Очаровывая регуляторов

Жарким июльским вечером Том Бломфилд (Tom Blomfield) вышел из здания Банка Англии в центре Лондонского Сити и тут же снял пиджак. Двадцатидевятилетний генеральный директор Mondo — цифрового банка для смартфонов, выходящего на рынок Великобритании, не относится к тем, кто стремится соблюдать деловой дресс-код. Том спешил в свой офис в Кларкенуэлл, чтобы отпраздновать победу в долгом и тяжком противостоянии с регулятором: Mondo только что получил лицензию на осуществление банковских операций.

Последние два часа Том и его команда провели в сложных переговорах с представителями Банка Англии и Управления по финансовому регулированию и надзору Великобритании (FCA). Процедура больше походила на допрос: регуляторов интересовали способы привлечения клиентов, рентабельность бизнеса и даже то, почему же все-таки Бломфилд хочет открыть свой банк, на что Том давал простой ответ: «Я хочу создать банк нового типа». Во время переговоров был представлен документ о структуре капитала компании и планах обеспечения ликвидности, насчитывающий 250 страниц.

Член Палаты лордов и бывшая председатель Комиссии по вопросам конкуренции Дениз Кингсмилл (Denise Kingsmill), в настоящее время занимающая пост председателя правления Mondo, отмечает, что, по словам представителей регуляторов, Том совершенно не похож на банкира.

Когда Бломфилд не занят очаровыванием регуляторов, он возбужденно и с некоторой долей раздражения рассказывает о том, через что приходится пройти, чтобы построить банк с нуля, и оглашает свой список претензий к традиционным кредитным учреждениям. Куча бумажной волокиты при открытии счета или получении займа, непомерные комиссии при использовании карты за рубежом, заоблачные тарифы на овердрафт и неудобные мобильные приложения.

«Я просыпаюсь и говорю себе: мой банк ужасен, а эти парни — динозавры! — сетует Том.— Их действия бьют по мне, по моей семье и друзьям. Нам всем нужен хороший банковский сервис, а его просто нет».

По задумке Бломфилда, Mondo станет чем-то вроде Google или Facebook в финансовой сфере. Пользоваться банком будет так же просто, как отправлять письмо по электронной почте. Целевая аудитория — активные пользователи смартфонов, которые ценят возможность выполнения банковских операций за несколько секунд.

Если Бломфилд и Кингсмилл достигнут своих целей, Mondo станет не просто банковским приложением, использующим лицензию другого банка, как это было у Simple.com с Bancorp Bank в США и у Number26 с Wirecard Bank в Германии, а полноценным онлайн-банком с собственным проприетарным программным обеспечением. Если Mondo получит лицензию Службы пруденциального надзора Банка Англии, компания уже в следующем году сможет привлекать вклады и выдавать кредиты.

Шанс для финтехпроектов

Возможности для стартап-банков появились во многом благодаря канцлеру казначейства Великобритании Джорджу Осборну (George Osbourne). Он пересмотрел и смягчил регулятивные требования, что предоставило шанс для развития амбициозных финтехпроектов. В своем прошлогоднем выступлении во время посещения технологического акселератора Level39 в Кэнери-Уорф Осборн заявил, что хотел бы сделать Лондон «финтехстолицей мира», а в марте текущего года подтвердил свои намерения, предложив Банку Англии выдать минимум 15 новых лицензий в течение следующих пяти лет.

По словам бывшего советника по технологиям при правительстве Великобритании Роана Сильвы (Rohan Silva), Джордж Осборн настолько очарован компьютерными технологиями, что даже сам учился программированию. Сильва уверен, что инвесторы и предприниматели не запускают новые банковские проекты только потому, что их останавливают требования контролирующих органов. По его мнению, ликвидация регулятивных барьеров приведет к взрывному росту финтехпроектов в стране.

Ранее открытие банка в Великобритании было крайне сложной задачей, на решение которой требовалось несколько лет и миллионы фунтов

Ситуация для смягчения требований в банковской сфере Великобритании назрела довольно давно. Банки «большой четверки» — Barclay’s, HSBC Holdings, Royal Bank of Scotland Group и Lloyd’s Banking Group — контролируют 77% из 65 миллионов персональных банковских счетов, открытых в Соединенном Королевстве. При этом клиенты банков жалуются на отсутствие альтернатив. По результатам опроса, проведенного Accenture в 2014 году, лишь 60% потребителей удовлетворены качеством предоставляемых банками услуг.

Ранее открытие банка в Великобритании было крайне сложной задачей, на решение которой требовалось несколько лет и миллионы фунтов для обеспечения достаточности предварительного капитала, при этом не было четкого понимания, будет ли получено разрешение контролирующих органов.

