— К общему тренду стоит отнести сокращение операционных затрат банка, связанных с обслуживанием клиентов: оптимизация численности сетевых подразделений, централизация операционной деятельности и т. п. Логическим следствием этих внутренних процессов является, по возможности, максимальный перенос банками в электронные каналы процесса взаимодействия со своими клиентами.

Система ДБО будет и должна развиваться в сторону неплатежных сервисов

Отсюда основной вывод: система ДБО будет и должна развиваться в сторону неплатежных сервисов, поддерживать концепцию личного кабинета клиента, некоего электронного офиса — верного помощника клиента на всех стадиях его взаимоотношений с банком. Для потенциальных клиентов банка личный кабинет должен обеспечить быстрый и удобный выбор услуг и тарифного плана (разобраться с набором услуг и тарифов в новом для себя банке корпоративному клиенту подчас очень непросто), механизм резервирование счета, мастер подготовки анкеты. Удобный, лаконичный и понятный личный кабинет на этой стадии является одним из основных, но не единственным аргументом для принятия клиентом решения по открытию расчетного/текущего счета и началу обслуживания в банке.

Для клиентов, которые прошли идентификацию и открыли в установленном порядке банковский счет, личный кабинет должен обеспечить быстрый и удобный механизм подключения к системе дистанционного банковского обслуживания. В случае, если клиент уже подключился к системе ДБО, личный кабинет должен обеспечить широкий спектр возможностей от электронного документооборота с банком, заключения сделок в электронной форме до заказа справок.

Современный мобильный банк для корпоративных клиентов малого бизнеса должен стать основным каналом продажи банковских услуг

Клиенты малого бизнеса в качестве основного канала платежного документооборота с банком постепенно начинают отдавать предпочтение мобильному банку. При этом современный мобильный банк для корпоративных клиентов малого бизнеса должен обеспечить не только удобное и безопасное оформление и подписание клиентских платежей, но и стать основным каналом продажи банковских услуг: поддерживать персональные банковские предложения, баннеры, а также текстовый чат для всех или VIP-клиентов — онлайн-канал дополнительной связи с клиентом в целях оказания технической поддержки, консультации по продуктам и услугам банка.

Система ДБО для клиентов малого и нижнего сегмента среднего бизнеса должна стать платформой, открытой для внешних финансовых сервисов: бухгалтерских систем, в том числе и сервисов онлайн-бухгалтерий, сервисов по проверке контрагентов, специализированных сервисов по управлению финансами и так далее. При этом клиент в системе ДБО должен иметь возможность не только выбрать из предложенного перечня сервис, подходящий именно ему, но и подключиться к этому сервису путем оформления заявки в электронном виде. Таким образом, современный и динамичный банк на основе взаимовыгодных партнерских программ с внешними организациями постепенно будет превращаться в открытую технологическую площадку, некий онлайн-магазин по продаже внешних финансовых сервисов, что повлечет за собой дополнительный транзакционных доход без существенных вложений в операционную и IT-инфраструктуру.

Предприятия среднего бизнеса должны работать в привычной для себя среде и управлять финансами без посредников в виде нескольких систем ДБО от разных банков

Для клиентов крупного бизнеса и верхнего сегмента среднего бизнеса классическая система ДБО, позволяющая оформить, подписать и отправить в банк платежные поручения, а также получить выписки, должна уступить место современной платформе дистанционного банкинга, непосредственно интегрированной в ERP-систему клиента с функциями мультибанкинга (маршрутизации расчетных документов клиента именно в тот банк, где открыт счет списания), управления финансами (казначейство, финансовый департамент клиента должны управлять своей позицией в режиме онлайн вне зависимости от количества открытых банковских счетов и обслуживающих банков), мощного аналитического сервиса.

Таким образом, корпорации, предприятия и организации среднего бизнеса должны работать в привычной для себя среде и управлять финансами без посредников в виде нескольких систем ДБО от разных банков.