Начальник управления дистанционного банковского обслуживания ВТБ24 Елена Дегтева:

— Первый тренд — это плавная миграция в сторону мобильных приложений. Сейчас интернет-канал еще является лидирующим, но мобильные приложения очень быстро «подбираются» к нему. На ближайшем горизонте у них велика вероятность отвоевать долю для себя.

Второе, что будет происходить,— это смещение в сторону удобства. Телефон всегда с тобой, развивающиеся мобильные платформы все более и более удобны для клиентов. Соответственно, банк должен очень лихо за ними поспевать. Примеров много. Появилась идентификация по отпечатку пальца — а почему бы не применить ее в банковской сфере?

Третье — банковские карты будут изживать себя. «Пластик» будет плавно перетекать в телефон. Телефоном можно будет и оплатить что-либо, и хранить в нем информацию. Сейчас у нас в одном бумажнике дисконтные карты, во втором — банковские. Все это может прекрасно уживаться в одном устройстве. Лично я в этот тренд очень верю.

Руководитель департамента дистанционных каналов продаж и обслуживания БКС Александр Новиков:

— Я верю в то, что через три года мы получим электронную версию паспорта, электронную подпись и возможность подтверждать свои действия в интернете. Это первое. Второе — развитие получит то, что мы уже сейчас видим у крупных игроков. Например, Сбербанк купил компанию, работающую с программами лояльности. У него большая сеть эквайринга, соответственно, взаимодействие мелких кафе, ресторанов и магазинов с банками будет более тесным. Может быть, уже через три года появится такой сервис, когда клиенту принесут счет, а ему не надо будет доставать карту. Достаточно отметить в своем приложении тот или иной ресторан — и готово, оплата произведена, функция клиента свелась лишь к авторизации.

Ну и, разумеется, получат широкое распространение сервисы по упрощению инвестиций, управлению финансами. Я думаю, что через три года большое количество людей начнет более практично распоряжаться своими средствами — прошло два кризиса, надо что-то иметь на черный день, приумножать и оставлять своим детям. Думаю, что повторится ситуация Америки семидесятых годов, когда там появилось много интересных предложений в сфере инвестиций, увеличения и сохранения капитала.

Независимый эксперт Вячеслав Семенихин:

— Конечно, мы все любим тренды. Мы видим какую-нибудь новую штучку и говорим: вот там будущее! В принципе, это будущее придет, лет через пятьдесят. За трендами обязательно надо следить, надо поспевать за ними.

Но как бы нам ни хотелось, классический клиент со своей банковской зарплатной картой останется и через три года. И с ним надо будет много работать. За три года количество таких клиентов, допустим, вырастет со 100 млн до 110 млн… Часть из них, конечно, мигрирует на новые девайсы, новые интерфейсы и так далее. Но основная масса, 80–90%, останется. И останутся их деньги, которыми нужно будет заниматься. А для этого будет нужен классический банкинг.

Управляющий партнер компании SweetCard Василий Кузнецов:

— Усиливающаяся персонализация ДБО. Мы видим, как много компаний пытаются что-то новое предложить клиентам, и есть клиенты, которые хотят это новое использовать. Но вместе с тем есть очень большое количество консервативных клиентов. Поэтому я думаю, что ДБО станет разным для разных клиентов. Это может быть разный набор услуг, разный размер иконок и цветовых решений или разные способы подтверждения платежей. Очень многие люди не будут готовы за три года столь кардинально перестроиться. И банкам придется это учитывать. Поэтому персонализация не только в части персональных предложений, но и персонализация ДБО в целом.

О роли банков. О мобильном банкинге никто не спорит — все тренды, которые идут, бьют рекорд за рекордом. Сейчас многие пенсионеры, в первую очередь благодаря соцсетям, туда пошли. И бабушку с планшетом, которая осуществляет какие-то свои платежи, вполне можно представить. А люди в возрасте 50–60 лет еще более активно к этому подключаются. Здесь очень важна роль банков, в первую очередь лидеров. Если такие банки возьмут на себя задачу научить взрослых людей пользоваться ДБО, то, я думаю, там может быть очень существенный рост оборота.

Государство может сильно всем помочь и упростить жизнь каждого гражданина. Если всех поставщиков госуслуг все-таки принудительно подключат в одну систему, предусмотрят в ней автоплатежи и предоставят доступ к ней всем банкам, то это кардинально изменит ДБО. Можно будет любому клиенту дать планшет, один раз настроить — и все автоматически списывается.

А из интересных вещей — может, все уже слышали, но я упомяну. Несколько дней назад было объявлено, что Apple пытается получить патент на смарт-кольцо. Думаю, у таких колец будет разнообразный дизайн, и ставить свою «печать», подобно рыцарям, на терминале при оплате покупки будет достаточно забавно. На это интересно будет посмотреть.