Кажется, что подавляющее большинство заинтересованных в ВКС-услугах потребителей уже давно их внедрили, и рынок подобных ИТ-сервисов уже насыщен. На самом деле это не так: системы ВКС продолжают динамично развиваться, открывая перед пользователями новые возможности. Об этом в интервью «Эксперт-онлайн» рассказывает Михаил Никифоров, руководитель направления видеоконференцсвязи компании КРОК.

- Почему системы ВКС широко востребованы на рынке, что их внедрение дает клиенту?

- Традиционно считается, что системы ВКС позволяют компании экономить на командировках. Это, действительно, так. Но есть, на наш взгляд, пожалуй, более значимый результат от применения подобных решений – они кардинально повышают оперативность и эффективность управления. Имея систему ВКС, топ-менеджмент может в считанные секунды организовать совещание между сотрудниками удаленных подразделений. Таким образом, в арсенале компании оказывается эффективный инструмент, позволяющий оперативно влиять на ключевые бизнес-процессы. Ведь вовремя связаться с удаленным офисом где-нибудь во Владивостоке и почти в личном диалоге выяснить состояние дел – зачастую это очень важно для управления компанией, сотрудники которой не находятся в одном помещении. Также стоит отметить, что ВКС широко и успешно используется для дистанционного обучения­ – как среди образовательных учреждений, так и бизнес-заказчиков. Отдельно можно выделить развитие видеоконференцсвязи в рамках телемедицины.

- Компании из каких отраслей наиболее активно внедряют у себя системы ВКС? Кто, например, ваши основные заказчики?

- Это абсолютно любые компании, выделить какую-то сферу деятельности сложно. Пожалуй, главное, что объединяет активных пользователей систем ВКС – это их территориальная распределенность. Среди наших заказчиков есть и представители телеком-индустрии, и крупные банковские и страховые организации, например Альфа-банк и «Ингосстрах», и ритейлеры – такие, как «Х5 ритейл групп», «М.Видео», Metro Cash & Carry, Ашан, государственные структуры. Например, системы ВКС, как вы, наверное, знаете, сейчас широко применяются в судебных органах страны. Наше законодательство позволяет выносить приговор по кассационным жалобам осужденных удаленно, через системы видеосвязи. В результате экономятся огромные средства и усилия, потому что заключенных теперь не обязательно этапировать в здание суда для заслушивания приговоров по кассационным жалобам, их достаточно доставить в ближайшее СИЗО, где установлена система ВКС. Среди наших заказчиков становится все больше медицинских учреждений, которые используют данные системы для проведения сложных операций, а также для обучения студентов. Словом, области применения систем ВКС расширяются, соответственно – растет круг заказчиков.

- И все же на рынке бытует мнение, что те компании, которые хотели, уже давно внедрили себе системы ВКС. Можно ли говорить о том, что этот рынок сейчас окончательно насыщен, что он достиг своего «потолка»?

- Нет, такие рассуждения не справедливы. Рынок систем ВКС продолжает динамично развиваться, в том числе и среди пользователей, которые уже давно внедрили у себя данные сервисы. Связано это с тем, что современные системы видеоконференцсвязи продолжают модернизироваться, открывая перед потребителями новые возможности.

- Но что там можно модернизировать? Ставим в переговорную камеру, микрофон, которые качественно передают изображение и голос, и, если все нормально работает, зачем что-то еще менять?

- Системы ВКС устроены не так примитивно, и их технологии постоянно совершенствуются. Так лет 5 назад был массовый переход систем ВКС на HD-качество, что кардинально изменило качество видео, сейчас начинает появляться формат еще более высокой четкости 4К. Пару лет назад системы начали активно внедрять мобильные функции, которые, по сути, меняют устоявшиеся представления о работе видеоконференцсвязи. Ведь раньше такой формат коммуникаций воспринимался исключительно как соединенные между собой переговорные помещения, оснащенные камерами и микрофонами. Сейчас же участником совещания может стать и сотрудник, который, скажем, находится в аэропорту или в гостинице, и теперь с помощью своего ноутбука, смартфона или планшета он имеет возможность принять участие в важном совещании. А чтобы не быть голословными мы обычно предлагаем заказчикам протестировать самые разнообразные системы в демонстрационном центре нашего партнера, компании Polycom. Кстати, мы сами и оснастили его оборудованием.

К другим заметным технологическим новинкам в области ВКС можно отнести такие предложения, как виртуализация аппаратной части и системы ВКС из «облака».

- Что дают потребителям эти два новых технологических тренда?

- Виртуализация аппаратной части означает то, что клиенту дается возможность не приобретать аппаратную часть специально для новой ВКС-системы, как это было раньше. Теперь производители систем предлагают программные решения, благодаря которым можно использовать уже имеющиеся в компании сервера общего назначения, что приводит к существенной экономии.

Что же касается облачных систем ВКС, то в этом случае вообще весь аппаратный комплекс, программное обеспечение и прочее находится у поставщика услуг. У клиента остается только необходимое оборудование в переговорных комнатах – видеокамеры, микрофоны и программные клиенты на компьютерах и мобильных устройствах. Зачастую такой подход весьма выгоден компании. Ей в этом случае не надо сразу тратить средства на закупку масштабного решения: допустим, компания предполагает, что через год у нее будет 25 филиалов, которые должны охватить система ВКС. Однако, по тем или иным причинам, половина филиалов не открылась. При таком сценарии клиент потратит зря деньги на закупку мощной системы ВКС. Если он предпочтет облачный вариант услуг, то ему не нужно сразу осуществлять значимые инвестиции, так как можно платить абонентскую плату по факту за тот объем услуг, который тебе необходим, и в нужный момент расширять его или наоборот сократить до требуемого масштаба.

А ещё облачная ВКС является одним из способов импортозамещения, потому что всё оборудование устанавливается у поставщика услуг. Мы, например, свою облачную услугу ВКС разворачиваем на решениях Polycom, одного из лидеров рынка. Заказчик получает качественный сервис, всеми остальными техническими вопросами занимаемся мы, как провайдер.

- Кто сейчас является основными производителями систем ВКС, появляются ли новые игроки?

- Среди производителей систем ВКС есть два «кита» и много других компаний, в том числе очень молодых, которые хотя и занимают меньшую долю, однако активно пытаются ее нарастить, прорваться за счет новых идей или агрессивной ценовой политики. Устоявшимся брендам приходится на это отвечать. В общем, существует нормальная конкуренция, которая постоянно держит рынок в тонусе.

- Влияет ли на рынок ВКС развитие бесплатных потребительских cервисов видеосвязи типа Skype? Ведь любой человек без использования мудреных систем ВКС может, по сути, нажать клавишу на смартфоне и осуществить видеовызов, скажем, со своим деловым партнером?

- Да, позвонить по Skype, конечно, можно. Но очень большой вопрос, насколько удовлетворительным будет уровень качества, а также набор услуг в подобном видеосервисе. Начать с того, что современная ВКС-система позволяет охватить практически неограниченное число участников. При этом совещанием можно управлять, выводить на экран определенного спикера, иллюстрировать встречу нужными документами и использовать множество дополнительных услуг, что невозможно в потребительских видеопрограммах. Таким образом, производителей систем ВКС никак нельзя назвать конкурентами Skype. Эти услуги принципиально разного уровня качества, и если в компании регулярно используют в работе современную систему ВКС, то вряд ли они для проведения совещаний и оперативного управления будут использовать бытовые бесплатные программы.