Принципы работы, технологии и решения, доказавшие свою эффективность на российском рынке, с успехом могут быть применены и в сопредельных государствах, рынки которых имеют много схожих черт. В этом отношении показателен опыт компании Ingenico, реализующей масштабную стратегию развития в государствах СНГ, Прибалтики и Монголии. С достижениями, планами и перспективами работы компании на этих рынках «Банковские технологии» познакомил Павел Охорзин, директор по развитию бизнеса компании Ingenico Russia&CIS.

Рынок платежных решений СНГ: новые векторы развития с инновациями Ingenico

Несмотря на новые экономические реалии, в мировую платежную индустрию вернулась тенденция устойчивого роста. Аналитики консалтинговой компании McKinsey в своем ежегодном докладе Global Payments 2014 прогнозируют рост доходов от обслуживания платежей в среднем на 8% ежегодно, достигнув в 2018 г. показателя в 2,3 трлн долл., или 43% всех доходов от банковских услуг. Рынок платежных решений СНГ, Прибалтики и Монголии также соответствует данной тенденции. Для Ingenico это стратегически интересные и важные рынки, в которых, безусловно, заложен большой потенциал для развития. По итогам двух последних лет Ingenico демонстрирует стремительное расширение своего присутствия именно в этих странах. Благодаря работе российской команды только за 2013 г. рост в этихрегионах составил порядка 42%. И потенциал присутствия именно в этих странах еще есть.

Компания Ingenico — лидирующий поставщик платежных решений, в активе которого более 22 млн терминалов, успешно работающих более чем в 170 странах мира. Весь штат Ingenico — более 5500 сотрудников по всему миру — помогает ритейлерам, банкам и сервис-провайдерам оптимизировать и защищать электронные платежные решения, разрабатывать сервисные предложения и получать дополнительную прибыль в пунктах продаж. Компания имеет репутацию разработчика простых и дружественных, инновационных и защищенных платежных решений «под ключ».

Сегодня в арсенале Ingenico инновационные защищенные решения для банковского сектора и вертикальных рынков, собственное производство терминального оборудования на территории Российской Федерации, сотрудничество с международными разработчиками процессинговых решений и ведущими компаниями мировой платежной индустрии. Поэтому реализовав однажды какой-либо проект, компания может легко портировать его для самых разных клиентов, вне зависимости от географического положения. Конечно, для каждой страны и региона характерны свои, порой специфические, запросы. Действительность диктует особые условия для работы оборудования, и компания, конечно, учитывает их при разработке решений для рынка стран СНГ. Важным является, например, процесс кастомизации программного обеспечения и терминального оборудования, чтобы в любой стране POS-терминалы «говорили» с потребителями на одном языке. Поэтому ПО Ingenico имеет мультиязыковую поддержку. И так при решении любых задач: наша команда не знает слова «невозможно», и всегда работает на опережение потребностей рынка, предлагая решения со взглядом в будущее.

Бизнес Ingenico в странах СНГ широко развит во многом за счет деятельности официальных партнеров, которые прошли необходимое обучение и процедуру авторизации. Благодаря совместному эффективному сотрудничеству удалось в короткие сроки достичь лидирующих позиций на рынках этих стран.

Сегодня Ingenico присутствует как в банковском секторе, так и на вертикальных рынках, сотрудничая со всеми процессинговыми центрами. При этом мы активно участвуем в реализации проектов федерального значения: в республике Беларусь решения компании обеспечили бесперебойную работу платежной инфраструктуры на Чемпионате мира по хоккею в Минске, который состоялся в 2014 г. В Казахстане усилиями Ingenico и местных партнеров был реализован национальный проект по автоматизации приема платежей на платных дорогах. В Туркмении компания занимается созданием платежной инфраструктуры для предстоящей Азиады. В ряде стран Ingenico принимает участие в создании национальных платежных систем. Например, компания выступает экспертом — консультантом формирования платежной системы в Таджикистане. Этот проект реализуется при поддержке госструктур и в тесном сотрудничестве с Visa. В Узбекистане Национальная платежная система «Узкарт» также работает при участии оборудования и софтверных решений Ingenico, а в Азербайджане Ingenico отвечает за организацию платежной инфраструктуры European Games Baku.

Все для ритейла

Ingenico активно взаимодействует с ключевыми ритейлерами России и СНГ, предлагая им комплексные инновационные решения с поддержкой систем лояльности, мониторинга, захватом электронной подписи и хранения чеков в электронном виде. В качестве примера можно привести поставку POS-терминалов в торговую сеть «Магнит». Прием платежных карт в магазинах стал возможен благодаря современным устройствам Ingenico iPP320, оснащенным встроенным бесконтактным модулем. Другой показательный пример — реализация приема бесконтактных платежей в сети гипермаркетов «О’КЕЙ» по всей России. Эти и многие другие примеры лучше всего демонстрируют уровень Ingenico как системного интегратора. Поэтому неудивительно, что новые клиенты обращаются в Ingenico не просто как к производителю платежного оборудования, но как к бизнес-партнеру: они уверены, что накопленные компанией компетенция и опыт внедрения современных платежных технологий поможет с таким же успехом реализовать и их собственные проекты. Эта модель сотрудничества отлично работает и на рынках стран СНГ, благодаря чему Ingenico реализовала ряд крупных локальных проектов.

