Организатор независимого театрального проекта «Твоя сцена» Анастасия Обухова рассказала, как наработать навыки оратора, переговорщика и артиста. Основная масса учеников студии — топ-менеджеры и специалисты крупных российских и иностранных компаний, инвестиционных и коммерческих и банков.

Анастасия Обухова долгое время работала в компании «ВТБ-капитал» старшим аналитиком по секторам телекоммуникаций, медиа и информационных технологий. До прихода в «ВТБ-капитал» занимала должность вице-президента в российском офисе Deutsche Bank. Но в определенный момент поменяла карьеру — организовала школу русской речи и сценического искусства «Твоя сцена», где банкиры, финансисты и предприниматели развивают в себе талант чтеца, оратора, артиста и актера.

Найти свою уникальность

— Вы долгое время работали в крупной финансовой компании, в банковской сфере. Что заставило вас открыть театральную студию, в которую как раз и пошли многие банкиры и предприниматели, инвестиционные аналитики?

— За рубежом аналитики могут быть по образованию не только финансистами, но и программистами, математиками, иногда и обладать специальностью в области гуманитарных наук. Финансовое образование в западных университетах включает в себя не только специальные дисциплины (знание оценочных инструментов, бухгалтерии, экономики), но также коммуникационные и презентационные навыки.

В большинстве западных университетах преподается ораторское и актерское искусство в качестве учебной дисциплины. Плюс все студенты с первого класса школы учатся решать задачки и делать по ним маленькие презентации. На Западе риторика и актерское мастерство преподаются факультативно, начиная со школьной скамьи. Постоянно идет развитие актерских и ораторских навыков, которые востребованы в современном бизнесе.

До революции 1917 года в российских школах преподавали риторику, сейчас же курсов риторики и ораторского мастерства в большинстве наших школ и вузов нет.

Как показала практика нашей студии, людям это нужно. Если вы хотите грамотно себя продвигать и уметь привлекать внимание публики во время выступлений на круглых столах, совещаниях, конференциях, да на любых публичных мероприятиях, вам необходимо освоить навыки публичного выступления, чтобы не только отчетом показать коллегам, партнерам, публике цифры и слова, но и суметь найти общий язык с аудиторией.

— Расскажите, на каких моментах, основах держится работа вашей студии?

— Мы помогаем каждому найти свою уникальность, развить и огранить ее, не стесняться своей аутентичности и своих актерских и ораторских особенностей. У меня изначально была такая задача. Студия — камерная, и я подумала, что большие спектакли будут неуместны, и лучше сфокусироваться на речевых тренингах. Вначале мы недолго блуждали в поисках нужного формата, но нам очень хотелось нести практическую пользу клиентам. В итоге три месяца спустя мы запустили экспресс-курс, который преподается по субботам, и включает в себя навыки ораторского искусства и риторики.

Довольно быстро мы поняли, что он успешен благодаря двум вещам. Люди за короткий срок получают два навыка: развивают свои артистические способности, а также ставят голос и технику речи. Понятно, что трудно достичь серьезных результатов за короткий срок. В Москве все люди заняты, поэтому невозможно планировать свой график больше чем на два-три месяца вперед. Запускать курсы, которые бы вышли потом на полноценный спектакль, тоже невозможно. Потому что у людей есть другие заботы. На основании экспресс-курсов, мы решили посмотреть, кто к нам приходит. За три-четыре месяца мы разработали курс «Арт-риторики». Педагог, который раньше вел часть предметов на экспресс-курсе, разработал курс, нацеленный именно на деловых людей — банкиров, финансовых аналитиков, топ-менеджеров и бизнесменов, которые сейчас на карьерном подъеме, и им необходимо успешно выступать перед руководством, клиентами, партнерами на совещаниях, круглых столах, пресс-конференциях, на деловых встречах, тренингах.

— Чему предприниматель или банкир может научиться на подобном экспресс-курсе?

