В последние несколько лет в России растет популярность интернет-магазинов. Вот, например, статистика компании PayOnline: в 2013 году объем рынка электронной коммерции у нас составил 544 млрд. рублей (для сравнения, в 2010-м – 291 млрд. рублей). Прогноз на текущий год впечатляет – 811 млрд. рублей. С 2007 по 2013 годы более чем в шесть раз выросло количество сайтов, формирующих заказы как минимум два раза в день. Цифры, теперь уже от исследовательской компании GfK: более 90% граждан пользуются услугами российских интернет-магазинов.

И еще одна тенденция – все чаще россияне для совершения покупок «захаживают» в зарубежные онлайн-бутики.

Дешево и сердито

По данным июньского совместного опроса «Яндекс.Маркета» и GfK, в прошлом году в зарубежных интернет-магазинах отоваривались 50% опрошенных покупателей (два года назад их число составляло 36%). Аналитики служб экспресс-доставки отмечают, что наибольшим спросом пользуются Aliexpess, Alibaba, eBay и Amazon. Aliexpress стала в прошлом году самой популярной зарубежной интернет-площадкой – 59% клиентов иностранных магазинов покупали вещи именно через этот сайт. Немудрено: это огромный «рынок» с множеством товаров от разных производителей по весьма демократическим ценам, что легко проиллюстрировать примерами.

Александр, специалист одной из столичных компаний, впервые заказал на Aliexpress.com клавиатуру для компьютера (старая, увы, пала жертвой опрокинутой на нее кружки с горячим сладким чаем). Оформил заказ по рекомендации знакомых, но сделал это не сразу, прежде объехал несколько реальных магазинов электроники, присмотрелся к продающимся там «клавам». Цены не понравились – от полутора тысяч рублей и выше. А на Aliexpress.com предлагалось несколько клавиатур за 550 рублей, это в итоге и определило выбор Александра. Минимальный срок доставки товара из Поднебесной, как сказали его друзья, – три-четыре недели, максимальный – 60 дней. Александр сейчас надеется, что магазин уложится в хрономинимум, и что ему не придется ждать, например, месяц-полтора. Рассчитывает он и на то, что присланная клавиатура будет качественной.

Кристина, менеджер из другого московского офиса, могла бы успокоить Александра, будь они знакомы. Девушка уже месяца три пользуется услугами Aliexpress, заказывает и какие-то безделицы, вроде заколок и резиночек для волос, и вещи позначительнее, например, одежду. Очень довольна как ценами, так и всем остальным.

- Во-первых, огромный выбор, – рассказывает она. – Стоимость у вещей небольшая, а качество вполне приличное. Можно ориентироваться на отзывы многих других покупателей, которые оставили на сайте рекомендации по товарам. Во-вторых, скидки здесь солидные, например, на браслет за $13 могут сбросить цену в 10 раз. В-третьих, доставка – бесплатно. И, главное, есть гарантия, что если присланный товар меня не устроит (например, блузка не подошла по размеру или с браком), то мне вернут деньги.

Алгоритм действий покупателя, по словам Кристины, очень прост: заходишь на сайт, регистрируешься, оформляешь заказ, оплачиваешь его (сама девушка рассчитывается банковской картой VISA, а можно воспользоваться и платежными онлайн-сервисами). Спустя месяц выбранная вещица приходит почтой. Кстати, передвижение посылки возможно отслеживать на сайте.

Разумеется, мы зашли на сайт Aliexpress, на его русскоязычную версию. Количество товаров действительно впечатляет. Правда, описания иногда вызывают улыбку, поскольку идеальный русский здесь, конечно же, исключается. «Как можно скорее женщина 2015 мода женщин платье женское лето стиль версия для печать хлопок сексуальные платья», – это текст под фото с симпатичным женским платьем. Но в продажах грамматика – не самое главное, гораздо важнее цена и качество, а клиентов Aliexpress, судя по их отзывам, и то, и другое на этой площадке устраивает. Вот пользователь Aisulu_K пишет об исполнении своего заказа: «Кошелек пришел быстро – недели 2,5. Качеством довольна. Полностью соответствует фотографии. Представляла его чуть меньше. 1500 рублей, кожа хорошая. Резкого запаха нет». «СУПЕР!!! Мягчайшая кожа, аккуратные, ножка спит в этой обуви, размер по таблице один в один!!! Отслеживался, месяц на все про все до Сургута. Спасибо продавцу!!!» – это Jana88 в восторге от полученных ею балеток за 1500 рублей. Есть, конечно, и не совсем довольные покупатели, но их в разы меньше, чем счастливых.