Безусловно, есть государства, например, Белоруссия и Казахстан, где уже сложилась развитая система приема безналичных платежей, а есть государства, которые находятся только в начале этого интересного пути. Но в обоих случаях решения Ingenico являются драйверами рынка, способствующими внедрению новых технологий в местные торговые сети. Например, за два года работы Ingenico удалось ощутимо расширить свое присутствие на рынке Белоруссии: на данный момент на территории страны успешно работает более 45 тыс. POS-терминалов компании.

В качестве показательного примера работы с ритейлерами в странах СНГ можно привести проект по обеспечению приема бесконтактных карт Debit MasterCard PayPass на кассах в сети супермаркетов Fourchette в республике Молдова. С помощью легкого эргономичного ПИН-пада Ingenico iPP320 теперь можно оплатить покупки «в одно касание», благодаря чему существенно повысилась скорость оплаты: сейчас весь процесс занимает в среднем не более 5 секунд. Это позволяет каждому кассиру супермаркета Fourchette экономить более 20 минут рабочего времени в день. А это около 400 дополнительно обслуживаемых покупателей в месяц! Опыт Fourchette стал знаковым событием для всего платежного рынка страны. Поэтому сегодня с партнерами Ingenico планируют работать ведущие ритейлеры Молдовы не только в Кишиневе, но и на всей территории республики.

Благодаря совместным усилиям Ingenico и наших партнеров в ближайшее время в Армении появятся инновационные технологии приема бесконтактных платежей. Это позволит ритейлерам страны выйти на новый уровень обслуживания клиентов, сделать процесс покупки более простым, удобным и быстрым.

Проекты для HoReCa

Компания Ingenico тесно сотрудничает с предприятиями сферы обслуживания. Оборудование и решения Ingenico успешно работают в условиях высокой транзакционной нагрузки, например, в ресторанах быстрого питания сети KFC, кофейнях «Шоколадница» и Starbucks. В качестве примера работы на локальных рынках можно привести опыт Молдовы, где Ingenico осуществила поставку терминалов с функцией приема бесконтактных платежей для автоматизации касс в сети ресторанов быстрого питания McDonald’s. Наши устройства пользуются популярностью в этой сфере в том числе потому, что они интуитивно понятны, обладают яркими большими кнопками и вызывают приятные тактильные ощущения при прикосновении. Ускорению процесса оплаты способствует и большой экран POS-терминала, на котором транслируется инструкция для держателя карты. Наряду с высококлассным кассовым решением клиент получил очень оперативную логистику и качественную поддержку на всех стадиях процесса интеграции. Благодаря оперативной и слаженной работе сотрудников Ingenico автоматизацию удалось провести в очень короткие сроки. Реализуя этот проект, Ingenico еще раз доказала — высокий уровень сервиса может и должен быть доступен обычным потребителям, таким как посетители сети ресторанов быстрого питания.

Время мобильности!

Технологии мобильных платежей сегодня все прочнее входят во все сферы нашей жизни, что во многом изменило подход к выбору средств коммуникаций. По оценке аналитической компании IDC, в 2013 г. количество проданных по всему миру смартфонов впервые превысило 1 млрд штук, показав рост в 38,4%. Тенденция роста продаж мобильных устройств нового поколения сохраняется в России и странах СНГ. Например, согласно аналитическому обзору CNews в 2013 г. в нашей стране было продано 18,5 млн смартфонов (на 51,6% больше, чем в 2012 г.) и 7,2 млн планшетов (на 125% больше, чем в 2012 г.). Современное общество стремится использовать мобильные решения во всех областях жизни, в том числе в бизнесе. Следуя тренду мобильности (а порой и опережая его), компания Ingenico предлагает на рынках России, СНГ и Монголии перспективное решение в области mPOS-терминалов: достаточно оснастить смартфон платежным адаптером — ридером банковских карт, после чего с его помощью можно принимать защищенные безналичные платежи. Однако не стоит рассматривать этот тренд лишь как новую разновидность торгового эквайринга. В глобальных масштабах это подразумевает применение в платежной индустрии не только любых мобильных гаджетов, но и, например, часов, брелоков и других аксессуаров со встроенным NFC-модулем.

