От изменения и смягчения названия, к сожалению, не меняется суть явления. Банковские сети сокращаются. Причины явления, его плюсы и минусы, а также драйверы банковского развития в ближайшей перспективе обсуждались экспертами банковского рынка на онлайн-конференции информационного агентства Bankir.Ru, журнала «Банки и деловой мир» и портала 123Credit.ru «Банковские сети и продукты: летний сезон»

Основные тенденции и причины

«Банковские сети изживают себя – это дорого и неэффективно, – однозначно утверждает директор Института финансового планирования Евгения Блискавка. – В Европе их уже давно и успешно замещают сети независимых финансовых советников. Советнику не нужно отделение, он общается с клиентом на его территории, где тому комфортно говорить о личных финансовых планах. Средняя сумма покупок, приходящаяся на клиента, работающего с советником, в 3 раза выше суммы приобретений, осуществляемых клиентом в сети отделений банка».

Не столь категоричен в своем мнении об основных тенденциях в развитии банковских сетей вице-президент Национального платежного совета Тимур Аитов. По его мнению, наиболее приемлемым вариантом развития является эволюция банковских офисов в отделения нового формата. «Популярным решением является концепция «финансового минисупермаркета» рядом с домом. Концепция пришла к нам с Запада – как альтернатива малорентабельным и помпезным «офисам с колоннами». Минисупермаркет – это небольшой офис до 60–100 квадратных метров, в котором клиент в максимальной близости от дома получает широкий набор розничных банковских услуг. В западном варианте в таком офисе активно используются мобильные рабочие места, всяческие гаджеты — именно для создания «домашней» атмосферы общения с клиентом».

В качестве примера Аитов привел Промсвязьбанк с инновационным «семейным офисом». В офисе нет традиционного разделения на клиентскую и рабочую зону, предусмотрено специальное пространство для детей, где педагог занимается с ребенком рисованием, психолог «лечит» «Сказкотерапией» т.п. Сотрудники офиса работают в одежде стиля casual, доступен бесплатный Wi-Fi, подают горячий кофе и прочее. В такой «дружеской атмосфере» клиентам предлагается широкая линейка розничных услуг – вклады и кредиты, обслуживание карт, банкострахование, открытие накопительных счетов, РКО и т.д. и т.п.».

Наиболее структурированный ответ на вопрос об основных тенденциях в развитии банковских сетей дал заместитель председателя правления Татфондбанка Сергей Мещанов. «Во-первых, это консолидация активов, поглощение крупными банками мелких, уход с рынка мелких банков, не удовлетворяющих требованиям Базеля 3. Во-вторых, развитие интернет-банкинга, мобильного банкинга, сети терминалов и автоматизация процессов в банковском обслуживании. В-третьих, развитие премиальных программ для VIP-клиентов. Кроме того, это развитие новых форм банковских офисов и диверсификация бизнеса. И конечно, это повышение эффективности сети».

Причинами сокращения количества банковских офисов участники онлайн-конференции называли изначально неверную геомаркетинговую оценку, стагнацию в экономике страны, слияние и поглощение банков, даже «оккупацию Крыма». Но все сошлись в одном: основной причиной уменьшения офисной сети является необходимость сокращения издержек. «Сегодня банковский бизнес становится все менее прибыльным, значительно сокращается процентная маржа. При этом банки вынуждены нести бремя многочисленных контрольных функций, возложенных на них, осуществлять несвойственные функции, издержки по которым никто не компенсирует», - утверждает председатель правления Автоградбанка Венера Иванова.

Читатель Bankir.Ru Александр Лыков поинтересовался, почему на фоне общего сокращения банковских сетей «офисы Сбербанка растут как грибы после дождя?»

Пытаясь «сохранить лицо» крупнейшего государственного банка страны эксперты отвечали корректно и уклончиво. «Тот факт, что Сбербанк является одним из ведущих банков России, для улучшения обслуживания клиентов увеличение количества отделений не кажется таким уж и абсурдным, тем более отделения будут варьироваться по ассортименту предоставляемых услуг», – уверен аналитик FIBO Group Юрий Цигуш.

