Дэвид Графф, отвечающий за глобальную продуктовую политику Google, отдельно отмечает, что решение компании не касается организаций, предлагающих ипотеку, автокредиты, студенческие кредиты, кредиты бизнесу и кредитные карты.

Компания хочет оградить своих пользователей от опасных и вводящих в заблуждение финансовых продуктов

То есть речь идет исключительно о payday loans, или займах до зарплаты. Аргументируя такое решение, господин Графф подчеркивает, что компания хочет оградить своих пользователей от опасных и вводящих в заблуждение финансовых продуктов. По его словам, исследования показывают, что после оформления таких займов клиенты часто не могут их вернуть.

Здесь топ-менеджер Google лукавит, поскольку он не может не знать о том, что весомая доля граждан США и других стран не имеет возможности нести неожиданные расходы. И когда им срочно — за 15 минут — нужны деньги, единственный способ их получить — сервисы онлайн-кредитования. Своим решением поисковик ограничивает доступ к финансам для тех, кого не кредитуют банки. Стоит ли говорить, что это только усугубит их проблемы.

Это уже не первое действие Google по ограничению рекламы краткосрочных займов. В марте 2015 года они запретили ремаркетинговые кампании для компаний, выдающих payday loans. Это говорит о том, что компания долго шла к этому взвешенному решению, и вероятность его отмены крайне мала. О его причинах можно только догадываться, очевидно, сошлось несколько факторов. Из тех, что на поверхности,— желание Google выглядеть более социально ответственной компанией, с одной стороны, и большая дискуссия вокруг коротких займов — с другой.

Потери от рекламы payday loans он легко компенсирует за счет других компаний

Какими бы ни были причины, Google остается в выигрыше. Компания получает пиар, защищая своих пользователей от «ложных и вредных финансовых продуктов», и при этом почти не теряет доходов. Это самый популярный поисковик в мире, поэтому потери от рекламы payday loans он легко компенсирует за счет других компаний, которые захотят размещать свою рекламу по освободившимся поисковым запросам.

Если говорить о российском рынке, то, по нашим оценкам, рекламодатели микрофинансового рынка тратят на контекстную рекламу в AdWords около 100–120 млн руб. в месяц. С 13 июля большую часть этих денег российский Google будет получать от розничных банков, которые закупают в Сети наибольший объем рекламы.

От решения Google выиграет «Яндекс», его главный конкурент в России

Сейчас это Touch Bank, Ситибанк, Альфа-банк и Тинькофф банк. Клиентам, ищущим в поисковике «займы до зарплаты», «займы онлайн» и так далее, они предложат кредитки, кредиты наличными и POS-кредиты. И кому-то из них банки эти кредитные продукты выдадут.

Кроме того, от решения Google выиграет «Яндекс», его главный конкурент в России. Около половины бюджета, который МФО тратили на AdWords, они перенаправят в «Яндекс. Директ» — аналогичный сервис российского поисковика. Вторую половину бюджета получат «В контакте» и MyTarget в долях примерно два к трем.

Бенефициарами станут также российские SEO-агентства, занимающиеся поисковой оптимизацией и продвижением сайтов в системе Google. Ведь это останется единственным способом для привлечения трафика оттуда.

Сложнее станет работать МФО, пока не ясно, всем или лишь тем, кто специализируется на выдаче займов до зарплаты

Наибольшие потери понесут контрагенты МФО — агентства и веб-мастера, которые создают и продвигают их рекламу. Для них может закрыться весомый канал работы. Ну и конечно, сложнее станет работать самим МФО, причем пока не ясно, всем или лишь тем, кто специализируется на выдаче займов до зарплаты. Это зависит от того, как новые правила будут адаптированы в России. Сейчас в структуре привлечения МФО контекстная реклама составляет 15% из которых около 10% приходится на «Яндекс» и 5% — на Google. Очевидно, из-за решения последнего для МФО вырастет средняя стоимость «клика» в системах контекстной рекламы, так как для спасения планов продаж им понадобится больший объем трафика из «Яндекс. Директ». То есть увеличится средняя стоимость привлечения одного клиента.

Решение крупнейшего мирового поисковика войдет во все учебники о рекламе и маркетинге

Труднее всего придется небольшим игрокам и тем, кто недавно вышел на рынок. Они смогут привлекать клиентов в Google только за счет площадок веб-мастеров и агрегаторов. И если для российских компаний это будет не смертельно, хоть и ощутимо, то для западных payday loans игроков настанут по-настоящему непростые времена. Резюмируя, могу сказать, что недавнее решение крупнейшего мирового поисковика войдет во все учебники о рекламе и маркетинге. Сложно придумать более красноречивый пример того, как воля коммерческой компании влияет на несколько сфер экономической деятельности, причем во всех странах по-разному.