В качестве примера использования новой технологии можно привести опыт Казахстана, где в 2014 г. ведущий оператор мобильной связи Kcell объявил о выходе на рынок мобильных платежных терминалов. mPOS-терминалы K-Pay продаются в сети фирменных сервисных центров Kcell по всему Казахстану. Решение состоит из мобильного приложения и платежного терминала RP750x — единственного в мире подобного устройства с Chip&PIN, сертифицированного международными платежными системами Visa иMasterCard. Они ориентированы на различные сегменты бизнеса — от компаний, занимающихся доставкой еды, и интернет-магазинов до стоматологических клиник, служб такси, магазинов шаговой доступности, аптек и салонов красоты. Новое mPOS-решение может принимать и обрабатывать безналичные платежи по картам в любой точке покрытия мобильных сетей Kcell и Activ. На сегодня это свыше 5000 населенных пунктов по всему Казахстану.

Заметим, что рынок Казахстана активно развивается, здесь идет динамичный рост объемов безналичных платежей с использованием платежных карт, постоянно растут и продажи терминалов.

От топливных решений до биометрии

Особое внимание компания Ingenico уделяет рынку комплексных отраслевых решений. Активно реализуются проекты с поддержкой карт лояльности, топливных и подарочных карт, биометрических технологий; предлагаются решения для гостиниц и ресторанов, в том числе с поддержкой инкрементальных авторизаций. В портфеле компании — встраиваемые решения для паркоматов, вендинга и традиционных киосков.

Совместно со своими партнерами в Латвии Ingenico работает над социально значимым для страны транспортным проектом. В ряде муниципальных образований Латвии уже сегодня пенсионеры, студенты и школьники могут оплачивать проезд на общественном транспорте с помощью социальных карт. В автобусах установлены терминалы Ingenico iPP320, связанные с кассовым аппаратом. Чтобы оплатить поездку, достаточно прикоснуться картой к терминалу. Интересным и ярким для Ingenico стало начало сотрудничества и развитие партнерских отношений с Монголией. Рынок платежных решений этой страны весьма динамичен: банки активно развиваются и осваивают новые технологии. Менее чем за год Ingenico удалось не только наладить эффективные дружественные бизнес-отношения, но и реализовать ряд интересных проектов. Один из них — автоматизация приема платежей для Национальной автозаправочной компании «Петролис».

Большие перспективы на рынках развивающихся стран имеют биометрические технологии авторизации платежа. Сегодня устройства от Ingenico успешно используются для идентификации населения с низкими доходами. Например, сегодня люди с низким уровнем грамотности могут получать социальные пособия от государства в банковских отделениях с помощью отпечатков пальцев. Оборудование поддерживает несколько вариантов технологии аутентификации потребителей — смарт-карты, ввод PIN-кода, проверку отпечатков пальцев, а также широкий спектр платежных технологий, включая NFC, EMV и карты с магнитной полосой.

Помимо современных, востребованных рынками решений, к слагаемым успеха Ingenico можно отнести максимально полную поддержку, которую оказывает компания всем своим партнерам. Высокий уровень сервиса, консультаций, технической поддержки, наличие разнообразных программ обучения и повышения квалификации позволяет партнерам Ingenico реализовывать в своих странах самые сложные проекты. Эффективному развитию бизнеса способствует также грамотная налоговая политика и законодательная база в большинстве стран присутствия Ingenico. Государство проводит активную работу по выводу бизнеса из «тени» и улучшению налогового климата, имеется определенность в отношении технологий и правил, по которым будет функционировать рынок платежных карт. Более того, нередко обращения к Ingenico, как к одному из флагманов отрасли, инициируются именно государственными структурами.

Ingenico — в высшей степени клиентоориентированная компания: при реализации новых проектов мы стремимся быть гибкими к условиям и конъюнктуре рынка, а также к потребностям бизнеса. В основе успеха Ingenico — стремление всегда работать на опережение потребностей рынка.

Ingenico обладает хорошей интеллектуальной и технологичной базой, огромным опытом и знаниями. Мы всегда готовы оперативно отреагировать на запросы времени и тенденции современного рынка. К тому же решения и продукты Ingenico отличает высокая технологичность и эргономичность, что является важным конкурентным преимуществом. В планах компании — вывод на рынок качественно новых продуктов и платежных решений для развития сегмента защищенных платежей и повышения уровня жизни и комфорта граждан России, СНГ и других государств, в которых работает Ingenico и ее партнеры.

Мы с оптимизмом смотрим на будущее эквайринговой индустрии. Рынок платежных решений меняется, а вместе с ним меняется и система взаимодействия между участниками рынка. Мы же неизменно предлагаем новые интересные безопасные технологии и направления развития. Инновации Ingenico позволяют нашим партнерам и клиентам быть уверенными в завтрашнем дне. Подтверждение тому — наши совместные достижения.