В 2010 году офисы Metro Bank открыли двери для своих посетителей. Это был первый розничный банк в Великобритании, получивший лицензию за последние 100 лет. На получение всех нужных документов и разрешений потребовалось два года. Сегодня у Metro Bank более 500 тысяч клиентов, а объем средств, размещенных на депозитах, в прошлом году вырос на 188% и составил 2,9 миллиарда фунтов (4,5 миллиарда долларов США). Комфортные отделения банка открыты семь дней в неделю и предлагают приятные фишки вроде чашек с водой для собак. При всей своей дружелюбности и клиентоориентированности банк смог запустить мобильное приложение для клиентов лишь в прошлом году.

В настоящее время процесс подачи и рассмотрения заявки на осуществление банковской деятельности значительно упрощен как для обычных банков с отделениями типа Metro Bank, так и для цифровых банков типа Mondo. По новым правилам Банка Англии и Управления по финансовому регулированию и надзору претендент на предварительном этапе должен обладать капиталом 1 миллион фунтов. Основной капитал первого уровня должен составлять не менее 4,5% от активов, взвешенных с учетом риска. Раньше этот показатель составлял не менее 9,5%, и он до сих пор применяется к уже действующим банкам. Кроме того, Банк Англии предоставит стартапам больше времени на формирование дополнительного капитала, необходимого для соблюдения норм Базеля-III.

По словам Эйлин Бэрбридж (Eileen Burbridge), партнера компании Passion Capital, инвестировавшей в Mondo $2 миллиона на посевном раунде инвестиций, регуляторы Великобритании намного более прогрессивны и открыты, чем в США. По мнению Бэрбридж, Лондон — самое подходящее место для реализации передовых финтехпроектов. Кроме того, рост объема инвестиций в финтех на территории Великобритании растет быстрее, чем где-либо еще. По данным компании London & Partners, созданной мэром Лондона Борисом Джонсоном (Boris Johnson) для продвижения города, в прошлом году финтехстартапы столицы привлекли 343 миллиона фунтов инвестиций — втрое больше, чем годом раньше. При этом объем полученных инвестиций в 2015 уже составил 306 миллионов фунтов лишь за первую половину текущего года.

С учетом положительной конъюнктуры Mondo планирует привлечь еще 15 миллионов фунтов для старта своего банка. Эта сумма позволит нанять дополнительный персонал, вести маркетинговую деятельность и обеспечивать достаточность капитала для покрытия возможных убытков по выданным кредитам.

После смягчения регулятивных требований в 2013 году уже 13 новых банков получили лицензии. В июне Atom Bank стал первой полностью цифровой кредитной организацией. На получение необходимых разрешений у Atom ушло примерно полгода. Банк концентрирует усилия на своем мобильном приложении и в следующем году планирует начать привлекать депозиты средних и малых предприятий и физических лиц. Общий объем инвестиций, привлеченных Atom Bank, составил 25 миллионов фунтов. Среди инвесторов Джим О’Нил (Jim O’Neill) — бывший экономист Goldman Sachs, ныне занимающий пост торгового атташе при Казначействе Великобритании, и венчурный инвестор Джон Молтон (Jon Moulton). По словам генерального директора Atom Bank Марка Маллена (Mark Mullen), необходимо оцифровать как можно больше действий клиента, потому что операционные расходы цифрового банка значительно ниже, чем у обычного. Маллен пока не раскрывает детали мобильного приложения, но отмечает, что планирует использовать биометрические средства защиты и инструменты геолокации.

«Сделай то, что хотят люди»

Mondo ведет себя более открыто. Компания готовит к выпуску прототип приложения и 500 предоплаченных карт системы MasterCard для передачи их потенциальным клиентам и получения обратной связи. Том Бломфилд не боится кражи идей, считая, что реальную стоимость формируют не идеи, а их реализация. Девиз Тома звучит как «Сделай то, что хотят люди».

Бломфилд получил юридическое образование в Оксфордском Университете. Через несколько лет после окончания университета Том вместе с двумя однокурсниками создал GoCardless — простую систему приема регулярных платежей, в которой Бломфилд до сих пор остается совладельцем. Сегодня эта система используется издательством газеты Guardian для получения оплаты подписки от читателей и правительством Великобритании для сбора дорожных налогов. GoCardless ежегодно обрабатывает платежи на общую сумму $1 миллиард.

Том Бломфилд не боится кражи идей, считая, что реальную стоимость формируют не идеи, а их реализация

После запуска GoCardless Бломфилд заинтересовался розничным банковским бизнесом. Для запуска Mondo Том заручился поддержкой опытных банкиров: должность директора по управлению рисками занимает Пол Риппон (Paul Rippon), бывший руководитель отдела финансовых операций в Allied Irish Bank, должность финансового директора — Гари Долман (Gary Dolman), ранее занимавший аналогичную должность в японском Mizuho International.

По словам Бломфилда, бурное развитие технологий, затронувшее все аспекты жизни людей, как будто обошло стороной потребительский банкинг. Вместо того чтобы предоставлять полезные инструменты для анализа доходов и расходов с целью осуществления сбережений и повышения финансового уровня клиента, банки по-прежнему предлагают сухую выписку с табличкой зачислений и выводов средств. В мире мгновенного обмена сообщениями многие кредитные организации до сих пор не могут наладить диалог с клиентом в реальном времени. Банку, клиентом которого является Бломфилд, понадобилось три недели для того, чтобы сообщить Тому о превышении кредитного лимита. В результате со счета были дополнительно списаны 20 фунтов. «Банк постоянно держит руки в твоем кармане и вытаскивает оттуда деньги»,— возмущается Том.

