБ.

С мая количество исключаемых из реестра компаний начало существенно расти

Так, в мае–июле 2016 года из госреестра МФО выбыло 434 МФО. Всего с начала 2016 года реестр покинуло 734 МФО (по данным на 29 июля 2016 года). При этом с января по апрель темпы исключения МФО из госреестра снижались. Так, в январе ЦБ исключил из реестра 99 МФО, в феврале — 94 МФО, в марте — 66 МФО, в апреле — 41 МФО.

С мая количество исключаемых из реестра компаний начало существенно расти. Так, в мае из реестра были исключены уже 128 компаний, в июне — 162 компании. В июле темпы исключения МФО из реестра снизились, но незначительно — реестр покинули 144 МФО.

При этом практически половина игроков, выбывших из реестра с начала 2016 года, прекратили свою деятельность добровольно — то есть сами написали соответствующие заявления, свидетельствуют данные ЦБ. Как пояснили порталу Bankir.Ru в ЦБ, «Банк России по итогам I квартала 2016 исключил из реестра сведения о 241 МФО. Из них в связи с неоднократными в течение года нарушениями исключены сведения о 86 организациях, на основании заявлений добровольно прекратили деятельность, утратив статус МФО, 155 организаций. 

В течение III квартала 2016 года исключены сведения о 164 МФО

По итогам II квартала 2016 года исключены сведения о 317 МФО: в связи с неоднократными нарушениями в течение года исключены 163 организации, на основании поданных заявлений статус МФО утратили 154 организации.

В течение III квартала 2016 года (по состоянию на 3 августа 2016 года) исключены сведения о 164 МФО: в связи с неоднократными нарушениями в течение года исключены 114 организации, на основании поданных заявлений — 50 МФО». Небольшие расхождения между абсолютными цифрами в реестре МФО и данными ЦБ связаны с тем, что государственный реестр Банка России включает информацию о ликвидированных и реорганизованных МФО.

Причин увеличения числа МФО, которые выходят из реестра ЦБ, а значит, теряют право на микрофинансовую деятельность, несколько

«Такая сложившаяся поквартальная динамика связана в том числе с требованиями к срокам сдачи отчетности о микрофинансовой деятельности (за календарный год отчетность представляется МФО не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, а за I квартал — не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода) и применением Банком России поступательных мер воздействия в зависимости от неоднократности и характера нарушений»,— поясняют в ЦБ. При этом там отмечают, что при подаче в Банк России заявления об исключении сведений из государственного реестра МФО не указывают обстоятельства, послужившие причиной для подачи такого заявления.

По словам участников рынка микрофинансирования, причин увеличения числа МФО, которые выходят из реестра ЦБ, а значит, теряют право на микрофинансовую деятельность, несколько. Во-первых, «на деятельность МФО оказало значительное влияние принятие федерального закона от 29.12.2015 года №407-ФЗ, который кардинально изменил правила игры на рынке микрофинансирования»,— указывает глава МФО «Мани Фани» Александр Шустов. Напомним, этот закон вступил в силу 29 марта 2016 года. В числе основных нововведений — разделение МФО на микрокредитные (МКК) и микрофинансовые компании (МФК), при этом право привлекать средства физлиц сохранится только у МФК. «Однако для того, чтобы получить статус МФК, компаниям нужно соответствовать ряду требований. В частности, их капитал должен быть не менее 70 млн рублей»,— отмечает Александр Шустов. По его словам, многие небольшие МФО не имеют возможности увеличить свой капитал до этого уровня, а лишение возможности привлекать деньги граждан фактически перекроет им доступ к финансированию своего бизнеса и, значит, он потеряет свою рентабельность.

ЦБ продолжает активно исключать из реестра МФО компании, которые не ведут реальной деятельности и не сдают отчетность

Еще одна причина резкого увеличения количества МФО, исключенных из реестра,— это введенное тем же ФЗ №407 ограничение на предельный размер процентов, начисляемых по займу. «Начисление процентов по договорам потребительского микрозайма с конца марта фактически было ограничено его четырехкратной суммой»,— напоминает замдиректора по развитию бизнеса компании “Миг кредит” Динара Юнусова. «Многие небольшие МФО, в том числе и онлайн-игроки, специализировавшиеся на выдаче так называемых займов “до зарплаты” (суммой до 30 тыс. рублей и сроком до месяца), основной доход получали за счет процентов, которые в течение длительного срока им платили клиенты, не расплатившиеся по займу в положенный срок. Однако теперь доходы таких компаний ограничены, при том, что расходы на ведение бизнеса только увеличиваются»,— продолжает Динара Юнусова. Кроме того, по ее словам, для того, чтобы продолжать выдавать микрозаймы онлайн, компаниям также придется получать статус МФК, а многим небольшим онлайн-МФО это попросту не под силу. Кроме того, ЦБ продолжает активно исключать из реестра МФО компании, которые не ведут реальной деятельности и не сдают отчетность, что также влияет на количество компаний, которые выбывают из реестра, указывают участники рынка.

Закон о регулировании взыскания задолженности, налагает на взыскателей ряд ограничений

Еще одна причина, которая косвенно могла повлиять на решение некоторых компаний прекратить микрофинансовую деятельность,— принятие в начале июля закона, регулирующего деятельность по взысканию задолженности (№230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…»). По словам замдиректора СРО МиР Андрея Паранича, некоторые маленькие компании считают, что новый закон может снизить эффективность взыскания, и принимают решение о выходе из бизнеса.

Закон о регулировании взыскания задолженности, действительно, налагает на взыскателей ряд ограничений: сокращается количество личных контактов с должником, коммуникаций по телефону и электронной почте, должникам предоставляется право отказаться от общения со взыскателем, указывает президент коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. При этом, по ее словам, «в течение всего первого полугодия 2016 года к деятельности взыскателей, особенно тех, кто работал с долгами МФО, СМИ, общественность и государственные деятели относились с особенным вниманием, и часть не очень добросовестных компаний, применявших некорректные методы взыскания к должникам, вынуждены были внести существенные коррективы в свою деятельность, что могло сказаться на эффективности взыскания».

Таким образом, мы наблюдаем результат поступательных действий, направленных на повышение эффективности бизнес-моделей МФО

Впрочем, в ЦБ считают, что принятие закона о коллекторской деятельности не повлияло на рост числа исключений МФО из реестра. «По нашему мнению, принятие закона, регулирующего коллекторскую деятельность, не является причиной роста темпов добровольного исключения МФО из реестра. Данная тенденция в основном связана с принятием федерального закона от 29.12.2015 года №407-ФЗ, — поясняют в ЦБ. «Таким образом, мы наблюдаем результат поступательных действий, направленных на повышение эффективности бизнес-моделей МФО и уход с рынка организаций, которые формировали свои доходы за счет роста просроченной задолженности граждан»,— резюмируют в Банке России.

При этом участники рынка считают, что активное исключение МФО из реестра в ближайшее время продолжится. «Рынок последовательно ужесточается с 2015 года: так, компании уже обязали ежеквартально присылать отчетность регулятору, величина процентов по займу также ограничивается ЦБ и так далее. Кроме того, расходы на привлечение клиентов и стоимость фондирования растут. Не все компании справляются с этими факторами, и не исключено, что до конца 2016 года рынок могут покинуть около трети из всех работающих на рынке 3,5 тысяч МФО»,— предупреждает Динара Юнусова.