- Как вы видите свою работу на посту главы комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству?

- Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству занимается, на первый взгляд, диаметрально противоположными направлениями в жизни страны. Например, ему приходится решать вопросы алкогольной отрасли, пивоварения, туризма и прочими направлениями.

Одна из важнейших задач сейчас в России ― это формирование региональных точек роста. Россия ― очень централизованная страна с точки зрения концентрации капитала и бизнес-возможностей. Но при этом нам надо с пониманием относиться к процессу централизации, в том числе финансовых потоков. В 1990-е годы в России были очень сильны центробежные тенденции, и мы стояли на грани развала страны. И чтобы предотвратить этот развал, потребовалось взять все процессы под политический, экономический, финансовый контроль. В результате произошла централизация принятия политических и экономических решений.

Сейчас, когда процесс собирания государства, его отдельных частей в целом завершен, встает вопрос о том, чтобы осуществить децентрализацию, в том числе финансовых потоков, и подкрепить соответствующими финансами полномочия региональных властей, поскольку они на местах решают очень многие вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса. Я думаю, что постепенно этот процесс пойдет, а начать его надо с инвентаризации всех полномочий местных властей ― и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов федерации. Затем нужно подумать о финансовом обеспечении этих полномочий и перенастройке системы налоговых и иных отчислений в региональные бюджеты. Сейчас такая работа уже ведется.

- Санкции Запада в отношении России действуют уже год. Можно ли уже подводить итоги, можно ли говорить, что импортозамещение в российской экономике проходит успешно?

- Мне известны примеры российских предприятий, которые за год увеличили объем выпуска в полтора раза за счет новых заказов на внутреннем рынке. Девальвация рубля помогла ряду компаний нарастить объемы экспорта благодаря тому, что понизилась стоимость их продукции в иностранной валюте. При этом нужно понимать, что процесс импортозамещения потребует не менее трех–пяти лет, чтобы выйти на показатели импорта в 20–40% по критически значимым видам продукции. Имеются в виду товары, которые определяют нашу продовольственную, экономическую и оборонную безопасность.

Сейчас этот процесс идет, есть программа импортозамещения, более 2 тыс. проектов отобрано в рамках этой программы. Есть планы импортозамещения по сельскому хозяйству и другим отраслям. Полагаю, процесс идет нормальными темпами. Но при этом мы не должны говорить, что Россия будет огораживаться от остального мира: необходима конкуренция, наш бизнес не должен работать в тепличных условиях, он должен бороться за рынок, в том числе внутри страны. Задача властей – создать условия, чтобы наш бизнес, с одной стороны, успешно развивался, а с другой – был конкурентоспособным.

- Как вы, как представитель законодателя, можете прокомментировать работу Думы в области облегчения жизни малого и среднего бизнеса?

- Госдума 19 июня 2015 года приняла в третьем и окончательном чтении законопроект изменения в закон «О защите конкуренции» и в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», направленные на привлечение инвестиций и расширение масштабов инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства.

Согласно законопроекту, в стране будет создана Федеральная корпорация развития малого и среднего предпринимательства. Соответствующий указ президента России был подписан 5 июня 2015 года. Наш комитет рассмотрел законопроект достаточно быстро, чтобы единый институт по поддержке малого и среднего бизнеса начал работать уже в этом году.

В России работает около 6 млн. субъектов предпринимательства, число занятых в этом секторе составляет 18 млн. человек. Доля малого бизнеса в ВВП страны составляет 20%, и этот показатель необходимо существенно увеличить, поддержать российских предпринимателей, выполняющих функцию по обеспечению самозанятости населения и созданию новых рабочих мест. Малый и средний бизнес должны стать основой диверсификации и структурной перестройки российской экономики.

Единый институт по поддержке малого и среднего бизнеса позволит объединить все ресурсы по поддержке МСП в одну структуру и будет способствовать уменьшению количества административных барьеров для предпринимателей.

Согласно документу, небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных организаций» переименована в Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства с сохранением 100% акций у государства. Основными задачами корпорации станет оказание финансовой, инфраструктурной, имущественной, юридической, методологической поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, привлечение денежных средств российских, иностранных, международных организаций в целях поддержки таких организаций.

Для достижения поставленных целей определены функции федеральной корпорации. Это оценка и мониторинг соответствия планов закупок госкорпораций и годовых отчетов госкорпораций о закупках у субъектов МСП. Также в документе прописаны обжалование в судебном порядке действий заказчиков в отношении субъектов, обеспечение организационного, юридического, информационного, маркетингового и финансового сопровождения инвестпроектов, соответствующих приоритетным направлениям деятельности Федеральной корпорации.

- Что еще будет входить в функции новой корпорации?

- Среди функций корпорации также организация финансирования кредитных и микрофинансовых организаций, работающих с субъектами МСП, привлечение займов и кредитов и выдача поручительств юридическим лицам, разработка и утверждение требований предоставления кредитов и микрозаймов субъектам МСП, имущественная поддержка, мониторинг оказания поддержки со стороны госорганов всех уровней власти и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Законопроект расширяет круг юридических лиц, которые могут участвовать в уставном капитале субъектов МСП, и увеличивает порог их участия в уставном капитале субъектов МСП с 25% до 49%. Это позволит создать новые инвестиционные возможности для крупных предприятий и упростит привлечение крупных соинвесторов для субъектов МСП, работающих в производственной и инновационной сфере.