Операции в реальном времени

Приложение Mondo разработано таким образом, чтобы всегда предупреждать пользователя, когда он в чем-то ошибся или запутался. Приложение позволяет настраивать мгновенные уведомления, которые будут информировать о ежедневных затратах или об уходе в овердрафт. Если клиенту требуется заем до определенного времени, Mondo сообщит полную стоимость краткосрочного кредита, а не спишет средства после его фактического предоставления.

Джейсон Бэйтс (Jason Bates), 43-летний сооснователь и директор по работе с клиентами Mondo, достает из кармана телефон и демонстрирует прототип приложения Mondo. Бэйтс только что оплатил обед в ресторане, что сразу отразилось в приложении с указанием суммы. Место транзакции указано отметкой на карте. Джейсон показывает, как можно одним движением пальца заблокировать банковскую карту в случае утери бумажника и как ее можно разблокировать, если потеря все же нашлась. Карту можно отключить временно, если клиент, например, зашел в бар и хочет воздержаться от употребления спиртного.

Приложение Mondo отслеживает регулярные платежи и может предупредить пользователя об отклонениях, например если очередной платеж за коммунальные услуги оказался выше, чем обычно. Такой углубленный анализ данных позволяет защититься от мошенничества. По словам Бэйтса, если приложение видит, что телефон находится в Манчестере, а операция по карте проходит в Лондоне, то оно может заблокировать карту и отправить сообщение с просьбой подтвердить законность транзакции.

Бломфилд и Бэйтс отмечают, что плата за использование Mondo будет значительно ниже, чем в обычных банках. Это объясняется тем, что расходы на обеспечение деятельности цифрового банка на порядок ниже, чем у традиционных кредитных организаций. Обычный банк вынужден содержать отделения и обновлять свои устаревшие ИТ-системы. По словам Дэвида Паркера (David Parker), руководителя отдела анализа банковских технологий компании Accenture, большинство эксплуатируемых компьютерных решений были внедрены еще в 70-е годы XX столетия. Их надежность постепенно снижается.

В прошлом году регуляторы Великобритании оштрафовали RBS на 56 миллионов фунтов за отказ компьютерных систем, происшедший в 2012 году. Из-за технического сбоя 6,5 миллиона клиентов несколько недель не имели доступа к своим счетам. ИТ-системы отказали после обновления программного обеспечения подрядчиком. Председатель совета директоров RBS Филип Хэмптон (Philip Hampton) сообщил, что возникшие проблемы выявили неприемлемую уязвимость ИТ-систем банка. Как отметил Дэвид Паркер, сложно создать отличное приложение, если в банке используется древняя АБС. Если банки не изменятся в ближайшем будущем, клиенты от них просто уйдут.

Банк для миллениалов

Однако не все участники профессионального сообщества согласны с тем, что технологически продвинутые банки смогут переманить к себе достаточное количество клиентов «большой четверки», чтобы стать ключевыми игроками рынка. Как отметил консультант финтехстартапов и бывший генеральный директор IDEO Джеймс Мод (James Moed), технологичным банкам будет сложно привлечь клиентов, не относящихся к типу увлеченных новаторов. По его словам, большинство людей считают оперирование финансами скучным занятием, поэтому просто отличного мобильного приложения будет недостаточно, чтобы клиенты массово перетекли в инновационные банки.

67% миллениалов предпочитают пользоваться мобильным банком

Как бы то ни было, KPMG прогнозирует двукратный рост количества пользователей мобильного банкинга к 2019 году. Так называемое поколение миллениалов, родившихся в 1980–2000-х годах, наверняка по достоинству оценит преимущества банковских приложений для смартфонов и планшетов. По данным PricewaterhouseCoopers, 67% миллениалов предпочитают пользоваться мобильным банком. Для сравнения можно отметить, что из поколения бэйбибумеров, возраст которых сейчас 51–69 лет, мобильный банк используют лишь 46%. Исследование, проведенное подразделением Scratch компании Viacom, получило название «Простите, банки, но миллениалы вас ненавидят». Специалисты Scratch выяснили, что 71% клиентов банков в возрасте от 18 до 34 лет лучше пойдут к стоматологу, чем будут слушать речи представителей обслуживающей их финансовой компании.

Бломфилд согласен с тем, что его банк не для всех. По словам самого Тома, его бабушка не стала бы использовать Mondo. Но значительная часть населения Великобритании стала бы. Современные технологии и открытое регулирование могут изменить даже консервативную устоявшуюся банковскую отрасль. Том не сомневается, что в ближайшее время произойдут значительные изменения в том, как работают банки и как они взаимодействуют со своими клиентами.