Сегодня банки как никогда заинтересованы в развитии комиссионных доходов. По крайней мере они так заявляют. «Комиссионные доходы для банков в условиях макроэкономической нестабильности и роста рисков в кредитовании становятся важным источником прибыли»,— рассказывает директор аналитического департамента рейтингового агентства «Рус-рейтинг» Елена Николаенко. В отличие от процентных доходов (от процентов по кредитам и ценным бумагам), комиссионные доходы не связаны с финансовым риском. В реальности же далеко не все банки настроены на рост комиссионного бизнеса или настроены, но по узкому кругу продуктов и услуг.

Далеко не все банки настроены на рост комиссионного бизнеса или настроены, но по узкому кругу продуктов и услуг.

«Банки заинтересованы в наращивании комиссионных доходов в случае наличия соответствующей инфраструктуры и пула клиентов»,— поясняет директор направления инвестиционно-банковской деятельности группы «Спутник» Евгений Пенкин. «Часть банков делает ставку на спекулятивные источники доходов (ценные бумаги, валюта), другие же расширяют перечень продаваемых страховых полисов и дополнительных услуг вроде юридических»,— комментирует Елена Николаенко.

Британские банки отказываются возмещать потери жертвам мошенничества. Кредитные организации склонны рассматривать большинство претензий как попытку клиента незаконно обогатиться за счет банка.

Гораздо хуже дело обстоит с брокериджем, популярность которого среди россиян растет, чего нельзя сказать о предложении брокерских услуг со стороны банков. Кредитные организации в большинстве своем пока не готовы активно развивать этот продукт в своей линейке по причине его относительной сложности.

Не сдюжили брокерку

Брокерские лицензии есть практически у всех банков, однако, у большинства кредитных организаций они, что называется, на всякий случай. На деле же эти банки брокерские услуги не особенно активно предлагают, делая упор на других комиссионных видах бизнеса — продаже массовых страховок или накопительных программ страхования.

«Банки стараются не связываться с „брокеркой”, так как она лицензируется как отдельный бизнес, и к тому же „голая брокерка” убыточна,— рассказывает управляющий директор УК „Финам менеджмент” Николай Солабуто.— Ее нужно накручивать, а это целый бизнес, который могут сдюжить только крупные игроки банковского рынка».

У многих крупных банков услуги брокериджа нелегко отыскать даже в «меню» на сайте.

«Брокерская лицензия есть почти у каждого банка, но реально заметны на рынке от силы несколько кредитных организаций: Альфа-банк, ВТБ24, Сбербанк, Промсвязьбанк, Газпромбанк, „Открытие” (через дочернего брокера)»,— продолжает Владимир Крейндель, исполнительный директор УК «Финэкс плюс». Недавно о намерении развивать брокерское направление заявил банк «Тинькофф». Но на этом все. Действительно, у многих крупных банков услуги брокериджа нелегко отыскать даже в «меню» на сайте. Кто-то ставит высокую входную планку, несколько миллионов рублей в качестве минимального счета. По словам эксперта, это вызвано тем, что для небольших клиентских счетов рентабельности брокериджа можно достичь только за счет высокого оборота.

Банки не хотят работать с мелкой розницей, этот «улов» забирают брокерские компании.

Банки не хотят работать с мелкой розницей, этот «улов» забирают брокерские компании, для клиентов которых низкие тарифы важнее «солидности» структуры. В банках же брокерское направление реально развивается для состоятельных клиентов, с которыми работают премиальные структуры банков. Например, в Абсолют-банке Bankir.Ru рассказали, что предлагают клиентам партнерские продукты брокерских компаний, при этом «предложение ориентировано в основном на сегмент состоятельных клиентов». «„Сбербанк-Первый” предоставляет качественные брокерские услуги состоятельным клиентам, являясь практически монополистом в ряде регионов»,— делится опытом Владимир Крейндель.

Смотрим на Запад и делаем то же самое, там любой чих за деньги клиента, так и наши банки стали вводить комиссию за любую операцию.

В итоге в условиях, когда банки стремятся продавать максимально прибыльный для себя продукт (на котором сразу можно получить большую комиссию), их фокус скорее не на брокерских услугах, а на страховых продуктах типа инвестиционного и накопительного страхования жизни. «При продаже страховых продуктов банки получает высокую комиссию за продажу, а как себя будет чувствовать клиент страховой компании, когда придет пора считать эффективность вложений, его не волнует»,— сетует Владимир Крейндель. «Смотрим на Запад и делаем то же самое, там любой чих за деньги клиента, так и наши банки стали вводить комиссию за любую операцию,— еще более категорично настроен Николай Солабуто.— Раньше было бесплатно открытие и ведение счета, сейчас есть комиссия и за то, и за другое для юридических лиц, и уже стала появляться комиссия и для частных клиентов. Двигаясь именно в этом направлении, банки повышают маржинальность бизнеса».

Сильные брокериджем

Среди банков, которые все же развивают брокеридж, отдельно можно выделить Альфа-банк, который стал предлагать брокерские услуги частным клиентам одним из первых, и технологичный банк «Тинькофф», который развивает инвестиционное направление в настоящий момент. Объединяет их максимальный перевод инвестиционных услуг в онлайн-формат.

Брокеридж — выгодный бизнес для кредитных организаций, и даже невысокие комиссии являются стабильным доходом для брокера.

«Брокерские услуги для частных клиентов мы предлагаем в режиме интернет-трейдинга на торговой платформе Альфа-директ,— рассказали Bankir.Ru в банке.— Частные клиенты получают прямой доступ онлайн к фондовому рынку и без услуг дополнительных посредников (управляющих компаний, фондов) могут покупать и продавать любые финансовые инструменты (акции, облигации, фьючерсы)». По мнению представителей банка, брокеридж — выгодный бизнес для кредитных организаций, и даже невысокие комиссии являются стабильным доходом для брокера, они зависят не от суммы инвестиций клиентов, а от количества их операций.

По словам директора по коммуникациям банка «Тинькофф» Дарьи Ермолиной, банк запустит брокерское направление в ближайшие месяцы, и оно также будет доступно в интернете — на сайте банка. «Это будет продукт на базе решения БКС-брокер, который позволит покупать и продавать российские и иностранные акции и облигации с единого счета без ограничений по валюте, бирже и сумме сделки,— рассказывает эксперт.— Пользователи нового сервиса смогут торговать ценными бумагами на Московской бирже и ведущих зарубежных площадках».

Несмотря на то что пока мало кредитных организаций занимается брокериджем, их число, по оценкам экспертов, будет увеличиваться. По мере развития финансовой грамотности частные клиенты все чаще будут выбирать инвестиционные возможности фондового рынка, чтобы преумножить свои сбережения. Как следствие — объемы этого рынка будут расти, а вслед за этим и число профессиональных игроков, в том числе, банков, предлагающих брокерские услуги.