«Сбербанк занимает те ниши, которые покидают коммерческие банки. «Визуальный» эффект от расширения сети обеспечивается тем, что банк «выдвигает» свои офисы на первую линию, конкурируя за площади с коммерческими банками», – объясняет явление генеральный директор консалтинговой компании «Финист» Михаил Смирнов.

То, что другие участники конференции оставляли «между строк», одной фразой выразил главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт: «либо это чистая пропаганда и амбиции, либо я просто ничего не понимаю».

Кредитование?

В теме онлайн-конференции были заявлены не только банковские сети, но и продукты современного банкинга, а до сих пор традиционным продутом, приносящим основной доход, было потребительское кредитование. Сможет ли его заменить кредитование малого и среднего бизнеса? Чем чревато замораживание беззалогового кредитования? Что изменит в работе банков вступивший в силу 1 июля 2014 года закон «О потребительском кредите»? Таков второй пласт вопросов, ответы на которые дали эксперты банковского сообщества.

Почти все сошлись во мнении, что, как выразился генеральный директор компании «Кредитный и финансовый консультант», вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов Александр Гребенко, «Кредитование МСБ не может стать лидером кредитного рынка до тех пор, пока малый бизнес не станет государственным приоритетом в развитии экономики страны». Это на практике.

«Теоретически – вполне способно. Более того – полезно для экономики России, – считает Ян Арт. – Способствовать этому может лишь одно – организация системы рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу. Принят закон о неипотечной секьюритизации – это вклад в этот процесс. Необходимо расширять программы МСП-банка. Без ресурсов кредитование МСБ задохнется».

Интересный взгляд на проблему озвучил Михаил Смирнов. «Чтобы кредитование МСБ развивалось, необходимы специализированные продукты, ориентированные на конкретные потребности клиентов (банки активно развивали программы по кредитованию покупки транспорта, но мало у кого получалось развивать программы по кредитованию покупки оборудования из-за множества нюансов с точки зрения управления рисками). С другой стороны, продукты, адаптированные под узкие группы клиентов, становятся слишком дорогими. Для современного бизнеса идея доступных нишевых продуктов чужда – считается, что нишевый продукт должен быть обязательно дорог. Даже региональным банкирам сложно эту идею преподнести как вполне работоспособную. Считается, что если делать бизнес, то это должна быть обязательно «китайская фабрика», тиражирующая дешевые изделия среднего качества. Если «фабрики» не получается, тогда этот продукт никого не интересует».

Однако о развитии именно нишевых продуктов, вследствие «замораживания беззалогового кредитования», говорила заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская. «Наблюдается развитие программ нишевого кредитования, что подразумевает кредитование определенных клиентских сегментов, по которым банк может спрогнозировать значительно меньшую стоимость риска. К таким клиентским сегментам банки могут относить клиентов зарплатного проекта, клиентов, работающих на определенных видах предприятий, клиентов с положительной кредитной историей и т.п. Нишевые кредиты позволяют делать более выгодные кредитные предложения для определенного клиентского сегмента, сохраняя при этом достаточный уровень прибыльности кредитования для самого банка. В части беззалогового кредитования мы наблюдаем большой рост спроса и предложения на такой нишевый продукт, как рефинансирование кредитов сторонних банков».

Вследствие ограничения беззалогового кредитования, по статистике системы 123Credit.ru, «акцент сильно смещается в сторону кредитных карт, ипотеки. Требования к заемщику становятся более жесткими, условия выдачи с финансовой точки зрения зачастую становятся легче, а вот с точки зрения подтверждения дохода заемщика – жестче», – сообщил генеральный директор компании 123Service.ru Яков Лившиц.

