Развитым интернет-банком для физических лиц давно уже никого не удивишь. А вот бизнес практически всегда получал от банков дистанционные сервисы по остаточному принципу. Формально ДБО для юрлиц есть почти у каждого банка, но в основном это либо идеологически устаревшие системы «банк-клиент», либо неудобные, медленно развивающиеся онлайн-банки, лишенные многих свойств и функций, востребованных бизнесом уже сейчас.

Новый тренд задали кризисные явления в банковской отрасли. Со снижением процентных доходов банки активно пошли в безрисковый транзакционный бизнес. Но на устаревших системах ДБО заработать трудно, новые задачи требуют современных инструментов.

По мнению экспертов, опрошенных Банкир.Ру, дистанционное обслуживание для юрлиц начинает стремительно развиваться и дифференцироваться по рыночным сегментам. «Вопросом ближайших двух лет будет четкое разделение на ДБО для корпораций и МСБ,— утверждает Станислав Шилов, директор по продажам компании БИФИТ.— Первые получат прямую интеграцию с ERP-системами и сервисы для казначейства. Вторым через ДБО будут массово продавать небанковские продукты, например страховку и юридические услуги, а также интегрироваться с полезными для предпринимателей сервисами, такими как интернет-бухгалтерия, проверка контрагентов и так далее».

Разница между ДБО для корпораций и МСБ проистекает из разницы в пользователях, которые непосредственно работают с банками. В первом случае это профессиональные бухгалтеры, во втором чаще всего собственники, у которых нет времени и желания разбираться в технических и процедурных тонкостях обслуживания в банке. Им нужно попроще и поудобнее.

Владимир Михайлов, заместитель директора по развитию Faktura.ru (ГК ЦФТ):

— Система ДБО для корпораций должна уметь хорошо агрегировать и балансировать финансы, давать возможность гибко настраивать права пользователей, обеспечивать комфортное планирование и отправку большого количества платежей. Система ДБО для МСБ должна быть максимально близкой к ДБО для физических лиц. Победят те, кто будет разговаривать с представителями малого бизнеса на том же языке, что и с частными клиентами.  Читайте далее

Интеграция ERP-системы с банком крупным корпорациям просто необходима. Дело в том, что при большом количестве финансовых операций перенос данных между системой ДБО и ERP занимает слишком много времени, также на этом этапе неизбежно возникают ошибки и искажения данных. Другими словами, традиционный способ работы с банком через «банк-клиент» либо веб-приложение для корпораций обходится слишком дорого.

Дмитрий Широков, руководитель направления развития электронных продуктов корпоративного бизнеса Альфа-Банка:

— Сейчас в этом сегменте мы видим четкий тренд: крупные компании и корпорации переходят от классических интерфейсных банковских решений к прямой интеграции с банком. Они заинтересованы в прямом взаимодействии с банком, используя соединение host-to-host. Такое решение должно обладать высокой производительностью, выдерживать высокие нагрузки в части объемов платежей, а это сотни и тысячи операций ежедневно. Организовать прямой обмен данными между банком и ERP-системой компании — всегда индивидуальная работа. Есть и пакетные решения для таких интеграций, у нас это услуга «Альфа-Линк» для пользователей бухгалтерии 1C. Еще одно направление в крупном сегменте — создание решений по единому централизованному казначейству в группах компаний и холдингах.  Читайте далее

В развитии ДБО для юрлиц важную роль играет еще один кризисный тренд — снижение издержек в банковской отрасли. Дистанционное обслуживание обходится дешевле офисного почти на порядок, для банков оказывается очень выгодно сделать ДБО настолько удобным и функциональным, чтобы снизить очное общение с клиентом до минимума. Здесь на первый план выходит интерфейс, который в традиционном ДБО для компаний откровенно «хромает».

Елена Зулина, заместитель руководителя департамента транзакционного бизнеса, вице-президент банка ВТБ:

— Основным драйвером является направление по функциональному развитию, которое, по сути, состоит из стремления банков максимально автоматизировать бизнес-процессы взаимодействия с клиентами, что снижает операционную нагрузку и, соответственно, расходы банка, уменьшает сроки получения клиентом сервиса. Погружение процессов в систему дистанционного обслуживания также позволяет клиентам оптимизировать издержки. По нашему мнению, наличие тех или иных услуг в системе дистанционного обслуживания создают среду лояльности клиента банку, что в перспективе приносит дивиденды. Но даже погруженный в систему ДБО бизнес-процесс может быть неудобным. Юзабилити-составляющая является вторым важнейшим драйвером развития систем ДБО. Наша цель — удовлетворение потребностей клиентов, обеспечение комфортного и быстрого взаимодействия с банком. Необходимость обновления систем с учетом современных требований по юзабилити является мощным стимулом в развитии ДБО.  Читайте далее

Важно также, что при переносе обслуживания в дистанционные каналы попутно смещается фокус в продажах, с очных на дистанционные, что также требует развития ДБО. Онлайн-банки превращаются в маркетплейсы финансовых и нефинансовых услуг, которые могут понадобиться клиенту. Банки, стремясь максимально снизить риски, начинают зарабатывать не только на своих традиционных сервисах, они выступают посредниками в продажах небанковских сервисов, интересных для юридических лиц: консалтинг, бухгалтерские услуги, страхование, консьерж-сервисы и многое другое.

Андрей Абрамов, директор по продуктам ДБО и РЦК компании BSS:

— Система ДБО будет и должна развиваться в сторону неплатежных сервисов, поддерживать концепцию личного кабинета клиента, некоего электронного офиса — верного помощника клиента на всех стадиях его взаимоотношений с банком. Для потенциальных клиентов банка личный кабинет должен обеспечить быстрый и удобный выбор услуг и тарифного плана (разобраться с набором услуг и тарифов в новом для себя банке корпоративному клиенту подчас очень непросто), механизм резервирование счета, мастер подготовки анкеты. Удобный, лаконичный и понятный личный кабинет на этой стадии является одним из основных, но не единственным, аргументом для принятия клиентом решения по открытию расчетного/текущего счета и началу обслуживания в банке.  Читайте далее