Было бы неверно представлять PSBC этаким финансовым стартапом, отмечает The Economist. Девять лет назад он был создан на базе подразделения почтовой службы, которое на протяжении двух десятилетий служило неким подобием банка. В свое время, стремясь обеспечить финансовыми услугами сельскую местность, правительство решило оборудовать почтовые конторы специальными окошками. В них местные жители могли сдать на сохранение свои сбережения. По этому пути в разное время прошли очень многие страны.

PSBC располагал 40 тыс. отделений. Его офисная сеть покрывает 98,9% волостей КНР

Для жителей множества китайских деревень почтовый банк по-прежнему остается единственным финансовым учреждением, которому можно доверить свои накопления. Он также дает возможность десяткам миллионов вчерашних крестьян, перебравшихся на заработки в города, отсылать домой заработанные деньги. На конец марта нынешнего года PSBC располагал 40 тыс. отделений. Его офисная сеть покрывает 98,9% волостей КНР. Услугами банка пользуются 505 млн розничных клиентов, то есть примерно один из каждых трех жителей Китая.

Но PSBC редко служил чем-то иным, кроме как местом для хранения денег. До недавнего времени он передавал почти все вклады центральному банку и зарабатывал в итоге копеечную прибыль. Наверное, именно поэтому, говоря о предстоящем IPO, в PSBC не превозносят свои достижения. Вместо этого, как отмечает The Economist, там фокусируются на масштабах и огромном нереализованном потенциале.

Решение правительства КНР выделить PSBC в отдельную компанию в 2007 году, предоставив право увеличить объем кредитования, стало первой попыткой властей улучшить его показатели. Тем не менее, в 2015 году прибыль, заработанная на выданных кредитах, составила всего лишь 0,51% от их общего объема. Это более чем вдвое уступает среднему результату банков Китая, зафиксированному на уровне 1,1%.

Крупные инвесторы убеждены, что PSBC в состоянии преобразиться

Корпоративное управление PSBC тоже оказалось не на высоте. Тао Лиминь, возглавлявший банк с момента его выделения в самостоятельную компанию, был осужден за коррупцию в 2012 году. Месяц назад он умер в тюрьме.

Однако крупные инвесторы убеждены, что PSBC в состоянии преобразиться. В прошлом году 17% его акций были проданы консорциуму, в состав которого вошли швейцарский банк UBS и самый большой пенсионный фонд Канады. IPO, запланированное на сентябрь, может принести $10 млрд и пополнить скудный капитал.

У PSBC, полагает The Economist, есть все возможности для роста. Пока соотношение кредитов и депозитов на его балансе составляет 39%. Это на 30 процентных пунктов меньше, чем у других китайских банков. Огромная доля в его активах по-прежнему приходится на облигации государственных займов с низкой доходностью. Кроме того, PSBC еще предстоит использовать все преимущества гигантской клиентской базы и начать продавать другие продукты, Услуги страхования, например.

При всех вариантах процесс превращения в полноценный розничный банк обещает стать достаточно сложным. Похоже, что низкая доходность заложена в самой природе почтовых банков, замечает по этому поводу The Economist. Как заявил изданию один из китайских экспертов банковского сектора, у PSBC есть обязательство оказывать финансовые услуги в сельских районах. Он не может взять и просто так закрыть нерентабельные офисы.

Tencent и платежное подразделение компании Alibaba вошли в число инвесторов PSBC. Участие в его капитале поможет им наладить контакты с клиентами банка

Пока PSBC по-прежнему держится за устаревшую бизнес-модель с опорой на офисную сеть (bricks-and-mortar model), в финансовую систему Китая все больше проникают технологические новшества. Растет популярность мобильного банкинга. Платежные приложения двух исполинских интернет-компаний, Tencent и Alibaba, насчитывают в общей сложности как минимум 500 млн пользователей. Большинство из них сейчас живет в крупных городах, а не в удаленных деревнях, где сосредоточена клиентура почтового банка. Но новейшие технологии обязательно доберутся и туда. Это лишь вопрос времени, полагает The Economist.

Технологические компании, по оптимистическим оценкам, станут работать вместе с почтовым сберегательным банком, а не против него. В прошлом году Tencent и платежное подразделение компании Alibaba вошли в число инвесторов PSBC. Участие в его капитале поможет им наладить контакты с клиентами банка.

Имеется, однако, и более циничный взгляд на природу их инвестиций. Согласно этой теории, технологические гиганты исполнили свой политический долг, оказав услугу правительству и поддержав государственный банк. Хотя бизнес-модель PSBC и важна для деревенского прошлого Китая, она будет все меньше соответствовать его городскому будущему, пишет в заключение The Economist.

Российский Почта Банк: все только начинается

Российский Почта Банк был открыт на базе отделений «Почты России» в апреле 2016 года. Банк развивает два формата. Первый – клиентский центр с двумя окнами продаж внутри большого отделения почтовой связи, оборудованный банкоматом. Второй формат предусматривает предоставление базового набора банковских услуг сотрудником почты, прошедшим дополнительное обучение. Он будет запущен в почтовой сети в августе 2016 года.

По итогам первого полугодия Почта Банк открыл 650 клиентских центров на базе отделений почтовой связи. Розничная сеть банка достигла порядка 1 тыс. клиентских центров, а количество банкоматов превысило эту отметку. К концу 2016 года банкоматная сеть составит порядка 2 тысяч устройств. По итогам полугодия чистая прибыль банка составила 94 млн рублей.

В конце 2015 года «Почта России» приобрела пакет размером 50% минус одна голосующая акция дочерней структуры ВТБ24 - Лето-банка, на базе которого в начале 2016 был запущен Почта-банк. Сумма сделки составила около 5,5 млрд рублей. Ранее говорилось, что инвестиции в Почта-банк составят 16–20 млрд рублей, позднее уточнялось, что эта сумма со временем может быть скорректирована.