Читайте полную версию статьи.

Традиционно самая популярная причина займа — неотложные нужды — существенно нарастила свою долю в 2015 году с 53% до 66%. При этом на остальные виды (ремонт, оплата лечения, покупка техники и мебели) спрос заметно снизился. То есть люди предпочитали занимать на самое необходимое, отложив другие нужды на более благоприятные времена.

 

Дмитрий Жиздюк: «Рынок не созрел для того, чтобы воспринимать банк и МФО как нечто общее». Банки и МФО ищут перспективы сотрудничества. В каком состоянии сегодня потребкредитование, хотят ли клиенты брать займы по высоким ставкам и почему Альфа-банк не торопится идти в микрофинансовый сектор?

Изменения в 2015 году произошли в размере запрашиваемой суммы займа и сроках погашения займа. Снижение покупательной способности оказало отрицательное влияние на средний размер займа. Сумма займа снизилась с 24,5 тыс. рублей до 22,5 тыс. рублей. Важно отметить смену тенденции — преобладание среднего дохода над средней суммой займа. Средняя продолжительность займа сократилась с 45 недель в начале 2014 года до 36 недель в последнем квартале 2015-го. Заемщики умерили аппетиты и запрашивают меньшую сумму (в среднем менее 25 тыс. рублей). Фактически все заявки МФО удовлетворяют в полном размере.

Изменения произошли и в деталях портрета заемщика, хотя неизменным по сравнению с 2014 годом остался возраст заемщика — 39 лет. При этом 50% займов выдается людям от 18 до 37 лет. Чаще всего занимают женщины, которые при этом еще и старше мужчин на четыре-пять лет. Кроме того, услугами МФО пользуются в основном люди, не имеющие семейных отношений, причем доля одиноких женщин выше, чем мужчин. Исключение составляют лишь Южный федеральный округ плюс Северный Кавказ, ЦФО, Приволжский федеральный округ, где доля семейных близка к 47%.

 

МФО в прошлом году подросли и повзрослели. Рынок МФО в 2015 году стал более цивилизованным, повзрослел и стал осваивать сложные финансовые инструменты. Проблемы в экономике повышают конкурентоспособность МФО по сравнению с банками, а ужесточение требований регулятора лишает былой гибкости, но делает политику оценки рисков более взвешенной.

Чаще всего (около 75%) к услугам МФО обращаются люди со средним образованием. Их доля довольно стабильна с небольшими колебаниями внутри года. Стабильна и доля заемщиков со средним специальным образованием и выше. Правда, в этом случае на колебания спроса оказывает сезонность. Более образованные люди чаще прибегают к услугам МФО в период отпусков.

В 2015 году МФО продвинулись в техническом смысле и привлекли таких же клиентов. Так, если в 2014 году заявки в 53% случаев поступали через колл-центры и только 38% через интернет, то в 2015-м произошел перелом и показатели поменялись кардинально — 32% и 55% соответственно. Важной тенденцией является растущая популярность среди заемщиков МФО финансовых приложений для смартфонов. Доля проникновения смартфонов среди клиентов составляет 15–27%. 

 

О кредитоспособности клиента расскажет его телефон. У них нет ни банковского счета, ни кредитной истории, ни чего-либо еще, что могло бы подтвердить их финансовую состоятельность. По этой причине примерно четверть населения земного шара лишена возможности воспользоваться банковским кредитом.