Год назад начало работу АО «Национальная система платежных карт» (НСПК). Независимый эксперт Тимур Аитов рассказывает, в каких условиях разрабатывается система и как создать продукт на века.

Часто вспоминаю крылатые выражения из комедий Гайдая, когда сижу на разного рода заседаниях. «Э-э, нет, торопиться не надо, торопиться не надо» — сразу пришли на память рекомендации товарища Саахова из «Кавказской пленницы», когда слушал речи энергичных спикеров на событиях по поводу годовщины создания НПСК.

За год сделано немало: создан надежный переключатель-свитч, который маршрутизирует и распределяет обработку транзакций заданным образом. Теперь транзакции по картам российских банков-эмитентов обрабатываются на «нашей земле», а зарубежные без задержки отправляются туда, откуда родом владельцы карт. И все в нашем проекте идет хорошо, хотя были и проблемы, особенно с китайским оборудованием, и сбои бывали (об этом тоже упоминали докладчики), но ведь это естественно — проект-то огромный…

Спешка может выйти боком

Лейтмотивом всех выступлений были постоянные упоминания об огромной загрузке сотрудников и сверхбыстрых темпах реализации проекта: «работаем не покладая рук, ежедневно до 23.00», «работаем с энтузиазмом и в выходные», «сделали в сжатые сроки то, что обычно делают за годы» — это некоторые цитаты. Темпы действительно сверхбыстрые: к концу года успеть чип российский разработать, в плане на 2016 год — выпуск 30 млн карт.

Важный проект для страны делается в спешке. Это очевидно. Да, обстановка обязывает, но как быть с качеством? Оно ведь часто и страдает, когда делаешь быстро? Те же наши платежные системы — «Золотая корона» или «Юнион кард» (которая, кстати, успешно существуют более 20 лет) создавались и разрабатывались куда более обстоятельно. В НСПК используют правила и стандарты международных платежных систем, это ясно. Правил этих много — одними томами на бумаге, которые описывают работу систем Visa и MasterCard, можно заполнить огромный шкаф, и также ясно, что такого собственного шкафа у нас пока нет. По сути, многое приходится делать «с колес», по эскизным материалам. Времени на макеты и тесты систем дается в обрез. Вспомните, как быстро происходили тесты систем в декабре прошлого года. А ситуация с НСПК все усложняется: помимо работы свитча скоро добавится полноценный процессинг, должен быть создан работоспособный чип и должна добавиться эмиссия карт, должна быть налажена система фрод-мониторинга и противодействия злоумышленникам. Все системы требуют тонкой настройки и тщательной, аккуратной проработки. А времени нет — график очень сжатый.

Конечно, можно возразить, что в годы первых пятилеток мы наваливались и делали Днепрогэс «назло врагу». Но здесь не тот случай, спешка может выйти нам боком. Что толку обещать «бесперебойность 99,9999%», когда уже были остановки на четыре часа? Значит, заявленной бесперебойности нет? Или она присутствует только в обещаниях — до следующего сбоя? Да, прошлые сбои, как нам пояснили, «были за пределами периметра НСПК, и никто из компании ответственности за них не несет». Но кто тогда в ответе за то, что потребитель заявленной услуги не получал ее четыре часа, а конечный результат — картами фактически нельзя было пользоваться. Слава богу, что это произошло ночью. Если бы это случилось днем, то были бы более серьезные последствия и мы бы не досчитались определенных голов в команде НСПК.

Можно подождать

Уверен, не надо гнать проект и рапортовать о цифрах. Если мы 20 лет не решались создать свою национальную систему карточных платежей, а в прошлом году только взялись, то давайте не торопиться, давайте создадим полноценный по своим качествам, достойный России продукт. Какая разница, за два или три года: ждали же мы 20 лет, и еще подождем. Зато у нас будет уверенность, что мы создадим «на века» и не опростоволосимся,— нам же спешка и огрехи подпортят репутацию. Думаю, и в команде НСПК поддержат разумные изменения в темпах работ и откажутся от ночных бдений на износ.

В заключение напомню цитату из товарища Саахова целиком: «Торопиться не надо, важно вернуть обществу полноценного человека!» Это товарищ Саахов про Шурика. Нам же надо получить полноценную систему платежей, которая встанет в ряд с Visa и MasterCard по всем показателям. И добиться этого можно, если работать не как пожарная команда.