Андрей Федорец, генеральный директор ООО «АйДиСистемс», к.т.н.Андрей Федорец,
генеральный директор
ООО «АйДиСистемс», к.т.н.

Положим, облачные сервисы. Они основательно вошли в жизнь всех тех, кто пользуется современными гаджетами. Сложно себе представить смартфон или планшет без облачных хранилищ данных и популярных сервисов для разнородного медиа-контента. Это касается только персонального использования. А в корпоративной среде облачные сервисы приживаются зачастую в форме небольших внутренних «облачков». Такое положение дел с огромной вероятностью объясняется двумя причинами: паническим страхом раскрытия информации о клиентах/контрагентах перед конкурентами, а еще отсутствием путей кастомизации сервисов, предоставляемых клиентам.

В этой связи интересно получить ответ на замечательный вопрос: «Нужны ли мы нам» (© К.Х. Хунта)? То есть имеет ли смысл настаивать на использовании облачных сервисов в корпоративных средах? С точки зрения существенного сокращения издержек, конечно же нужно. И, с учетом чрезвычайно малой вероятности утечки данных по техногенным причинам, определенно стоит. Получается, что, даже имея в виду опасения за утечку данных и плохих кастомизационных возможностей, надо продвигать такие сервисы, в которых эти причины максимально минимизированы.

Что в этой связи сулит нам Отдел Линейного Счастья? Возьмем, к примеру, новый сервис MyPayOnline. Он призван существенно расширить платежные возможности для клиентов банков. Фактически он представляет из себя механизм, который позволяет любой кредитной организации единожды реализовать подключение к облачному сервису. А далее клиенты получают возможность онлайн-оплаты за множество товаров и услуг. При этом пользователь либо сам выбирает способ оплаты «через банк», либо получает сообщение «вам выставлен счет за то-то, хотите оплатить»? В первом случае со страницы оплаты клиент переходит на страницу авторизации системы ДБО выбранного банка и далее оплачивает автоматически сформированный счет. Второй случай возможен тогда, когда счет формируется без участия клиента (за ЖКХ, например).

Возможно, такого рода сервисы не в новинку. В системах «Сбербанк-онлайн» или «Альфа-клик» подобные услуги предоставляют давно. Но прелесть облачного исполнения MyPayOnline в том, что банку не надо заботиться о поиске новых поставщиков, которые готовы предоставить товар или услугу до фактического поступления средств за них на расчетный счет только на основе информирования о факте уплаты. Количество таких поставщиков увеличивается без какого-либо участия банка. Конечно, банки должны гарантировать безотзывность платежей, но это зависит от правильного построения договорных отношений.

Подобный сервис практически идеален для корпоративного облака. Сведения о клиентах не распространяются, кастомизация практически не требуется, затраты обозримо снижаются, доходность понятна при подключении. А банки получают идеальную «модель человека, полностью удовлетворенного» платежным сервисом.

Нова не сама идея сервиса, а другая точка зрения на нее, иные пути реализации. Мы целенаправленно хотим изменить существующее представление о порядке оплаты различных товаров и услуг. Мы реализуем идею запроса начислений, а не выбора услуги для оплаты из каталога. Дело в том, что в развитых платежных сервисах количество отдельных услуг в списке может составлять десятки тысяч. Ориентироваться в таком количестве крайне проблематично. Проще с бумажкой дойти до отделения самого большого российского банка. Как же эту ситуацию переломить?

С развитием портала Госуслуги.ру и качества предоставления государственных сервисов в электронном виде граждан стали буквально принуждать перейти на онлайн-общение с государством и при этом использовать механизм онлайн-идентификации с последующим информированием об изменении статуса оказания услуг. И, согласитесь, гораздо удобней получить СМС: «Ваш заграничный паспорт готов. Можете посетить УФНС»? Конечно, менее приятно получить СМС: «Вам выписан штраф за нарушение ПДД 500 рублей». Но вот этот второй пример и есть наш движитель. Более ста шестидесяти банков используют решение ООО «АйДиСистемс» для взаимодействия с ГИС ГМП, где аккумулируются начисления за госуслуги. А ведь эти начисления и есть тот самый электронный счет за услугу. Взаимодействие с ГИС ГМП подразумевает возможность получения этого начисления по идентификатору. Именно этим мы пользуемся для продвижения сервиса MyPayOnline. По сути, мы раздвигаем границы возможностей взаимодействия с ГИС ГМП, добавляя несколько дополнительных идентификаторов. А клиенты банка получают новую суперспособность – платежеспособность.

Дальнейшее развитие сервиса сулит впечатляющие перспективы и для юридических лиц. Но это уже другая история…