О работе своего банка по смещению акцентов в сторону залогового кредитования рассказал директор департамента розничного бизнеса и управления региональной сетью Росгосстрахбанка Вилен Ли. «Происходит переориентация с кредитования уличных заемщиков на сотрудников группы компаний, холдинга. В прошлом году мы запустили программу «Твои условия» с индивидуальной процентной ставкой. Технология Risk based pricing, положенная в ее основу, призвана определить ценовые параметры кредита индивидуально для каждого заемщика на основе анализа его данных. Логика проста – чем больше документов предоставит потенциальный заемщик, тем выгоднее могут быть условия кредитования. Банк при этом четко оценивает свои риски при выдаче кредитного продукта, а надежный заемщик получает более низкую, а не усредненную ставку по продукту».

На вопрос о влиянии на работу банков вступившего в силу 1 июля 2014 года закона «О потребительском кредите» эксперты отвечали по-разному, каждый подчеркивал то, что казалось ему наиболее значимым. Были отмечены такие изменения, как: обязательство банков ограничивать максимальные процентные ставки в своих предложениях, ограничивать размеры неустойки по кредитному договору – не более 20% годовых. Отмечались требования к кредитным договорам. «Теперь они будут разделены на две формы – это общие условия и индивидуальные условия. Центральным Банком установлена единая форма индивидуальных условий для всех банков, в которых определен набор информации об условиях предоставления, использования и возврата кредита». Не забыта и возможность для заемщиков в определенный период после получения кредита досрочно погашать кредиты как частично, так и полностью без предварительного уведомления банка, и многое другое.

«В общем, законом закрепляются права и обязанности банка по отношению к заемщику и наоборот, которые ранее не были закреплены в каком-либо едином нормативном акте», – резюмировал Сергей Мещанов. Ян Арт предложил просто прочитать обо всех изменениях: http://bankir.ru/publikacii/s/zakon-kotoryi-zhdali-10005192/.

Депозиты или что-то еще?

С тем, что в условиях торможения экономики любое кредитование не может быть основным источником банковских доходов, согласились все. Дальнейший разговор касался депозитного рынка. Не становится ли переток депозитов в госбанки в результате массового отзыва лицензий проблемой банковского рынка России? Что могут предложить банки, помимо вкладов? Каковы альтернатива ОФБУ и перспективы форекс-трейдинга? Все это интересовало читателей Bankir.Ru.

«Нельзя отрицать, что массовый отзыв лицензий у банков напугал вкладчиков: они перестали доверять кредитным организациям депозиты свыше суммы страхового возмещения. Многие вкладчики начали более тщательно анализировать, куда они в принципе несут свои накопления. Часть перевели их в более надежные банки. Отзыв лицензий заставил вкладчиков задуматься не только о дроблении вкладов, но и о поиске альтернативных инструментов вложений. Согласно статистике ЦБ, несмотря на то, что крупным игрокам удается наращивать депозитную базу, в целом по отрасли с начала года вклады физических лиц уже не один раз показывали отрицательный прирост», – констатировал Вилен Ли.

Поддержала и продолжила мысль коллеги Венера Иванова. «Сегодня для средних и небольших региональных банков депозиты физических лиц являются практически единственным источником ресурсной базы. Отток вкладов для некоторых из них стал критичным. Но проблема банковского рынка России не столько переток депозитов в госбанки, сколько отсутствие реальных возможностей фондирования у большинства средних региональных банков. При оттоке вкладов более крупные банки могут заместить его привлечением от ЦБ, иными источниками. У большинства региональных кредитных организаций такие возможности отсутствуют. Другой проблемой, на наш взгляд, является недоверие в целом к банковской системе страны».

Повышать это доверие через «комплексное решение для реализации важных личных финансовых целей клиентов» предлагает Евгения Блискавка. «Тем, кто строит свое финансовое будущее, необходимы: специализированные пенсионные программы, продукты страхования и все многообразие инвестиционных инструментов. Эти продукты вполне могут стать драйверами банковского роста, если в линейке банка есть подходящие решения, или обеспечить значительный рост комиссионного дохода, если они есть в линейке партнеров банка».

