Наша группа образовалась через серию слияний. И в результате мы являемся носителями огромного парка физических и программных технологий. В такой ситуации достаточно сложно быть впереди планеты всей с точки зрения инноваций.

«Точка» и Рокетбанк стали своего рода внутренними дисрапторами. Они заставили внутренние подразделения бегать быстрее

Основной фактор успеха финтеха — старт без необходимости обслуживания старых технологий. Новые стартапы начинают с нуля. Мы пошли по пути прибретения. После покупки «Точки» и Рокетбанка мы научились в рамках одного юрлица приращивать к себе новые, отдельно стоящие бизнесы. Они, естественно, входят в нас, мы применяем единые принципы комплаенса, но при этом существуют как самостоятельные технологические комплексы.

Мы технологически научились делать это. И приобретения стали очень удачными.

В настоящий момент «Точка» и Рокетбанк стали своего рода внутренними дисрапторами. Они заставили внутренние подразделения бегать быстрее, потому что возникла внутренняя конкуренция.

Наш ответ на вызовы финтеха был таким: через приобретение стартапов преодолевать разрыв.

Дисрапторы присматриваются

Несмотря на сильное регулирование, наш сектор является прекрасным таргетом для дисрапторов.

Несокрушимое положение — это на самом деле приглашение нас потеснить

Мы являемся примером классического сектора. Давно существуем, клиентам без нас не справиться, и это создает фальшивое ощущение безопасности. Плюс мы еще жестко регулируемся, аура безопасности от этого только усиливается. Кажется, что никакой Uber не пройдет. Но это ощущение фальшиво. Наоборот, несокрушимое положение — это на самом деле приглашение нас потеснить.

Атака  лучшая защита

Регулирование нас частично защищает, но при этом связывает руки. Мы исторически связаны огромным количеством правил. В то же время, есть вновь возникшие финансовые индустрии, вроде форекс-брокеров. Регулирование их происходит уже потом, когда рынок сложился — в ходе переговорного процесса.

Бóльшая интеграция с цифровыми маркет-плейсами, почему бы и нет?

Мировая экосистема финансовых услуг, согласно исследованию McKinsey, составляет $24 трлн, из ðирование позволяло нам со своего рынка двигаться в сторону захвата сопутствующих сервисов в гораздо большем спектре. Мы часто говорим об одном сценарии — когда нападают на нас, пытаются что-то отнять. Но мы бы тоже могли развиваться и расширяться в сопутствующие сектора. Я не говорю, что мы однажды увидим в рамках банка угольный карьер. Но бóльшая интеграция с цифровыми маркет-плейсами, почему бы и нет?

Назрели реформы в идентификации

Это дает возможность тем, кого регулирует ЦБ, не умереть под атаками финтех-дисрапторов

Мне кажется, этот форум запомнится очень важными новыми словами от регулятора. Мы услышали дискуссию на тему принципов и правил и термин «пропорциональное регулирование».

Это очень важно, когда мы говорим о финтехе,— дает возможность тем, кого регулирует ЦБ, не умереть под атаками финтех-дисрапторов.

Если эти сфера будем регулировать правилами, а не принципами, мы убьем свободу творчества. Мы будем прописывать каждый шаг, не давая свободы действовать. Очень важно договориться о принципах. И, кажется, мы уже на этом пути вместе с ЦБ.

Второй фактор — пропорциональность. А именно то, что в зависимости от уровня рисков должно меняться строгость регулирования. Например, идентификация клиента. Мы поговорим здесь про финтех, а потом пойдем в любое отделение банка — и потратим кучу бумаги — страниц восемьдесят на подпись. Ну какой тут финтех?

Назрели реформы, и я призываю подойти к ним со стороны принципов, а не правил

Нам очень важно установить личность клиента, но точно ли визит в отделение с проверкой паспорта — единственный способ сделать это?

Давайте взвесим риски и поймем, нужны ли вообще сегодня восемьдесят страниц бумаги? Просто с точки зрения защиты природы.

Очень важно уходить от устаревшего. Назрели реформы, и я призываю подойти к ним со стороны принципов, а не правил. Потому что мы придумаем инструкцию страниц на семьдесят, и уже через год она безнадежно устареет.

Давайте выберем идентификацию клиента для своеобразного теста — по рискам и по принципам.