Недавно глава Сбербанка Герман Греф заявил, что через пять лет пластиковые карты станут не нужны его банку, их заменит идентификация клиента по ладони и другим биометрическим параметрам. Однако хоронить карточки спешат не все. Судя по прогнозу Juniper Research, смерть банковских карт наступит не скоро, наоборот, их распространение может увеличиться благодаря новейшим способом эквайринга.

 

К 2021 году доля mPOS-терминалов на базе смартфонов и планшетов в общих розничных платежах составит 40% от мирового рынка эквайринга

Аналитики предрекают нам «мобильную» революцию в сфере обслуживания банковских карт, а именно: «шквальный» рост продаж mPOS-терминалов, которые через пять лет займут почти половину мирового рынка эквайринга.

Juniper Research, ведущая исследовательская компания в области мобильной связи, прогнозирует, что к 2021 году доля mPOS-терминалов на базе смартфонов и планшетов в общих розничных платежах составит 40% от мирового рынка эквайринга, общая сумма POS-транзакций достигнет $12,1 трлн, а соотношение мобильных и стандартных POS-терминалов в торговых точках будет более чем 1:3.

Мобильный эквайринг — молодая технология, которая начала развиваться в 2011–2012 годах. В России новый рынок mPOS стартует с низкой базы и показывает колоссальные цифры роста. К примеру, оборот компании 2can & ibox, занимающей 60% рынка мобильного эквайринга в России, с января 2015 года по март 2016 в сегменте курьерских сервисов вырос на 7103%, а в категории страховых компаний — на 776%.
При этом в настоящий момент, по данным той же исследовательской компании, доля мобильного эквайринга в мировых платежах составляет всего 12%. На мой взгляд, это еще оптимистичная оценка.

Каковы же причины роста mPOS-технологий?

Причина №1. Доступность

Что бы ни говорил Герман Греф, но в прошлое пока уходят не банковские карты, а наличные платежи. Банковской картой удобно платить, и это хорошо знает даже самый небольшой бизнес, который традиционно тяготеет к кэшу.

На российском рынке цена терминала примерно в девять раз выше цены мобильного ридера

Отказ от наличных, как мы знаем, приветствуют и регуляторы. Для миллионов предпринимателей с небольшим оборотом mPOS это, по сути, единственная возможность принимать банковские карты. Традиционный банковский терминал для таких предпринимателей стоит слишком дорого: на российском рынке цена терминала примерно в девять раз выше цены мобильного ридера, схожую картину мы наблюдаем и в других странах. В результате малый и средний бизнес активно переходит с «кэша» на mPOS.

Причина № 2. Удобство

Конечно же, не только малый бизнес пользуется услугами мобильного эквайринга. MPOS, к примеру, активно используют службы доставки крупных интернет-магазинов и страховых компаний. Мини-терминал компактен и легко помещается в кармане курьера, а операции по оплате он проводит в приложении, установленном на смартфоне или планшете.

Причина № 3. Интеграция

Пожалуй, третья причина на сегодняшний день самая важная для целого ряда компаний. MPOS-сервис постепенно становится полноценной экосистемой для управления бизнесом, включающей в себя CRM, бизнес-аналитику, программы лояльности, решения для отдельных сегментов бизнеса (такие как мобильные кассы на основе планшетов), онлайн-кредитование, электронный кошелек, сервис предварительных заказов и т. д. К примеру, курьерские компании интегрируют платежный сервис с приложениями, включающими в себя управление заказами, систему навигации, отчеты о статусе заказа, контроль за персоналом и т. д. Помимо специализированных отраслевых приложений сервис может применяться и в других сферах: ресторанном бизнесе, розничной торговле, службе вызова такси и так далее.

Ведущие мировые компании скоро избавят пользователя от необходимости доставать банковскую карту при покупке

Больше всего с точки зрения интеграции продвинулись западные компании. Такие поставщики, как Square, iZettle, SumUp, уже не позиционируют свой сервис просто как мобильный ридер для приема карт, они предлагают полноценные экосистемы для бизнеса, включающие кредитование, аналитические платформы и многое другое. На базе ридера создается целое облако бизнес-сервисов, призванных оптимизировать его работу и снизить издержки с помощью автоматизации.

Постепенно совершенствуются и технологии приема платежей. Ведущие мировые компании переходят на бесконтактные платежи, развивают собственные мобильные кошельки и скоро избавят конечного пользователя от необходимости доставать банковскую карту при покупке.

Причина № 4. Проникновение

Очевидным драйвером роста mPOS становится проникновение мобильного интернета, который позволяет проводить платежи даже в чистом поле. Конечно, влияет на распространение mPOS и растущая популярность смартфонов и планшетов.

Проникновение устройств приема карт в России пока сравнимо с Таиландом или Вьетнамом, но еще в пять раз меньше, чем в Европе

По данным Juniper Research, mPOS-терминалы являются драйвером роста безналичных платежей в развивающихся странах — Индии, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Аналитики компании прогнозируют, что в 2021 году общая стоимость товаров, оплачиваемых через mPOS-устройства, превысит $5,6 млрд, причем большая часть таких платежей будет поступать из стран Дальнего Востока, Китая и Северной Америки.

Россию Juniper Research, похоже, слегка недооценивает. Борьба с безналичными платежами, проникновение мобильного интернета и смартфонов делают местный рынок не менее интересным для поставщиков mPOS. Кроме того, проникновение устройств приема карт в России пока сравнимо с Таиландом или Вьетнамом, но еще в пять раз меньше, чем в Европе, так что рынку есть куда расти.