— Самое сложное — начать выступление, справиться с волнением и закончить презентацию. Затем учатся, что нужно делать, когда стоишь перед аудиторией, как находить друзей и врагов среди аудитории, которые позволят выступающему сохранять зрительный контакт.

Волнение отнимает энергию и время

Какие вопросы чаще всего задают ваши ученики? Какие темы их волнуют больше всего?

— Существуют прописные истины — и именно этих истин и касаются чаще всего вопросы. Например, всех интересует, как преодолеть волнение перед выступлением или важной встречей. На самом деле, на решение этой задачи мы предлагаем много практики. Например, надо понимать, что вы выходите выступать перед доброжелательной аудиторией: люди с вами учатся и преодолевают такие же проблемы, как и вы. Сначала у вас белеет в глазах от волнения, потом вы вспоминаете слова преподавателя, что «волнение отнимает время», что это антипод вашего внимания. За волнение вы расплачиваетесь своей энергией и своим временем. И так постепенно, на практике к вам приходит понимание, что волноваться не стоит. Если у вас есть знание вашего предмета и внимание аудитории, то волнение как раз переходит в этот эмоциональный подъем, и вы постепенно учитесь трансформировать его в эту эмоциональную отдачу и трансляцию.

— Как идет процесс преодоления самого себя — ведь вы имеете возможность наблюдать за своими учениками? Как успешные люди учатся быть яркими ораторами, овладевают азами актерского мастерства?

— Я сужу по аудитории, которая к нам приходит. В основном это люди, далекие от сцены. Это предприниматели, банкиры, планирующие построить карьеру люди. Именно с экспресс-курса и арт-риторики и начинается наше обучение. Приходят и мои коллеги по индустрии, например экономисты из инвестиционных банков, Центробанка. Они приходят сами, потому что они требовательны к себе и к своим знаниям, им важно быть на высоте во всем. У меня была студентка, которая планирует стать врачом международного класса. Ее привела к нам ее мама — дочка говорила, опуская глаза, не смотрели на собеседника. Что такое опускать глаза? Это значит, что вы транслируете аудитории, что вы недостаточно хороши для нее.

Есть ли категория учеников, которые сложно поддаются обучению?

— Да, есть исключения среди людей — с ними очень тяжело работать. Бывает, приходят люди, одурманенные сетевым маркетингом, но они резко выделяются на общем фоне, потому что основная аудитория совсем другого уровня. Одна из наших учениц — руководитель химической лаборатории. Она видит, насколько легко и спокойно между собой общаются ее коллеги-европейцы. Она понимала, что на порядок умнее их, обладает гораздо большими знаниями в своей сфере, но выглядит менее выигрышно, так как не может себя показать, проявить.

Мне нравится, что приходят профессионалы, которые обладают своим основным навыком, экспертизой, и хотят отполировать умение подавать себя, чтобы иметь возможность довести до аудитории важную информацию наиболее эффективно.

— Какие цели ставят перед собой ваши ученики?

— Все приходят с разными задачами. Одна из главных задач — люди не могут сохранять зрительный контакт с аудиторией. Если вы журналист, то у вас это в крови, вам легко. Если вы наблюдали, то, например, ученые во время выступления чаще всего говорят, опустив глаза в пол. Если человек очень интересный, и в обычной жизни у него бархатный голос, когда он рассказывает о любимом деле, то при аудитории он зажимается, и его речь не воспринимается слушателями. Также люди часто спрашивают, что делать, если не знаешь, с чего начать и чем закончить выступление. Цель педагога — упростить слова, которые вы собираетесь донести до аудитории.

Какие навыки можно приобрести, а какие — нет?