Законопроект также дает правительству право оперативно принимать решения об изменении предельных значений выручки по каждой из категорий субъектов МСП с учетом экономической ситуации. Документ направлен на реализацию плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.

- Каким образом, по вашему мнению, можно запустить экономический рост в России?

- В условиях стагнации и внешних санкций тем более важно переходить от решения текущих проблем к стратегическому планированию. Основной подход к формированию бюджета страны в последние годы – инерционный, ориентированный на максимальную защиту от возможных рисков, а не на развитие экономики. Мы очень медленно подбираемся к решению задач развития инфраструктуры, человеческого капитала, стимулирования инноваций и обновления основных фондов. Оборонительная стратегия – это тоже фактор стагнации в экономике. Нужно решать задачи реструктуризации экономики, снижения зависимости от экспорта энергоносителей.

Поэтому ключевая задача такова – в работе комитета постараться сформировать правовые условия для изменения модели экономического развития страны. Ведь уже давно понятно, что те решения, которые принимаются в правительстве и Госдуме, обеспечивают стабильность – но на очень низком качественном уровне, что не позволяет России приблизиться к развитым странам. Поэтому должны быть предприняты решительные действия в правовой и бюджетной политике. Некоторые действия уже предпринимаются, например, для того, чтобы уменьшить административный пресс, в том числе в секторе малого и среднего бизнеса (МСБ).

- У вас есть претензии к работе правительства?

- Есть претензии, прежде всего, к работе экономического блока правительства. Можно сказать, что предпринимаемые правительством меры – косметические. Стратегических задач развития экономики они не решают. Они могут обеспечить определенную социальную и экономическую стабильность, но на низком уровне. Нужно наполнить практическим содержанием принятые Госдумой законы о стратегическом планировании и о промышленной политике. Чтобы проводить взвешенную политику, нам нужно иметь программу социально-экономического развития на 15–20 лет, и она должна быть амбициозной.

Для выхода на новый качественный уровень развития экономики необходимы триллионы рублей, и правительство должно предложить направление для привлечения финансовых ресурсов. При нынешней норме накоплений – доле инвестиций в валовом внутреннем продукте – мы всегда будем отставать от ведущих стран.

В финансовом секторе необходимо увеличивать сроки рефинансирования банков, расширять круг допуска кредитных организаций и перечень принимаемых в обеспечение активов, ввести депозиты без возможности досрочного изъятия и проводить другие меры, помогающие формировать ресурсную базу для среднесрочного и долгосрочного кредитования экономики.

- Назовите основные, по вашему мнению, приоритеты в экономической политике страны на ближайшие годы. Готовятся ли соответствующие законодательные инициативы?

- Одно из главных направлений в новой экономической политике – форсированный рост инвестиций, являющийся основным источником ускорения социально-экономического развития России, структурной перестройки экономики, импортозамещения, модернизации промышленности и ее технологического обновления.

Для привлечения инвестиций, а также развития бизнеса, особенно малого, необходимо дальнейшее улучшения делового, предпринимательского климата в стране. Необходимо сокращать количество проверок и проверяющих органов, ввести мораторий на любые проверки малого бизнеса – аналогичный позитивный опыт накоплен в Казахстане и Грузии. Для контроля соблюдения предпринимателями норм законодательства применять механизмы страхования рисков, страхования ответственности, саморегулирования.

В числе приоритетных законопроектов, с которыми работает Комитет, – правительственные законопроекты по созданию комфортных условий для развития предпринимательства. В частности – о снижении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную и патентную системы налогообложения, и о стимулировании деловой активности МСБ в условиях экономического кризиса.

Нам также предстоит сформировать правовую основу для работы единого института развития малого и среднего предпринимательства. Решение о создании этой структуры было принято на заседании Госсовета 7 апреля 2015 года. Основные задачи новой структуры ― оказание финансово-кредитной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, а также разработка программ по встраиванию МСБ в цепочки поставщиков крупных госкомпаний. Институту также будет передана часть теперешних полномочий Минэкономики по регулированию предоставления грантов и микрозаймов малому и среднему бизнесу, а также по финансированию бизнес-инкубаторов.

- Вы выступали одним из инициаторов законопроекта о передаче функций регулирования от ведомств на более низкий уровень, на уровень саморегулируемых организаций. Скажите, что сделано в этом направлении?

- 3 июля 2015 года Госдума приняла закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», который направлен на совершенствование системы саморегулирования на финансовых рынках.

Таким образом, более широкое применение принципов СРО будет способствовать совершенствованию системы регулирования на финансовом рынке, обеспечивая при этом как учет интересов профессиональных участников рынка, так и достаточный уровень контроля за их деятельностью и защиту прав потребителей финансовых услуг. В перспективе применение положений этого закона должно работать на повышение конкурентоспособности российского финансового рынка.

Согласно закону, СРО могут объединять брокеров, дилеров, управляющих, депозитарии, регистраторов, акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании инвестфондов, ПИФов и негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, страховых брокеров, общества взаимного страхования, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы и форекс-дилеров.

Финансовая организация обязана быть участником СРО, если в данном сегменте рынка есть соответствующая саморегулируемая организация. При этом участник рынка может являться членом только одной СРО определенного вида, за исключением случаев ассоциированного членства, которые оговорены в законе. Реестр СРО будет вести Банк России. Для приобретения статуса СРО некоммерческая организация должна, в частности, объединять не менее 26% от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности.