Банк начал собирать собственную коллекцию 20 лет назад, в нее входят работы талантливых русских художников 20–30 годов, относящиеся к поставангарду. В свое время это направление не получило официального признания, однако сегодня представляет художественную ценность. Куратор коллекции, искусствовед Александр Балашов очень гордится наличием в собрании работ Александра Древина, Леонида Зусмана, Надежды Удальцовой, Даниила Черкеса и многих других. Сегодня в коллекции собраны картины 40 художников, первое издание каталога вышло в 2008 году. Между двумя кризисами собрание значительно увеличилось, а новый альбом по объему вдвое больше предыдущего.

Леонид Зусман (1906 - 1984) Портрет балерины. 1964 год

По словам искусствоведа, художники этого периода пока недостаточно хорошо известны. Однако в нашей истории достаточно пластов, где можно совершить еще много открытий.

«Мы стремимся подчеркнуть то, что нам это состояние культуры глубоко небезразлично. Мы участвуем в популяризации этих имен и этих фактов,— отмечает он.— Мне кажется, что миссия финансовой организации, миссия любой корпорации — это, конечно, не инвестиции денег в какие-то сверхдорогие или сверхценные произведения искусства. Для этого есть музеи, для этого есть частные коллекционеры. Мне кажется, поддержать слабого, поддержать того, кто нуждается в поддержке,— вот это основная миссия. И это может касаться как изобразительного искусства, так и театра, литературы, кино».

Самые яркие работы размещены в головном офисе банка, и сотрудники имеют возможность видеть их ежедневно. Для широкой публики банк периодически выставляет картины из своей коллекции в формате выставок в своих допофисах. Две работы в 2011 году были представлены на большой выставке в центре современного искусства «Винзавод» в составе большой экспозиции группы UniCredit. В 2012 году прошла выставка живописи и графики художников периода 1920–1930 годов в Мультимедиа-арт-музее — из коллекции банка и частных собраний. В 2013 году банк предоставлял из своей коллекции работу Леонида Чупятова для первой ретроспективной выставки этого живописца в галерее «Наши художники». Александр Балашов мечтает, что рано или поздно работы из коллекции банка появятся на выставках в крупных российских музеях.

Банк использует репродукции некоторых работ в качестве дизайна для своих карт, буклетов, открыток. Однако искусствовед не видит в этом ничего зазорного. По его мнению, количество людей, которые сталкиваются с творчеством этих живописцев, невелико. Более того, в современной России интерес к искусству вообще значительно ниже, чем он был в 70-х и начале 80-х годов. «Потрясающие вещи лежат на аукционах, но их никто не покупает, это удивительно! — восклицает он.— Совершенно недорогие, но фантастические работы». По его словам, сейчас в Москве человек с очень средним достатком может купить настоящий шедевр за 10–15 тысяч рублей, но этого, увы, не происходит. Нет интереса или соответствующего понимания.

Константин Чеботарев (1892-1974). Царские Ваньки-Маньки. 1935 год

В будущем Александр Балашов рассчитывает расширить круг авторов в курируемой им коллекции, увеличить число работ некоторых авторов с двух-трех до 10–15. Также планируется добавить в собрание работы авторов, которые вошли в искусство или пик творчества которых приходился на 20–30-е годы, относящиеся к периоду 50–60-х, иногда даже 70-х годов.

«Кто же знает, каков конечный формат нашего собрания? — говорит Балашов.— Я этого не знаю, надеюсь, что этого никто не знает. Я закладываю программу, которая сможет существовать, когда меня здесь не будет».

В Европе создание корпоративных коллекций произведений искусства для компаний — это своего рода норма. Российский рынок пока еще медленно двигается в этом направлении: большие собственные коллекции есть у Газпомбанка, Райффайзенбанка и ряда других банков.