Различного рода необанки и финансовые стартапы либо вливаются в крупные корпорации, либо прекращают существование.

На банковском рынке все меньше ярких проектов, меньше ярких продуктов. Золото российского банковского бизнеса, потускнев за последние пару лет, пока не приобрело благородного оттенка, присущего европейским коллегам, существующим на рынке десятилетия, а то и добрую сотню лет.

Только за 2015 год работы лишились более 30 тысяч банковских специалистов

По мере ухода звучных банковских имен с финансового рынка и броских вывесок с улиц российских городов уходят с рынка и банковские служащие. Только за 2015 год, по разным данным, работы лишились более 30 тысяч банковских специалистов. Безусловно, часть финансистов остаются в отрасли, однако очень многие из них меняют сферу приложения сил: уходят в консалтинг, преподавание, открывают собственный бизнес или совмещают первое, второе и третье. А иные и вовсе уезжают из страны, продолжая карьеру в Европе, Азии или даже в Африке.

Причиной такого превращения, разумеется, нередко является сложность с поиском новой работы, в которой были бы востребованы те или иные способности оказавшегося на перепутье профессионала. Так, согласно исследованию HeadHunter, за минувший год количество банковских резюме на портале выросло на 17%, тогда как количество вакансий, напротив, сократилось на 7%. Тем не менее, самой частой причиной смены вида деятельности, судя по моим, возможно вполне субъективным, наблюдениям, является потеря интереса к профессии.

Американский портал Scale не включил банковское дело даже в список топ-10 наиболее востребованных профессий

В этой связи характерно изменение отношения западной молодежи к профессиям, связанным с финансами. Если в России, согласно данным социологов, профессия финансиста еще входит в пятерку наиболее престижных занятий, в Европе и США ситуация уже изменилась. Так, американский портал Scale не включил банковское дело даже в список топ-10 наиболее востребованных профессий. На первых местах в рейтингах на Западе — врачи различных специальностей, ИТ-специалисты, инженеры, психологи и маркетологи.

Те же из нас, кто продолжает трудиться в российской банковской сфере, все же верят, что развитие возможно. Какие советы могли бы помочь финансистам, перестраивающим свой бизнес или запускающим новый проект, добиться успеха на стагнирующем рынке, все ниши на котором, казалось бы, заняты?

Мне видятся три направления такого поиска.

1. Ищите своего клиента.

Одним из примеров новой клиентской потребности, которая сейчас только формируется, является растущий на фоне снижения ставок по депозитам интерес к инвестиционным продуктам.

Для массового клиента сейчас открыты интересные возможности для инвестирования

Разумеется, в первую очередь этот интерес появляется у клиентов состоятельного сегмента, которых не устраивает близкая к нулю доходность банковских депозитов. Однако и для массового клиента сейчас открыты интересные возможности для инвестирования, одной из которых является индивидуальный инвестиционный счет, в рамках которого клиенты могут получить солидный налоговый вычет.
Когда большинство банков предлагает клиентам удобно и качественно потратить деньги, предложить клиентам так же удобно деньги заработать — значит «попасть» в очевидную клиентскую потребность.

2. Рационализируйте расходы.

Дальнейшее сокращение расходов в условиях рыночной неопределенности может привести к роковым последствиям

Если в ранней фазе кризиса большинство руководителей банков, поощряемые акционерами и консультантами, активно сокращали персонал и резали филиальную сеть, то сегодня ситуация изменилась. Дальнейшее сокращение расходов в условиях рыночной неопределенности может привести к роковым последствиям, таким как, например, потеря конкурентоспособности.

Как правильно сегодня расходовать бюджет? В первую очередь можно и нужно вкладывать в удержание, мотивацию и поиск лучших сотрудников. Нужно инвестировать в сохранение и укрепление отношений с наиболее лояльными клиентами и партнерами.

И конечно, нужно вкладывать деньги и управленческий ресурс в развитие. В разработку нового продукта, который поможет создать для организации долгосрочное конкурентное преимущество. В открытие отделения банка на внезапно освободившемся после прежних арендаторов перекрестке на центральной площади города. Даже если годом ранее вы уже закрыли в этом городе несколько убыточных отделений.

3. Ищите точку дифференциации.

Кризис — это не только время поиска новых возможностей, о чем нам говорит пресловутый китайский иероглиф, зачастую это время возврата к корням. Back to basics.

Я недавно разговаривал со своим другом, владельцем крупной тренинговой компании, о наиболее передовых управленческих практиках. И вот что меня поразило: наиболее передовой практикой, по его мнению, сейчас является «регулярный менеджмент». Каждый руководитель должен проводить время со своей командой — собирать совещания, еженедельно проводить со своими подчиненными часовые встречи и ставить задачи. Все новое, как известно, это извлеченное из нафталина старое.

Так и в банковском бизнесе — пришло время возвращения к истокам.

Специализация и фокус в периоды затишья помогают создать долгосрочные отношения с клиентами

Кто-то умеет делать хорошие кредитные карты, другой — военную ипотеку, а третий — превосходный специалист в области торгового финансирования или валютных опционов. Специализация и фокус в периоды затишья помогают создать долгосрочные отношения с клиентами.

Нам же очень приятно ощущать, что вкус нашего любимого капучино в кофейне на углу остается неизменно пряным и сладким. Особенно когда на улице пасмурно.

То, что мы сегодня наблюдаем, это неизбежное охлаждение и трансформация рынка после фазы быстрого роста, а значит — потускневшее золото снова засияет, а те банковские служащие, кто не разочаруется в отрасли, пройдут тест на верность профессии.