Почему рискуют шоперы-«чайники»

Сооснователь агентства Data Insight Борис Овчинников, объясняя народную тягу к Aliexpress, обращает внимание, что ценовой фактор здесь играет большую роль, но еще одним не менее важным условием является комфортность совершения покупки.

- Вообще, разные сервисы удобны для разных ситуаций и разных товарных категорий, – говорит он. – Например, вы ищете какую-то нестандартную одежду или гаджет. Или хотите приобрести много дешевых сувенирчиков друзьям на Новый год и заботитесь об этом заранее. Тогда AliExpress – именно то место, где целесообразно сделать эти покупки. Если холодильник или гаджет нужны вам уже завтра, то, разумеется, следует обращаться в отечественные магазины.

Стоит отметить, что сочетание привлекательной цены и большого ассортимента притягивает не только (а возможно, и не столько) продвинутых интернет-шоперов, но и новичков в этом деле. Риски у «чайников» здесь невелики, поэтому они решаются попробовать. Ну, а потом, в случае позитивного опыта, продолжают заказывать и на этой площадке, и на других.

По словам Овчинникова, за 2014 год на Aliexpress поступило примерно 25–30 млн. заказов (а в одном может быть несколько покупок) из России, на сумму порядка $700–900 млн. По количеству заказов на этой площадке и товарообороту мы – на первом месте.

Комментируя тот факт, что в начале прошлого месяца китайский холдинг Alibaba Group (именно ей принадлежит столь востребованная онлайн-площадка) зарегистрировал официальное представительство в России, эксперт предположил, что для покупателей существенно ничего не изменится. Представительство лишь расширяет возможности взаимодействия компании с российскими деловыми партнерами по вопросам доставки, платежей, маркетинговых инициатив и так далее, считает Овчинников.

Время скоростей и новых ценностей

Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин считает увеличение популярности иностранных онлайн-магазинов весьма позитивным трендом. Это усилит конкуренцию, приведет к росту качества услуг и снижению цен как на товары, так и на доставку.

- Пока покупки в китайских интернет-магазинах остаются уделом избранных, знающих английский язык, если не учитывать Aliexpress, – констатирует Люшин. – Но дело в том, что китайские интернет-площадки часто выкладывают товар по привлекательным, даже бросовым ценам и снабжают яркими красочными фотографиями. После же того, как вы открыли посылку, вы можете быть немало удивлены: материалы, например, для одежды, используются тоже бросовые, и носить это невозможно. С итальянскими или американскими интернет-магазинами такой проблемы нет, но и цены существенно выше. Впрочем, в китайских можно покупать мелкую электронику.

Разумеется, вещи, представленные в Aliexpress, никак нельзя назвать эксклюзивными, и они, возможно, уступают товарам средней брендовой категории. Однако и время, когда россияне безоговорочно голосовали рублем за такое качество, как «Сто лет носить – не сносить», ушло, поясняет в интервью Bankir.Ru психолог и коуч Валерий Бо. По его словам, сейчас наблюдаются два потребительских тренда. Первый – покупать дешевле, экономить, второй – в наш век высоких скоростей приобретать вещи с таким прицелом, что ты вскоре их поменяешь на более актуальные, соответствующие духу времени. «И производитель уже ориентируется на это, создает вещи не столь, возможно, долговечные, но устраивающие граждан по другим параметрам, – отмечает эксперт. – Например, платье из искусственной ткани не мнется, не пачкается, легко гладится, при этом стоить будет в разы меньше, чем чистошерстяное. Вот такую одежду будут больше всего шить, потакая интересам потребителей. А граждане, соответственно, охотно покупать ее – такой круговорот интересов. К тому же дизайн этих бюджетных по цене туалетов часто очень приближен к нарядам из категории «высокая мода». Таким образом, изменение психологии потребления – еще одна причина того, что в китайских онлайн-бутиках не иссякают потоки покупателей.

Руководитель проекта «Инвестиции101» Руслан Смирнов отмечает: всплеск рынка интернет-коммерции, в свою очередь, способствует стремительному росту электронных платежей, поскольку «все иностранные онлайн-магазины работают с оплатой товаров банковской картой».

- С учетом того, что сейчас на долю онлайн-магазинов приходится всего порядка 3–4% от общего оборота розничной торговли, а проникновение Интернета на территории России составляет около 70%, у электронной коммерции огромный потенциал роста, – заявил он. – И неудивительно, что крупнейшие интернет-магазины начали активную экспансию на российском рынке. Все это приведет к тому, что сектор электронных платежей в ближайшие три года будет расти не менее чем на 30–40% в год, это, я бы сказал, впечатляющая динамика.