— Таких ситуаций, которые нельзя проработать, просто нет. Возможно, есть нулевые способности — тогда встает вопрос мотивации и желания перекрыть нулевые способности вашей временной отдачей. Очень много времени нужно репетировать, особенно в начале, когда вы неопытный оратор. Несмотря на огромный опыт у артистов, они буквально живут с текстом. У них бывают странички текста, затертые до дыр, несмотря на 20-летний опыт выступлений на сцене. Я слышала об одном студенте театрального вуза с нулевым слухом, который обладал идеальным голосом — басом. Ему пришлось запомнить движения мышц в горле, чтобы получить «отлично» на выпускном экзамене по вокалу. Он репетировал почти год, выучил арию Шаляпина на «пять с плюсом», но физически невозможно запоминать каждую арию движением мышц горла.

— Какие моменты в работе с самим собой даются людям сложнее всего?

-- Трудность в следующем — у профессионалов из разных сфер, будь то банковский работник или инженер, зачастую есть два предубеждения. Первое — в актеры идут тщеславные позеры. И второе — что может мне дать этот актерский навык? Многие наши ученики честно признались, что они ни за что не думали, что обучение в студии актерского мастерства и ораторского искусства может решить их проблему в переговорах, презентациях, общении с коллегами и партнерами. Даже если вы в первый раз выходите к аудитории, то попробуйте просто доброжелательно сказать «Здравствуйте». Это реально очень тяжело. Но когда хотя бы маленькая ступенька пройдена в вашем следующем выходе на сцену, то в дальнейшем вы будете чувствовать себя более уверенно. Когда вы приобретаете опыт, то сложнее будет вами манипулировать, потому что вы видите актерские приемы.

Если хочешь быть сильным — притворись им

— Какими советами наши читатели могли воспользоваться уже сегодня?

Подружись с аудиторией. Перед выступлением обязательно нужно выучить первую и последнюю фразы. Никогда не рекомендуется говорить следующие слова: «я заканчиваю выступление», потому что они несут негативный оттенок, лучше сделать акцент на какой-нибудь позитивной вещи. Сначала ты находишь свой личный контакт с аудиторией, а для этого можно добавить в рассказ что-нибудь личное, эмоциональное, например рассказать, что вашему ребенку сегодня исполняется 10 лет, и вы вспоминаете, как 10 лет назад вы трепетно ждали этого события. Конечно, если это аудитория из молодых мам, то вы сразу же найдете с ними контакт.

Мысль и чувство юмора. Основные правила — сохранять самоиронию, чувство юмора, говорить с людьми искренне. Важно также понимать, для чего вы это говорите. В конце выступления важно прийти к единому выводу: чтобы люди поняли, зачем вы рассказываете, почему эта информация важна не только вам, но и им.

Репетиция и повторение. Репетировать свое выступление необходимо вслух. И главная мысль выступления должна повторяться несколько раз по-разному. Выступление во время репетиции занимает примерно на 20 процентов больше времени, чем перед аудиторией. Перед аудиторией вы все равно будете торопиться. Как правило, человек во время выступления забывает делать паузы, которые рекомендует делать педагог. Паузы важно делать перед самыми важными, основными мыслями, чтобы они запоминались аудитории.

Атмосфера. Когда вы создаете атмосферу перед выступлением, не забудьте сделать комплимент аудитории, чтобы она сопереживала вам. Лучше использовать какие-то нестандартные, эмоциональные и не избитые слова, которые отражают ваш характер. Может быть, это будут какие-то цитаты уважаемых и известных всем людей, например Сократа.

Смелость и кураж. Некоторые люди не могут иногда закончить свое выступление: они ходят по кругу. Лучше всего выучить наизусть первую и последнюю фразы. И еще один важный совет: если хочешь быть сильным, так притворись им. Сначала ты притворяешься, что знаешь, а потом ты постепенно становишься профессионалом. Когда ты первый раз идешь к клиенту с первой консультацией, тебе кажется, что ты не знаешь ничего, ты не отрываешься от презентаций и слайдов. Когда ты приходишь к ним, у тебя ощущение, что ты немного слабый и не можешь без этих материалов ничего сделать. Преодолевая это и делая вид, что это твоя 131-я встреча, ты действительно начинаешь овладевать предметом и аудиторией.