Крупные ритейлеры довольны продажами в первой декаде января 2016 года: граждане, не уехавшие на праздники за границу, тратили деньги в России. Есть чему порадоваться и банкам, серьезно занимающимся POS-кредитованием: они отмечают хорошую динамику продаж займов на покупку товаров в торговых точках. Так, в Русфинанс Банке увеличение продаж составило 40% к аналогичному периоду 2015 года. В банке «Хоум Кредит» объем выдач в первой декаде 2016 года соответствовал объему выдач в первой декаде декабря прошлого года и более чем вдвое превысил показатели января 2015 года. В Альфа-Банке говорят о том, что продажи POS-кредитов в течение каникул превысили аналогичный период прошлого года на 72%, в ОТП Банке — на 60,4%. Довольны своими продажами и в «Ренессанс Кредите», хотя прирост не называют.

Люди переключились с дорогих товаров на более доступные, вместо автомобиля покупают стиральную машину.

По словам зампреда правления «Хоум Кредита» Александра Антоненко, спрос на товарные кредиты сейчас действительно хороший. «Люди переключились с дорогих товаров на более доступные, образно говоря, вместо машины покупают стиральную машину,— отмечает он.— И в связи с колебаниями валютного курса предпочитают вкладывать деньги в товары, в том числе купленные в кредит». И. о. вице-президента по продаже банковских продуктов в «Ренессанс Кредите» Сергей Васильев согласен с тем, что также спросу на POS-кредиты могло способствовать то, что многие россияне остались на праздники дома. А директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс Банка Александр Воронин указывает, что в январе этого года ставки по рынку POS стали ниже на 5–10 процентных пунктов. «Это позволило вернуть в продажу сетей рассрочки, стимулирующие продажи с доступными для сетей скидками,— объясняет он.— Сейчас торговые сети активно продвигают рассрочки и размещают много рекламы рассрочек, а в прошлом январе рассрочки практически исчезли из-за дороговизны для сетей и, соответственно, рекламы кредитов и рассрочек практически не было».

В банке «Хоум Кредит» отмечают сокращение доли кредитов на такие товары и услуги, как мебель, одежда, ремонт, автотехника, туризм, ювелирные украшения.

По оценке директора по развитию корпоративных продаж Альфа-банка Романа Маришкина, в начале 2016 года, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, кратно выросло кредитование в сегменте бытовой техники, в прочих товарных сегментах оно изменилось незначительно. «По сравнению с концом 2015 года есть прирост по сегменту одежды: кредиты на покупку шуб, по остальным категориям сезонный спад»,— добавляет он. В ОТП Банке уже подсчитали, что, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост кредитования на покупку мобильных телефонов в первой декаде января составил 135%, на бытовую технику и электронику — 112%. В банке «Хоум Кредит» отмечают сокращение доли кредитов на такие товары и услуги, как мебель, одежда, ремонт, автотехника, туризм, ювелирные украшения.

Январь январю рознь

Вместе с тем, участники рынка отдают себе отчет в том, что ситуация на рынке POS-кредитования год назад была совершенно иной. Роман Маришкин напоминает, что, в связи с непрекращающимся ростом курса валют в третьем-четвертом кварталах 2014 года, а также с существенным изменением ключевой ставки ЦБ, многие россияне решили потратить свои накопления, опасаясь еще большей девальвации рубля.

Население активно тратило свои накопления, многие при этом покупали сразу по три телевизора

«По этой причине в декабре 2014 года наблюдался существенный рост розничного оборота у компаний-ритейлеров,— говорит он.— Население активно тратило свои накопления, многие при этом покупали сразу по три телевизора, например. Таким образом, большинство россиян потратили свои накопления еще в 2014 году, и в январе 2015-го мы наблюдали значительный спад розничного оборота у ритейлеров, объемов кредитных продаж банков, доли кредитов в розничном обороте партнеров».

В течение 2015 года спрос на потребительские кредиты начал восстанавливаться, и, сравнивая продажи января 2016 года с аналогичным периодом 2015 года, банкиры стали отмечать существенный рост выдач POS-кредитов. «Также восстановился и увеличился розничный объем партнеров»,— указывает Роман Маришкин.

С ним согласен и зампред правления ОТП Банка Александр Васильев, который указывает, что сравнивать начало прошлого года с текущим в части объема продаж не совсем корректно. «В январе, когда полным ходом шла переоценка стоимости товаров, да и товаров-то уже толком не осталось, клиентский спрос на POS-кредиты был крайне низок»,— утверждает он и добавляет, что январь текущего года можно назвать в этом отношении «стандартным», но с небольшой поправкой на ситуацию в экономике страны.

«Техника имеет свой срок службы»

Несмотря на мрачные макроэкономические прогнозы, лидеры рынка POS-кредитования оценивают перспективы 2016 года с умеренным оптимизмом. Так, в Альфа-Банке рассчитывают на сохранение объемов 2015 года или на небольшой рост. Александр Антоненко из «Хоум Кредита» предполагает, что рост продолжится, и способствовать этому будет усиление как спроса, так и предложения. «В POS-кредитовании ниже риски, поскольку ниже суммы и сроки кредита, и банки охотнее предлагают этот продукт, в том числе заемщикам „с улицы”, в то время как кредиты наличными и кредитные карты сейчас выдаются только проверенным надежным заемщикам,— говорит он.— Поэтому POS-кредит на данном этапе — наиболее доступный и популярный вид кредитования у россиян».

POS-кредит на данном этапе — наиболее доступный и популярный вид кредитования у россиян.

«Рынок POS-кредитов в 2015 году снизился по отношению к 2014 году на 19,5%, и мы ожидаем, что в 2016 году он вырастет на 5–15% по отношению к прошлому году,— говорит первый зампред правления Лето Банка Георгий Горшков.— Доля POS-кредитов на рынке кредитования в 2014 году составляла 2,1%, в 2015-м снизилась до 1,5%. В 2016 году ожидается небольшой рост этой доли, до 1,6%».

Александр Васильев из ОТП Банка отмечает, что еще во время предыдущих экономических кризисов, например в 2008 году, можно было сделать вывод, что POS-кредитование слабо подвержено влиянию макроэкономических факторов как в плюс, так и в минус. «Бытовая техника имеет свой срок службы, и к тому же нередки случаи, когда она ломается,— рассуждает он.— Люди продолжат покупать новые мобильные телефоны вместо старых, разбившихся, „утонувших”. Поэтому при отсутствии новых потрясений у POS-рынка в текущем году есть все шансы на поступательное развитие в сравнении с 2015 годом».