Пессимистичную позицию высказал Ян Арт: «К сожалению, пока по части накопительного тренда банки впали в кому. ОФБУ практически сошли на ноль. Очень надеюсь, что постепенно банки начнут предлагать клиентам услуги покупки акций на фондовом рынке – но не паями, а по индивидуальным заказам клиентов, а также услуги фондового и форекс-трейдинга».

С ним согласился председатель правления Первобанка Андрей Гончаров: «Развитие банковских фондов действительно сошло на нет. Вопреки ожиданиям, ОФБУ так и не стали конкурентоспособным видом коллективных инвестиций из-за особенностей законодательства и регулирования. По мере восстановления фондового рынка и доверия к инвестициям в ценные бумаги со стороны населения, альтернативой ОФБУ будут ПИФы. Многие банки не без успеха продают паи фондов собственных управляющих компаний, которые работают в составе банковской группы, либо паи сторонних управляющих компаний – в рамках модели открытой архитектуры».

Мнения экспертов о перспективах форекс-трейдинга разделились.

«После кризиса 2007–2008 годов, подорвавшего доверие к рынку ПИФов, банки искали новые возможности для получения комиссионных доходов. Активно предлагались брокеридж и форекс, однако реально потенциал банковских продаж данных продуктов очень невысок – банки заведомо не могли позволить себе быть столь же агрессивными, как и поставщики этих услуг, в то время как имидж банка при неудачной работе клиента на спекулятивном рынке страдал в первую очередь. Увлечение трейдингом не может быть для большинства банков долгосрочным, это просто попытки компенсировать недостаток собственных маркетинговых наработок по традиционным банковским продуктам», – уверен генеральный директор консалтинговой компании «Финист» Михаил Смирнов. Его поддержали Александр Гребенко и Андрей Гончаров.

Генеральный директор компании 123Service.ru Яков Лившиц, напротив, считает форекс-трейдинг чрезвычайно перспективным направлением. «В смычке форекс-брокеров и банков – много перспектив как для клиентов (большая прозрачность, защищенность), так и для самих участников. Для банков – это еще один вид комиссионного бизнеса, в котором все риски хеджированы. Многие серьезные форекс-компании, например, Саксобанк или наша компания MaxiMarkets разработали для банков партнерские программы «White-Label», которые позволяют очень быстро и фактически без затрат внедрить трейдинговые платформы на сайтах банков. Первые такие проекты сейчас уже на стадии внедрения».

Юрий Цигуш напомнил участникам онлайн-конференции, что «ежедневный оборот на рынке форекса в мире более $4 трлн. в день. Рынок форекса только набирает обороты в странах России и СНГ, а учитывая практически отсутствие конкуренции в предложении данной услуги среди банков, наличие оной будет важным преимуществом на их фоне. Я считаю, что, имея в своем арсенале услуги форекс-трейдинга с правильным управлением капиталом и риск-менеджментом, любой банк выйдет на уровень выше, чем был до этого».

«Камень преткновения в развитии форекса – отсутствие внятного регулирования. Именно это удерживает многие банки от предоставления подобных услуг. Велики и репутационные риски. Однако после решения проблемы регулирования форекс способен стать достаточно востребованным и прибыльным для банков», – предложил компромисс управляющий директор группы брокерских компаний «Алор» Сергей Хестанов.

Планы и прогнозы

В завершение конференции эксперты ответили на традиционные вопросы о прогнозируемой динамике кредитных и депозитных ставок в этом году и банковских предложениях розничным клиентам.

Заместитель директора департамента разработки розничных продуктов Бинбанка Юлия Тузовская предложила услуги рефинансирования кредитов сторонних банков. Рассказала о планах банка по запуску специальных продуктов кредитования для отдельных целевых клиентских сегментов. Продукты будут отличаться одной из самых низких ставок в продуктовой линейке банка.

Автоградбанк в лице председателя правления Венеры Ивановой приоритетным продуктом считает ипотечное кредитование. Из потребительских кредитов – предлагаются целевые кредиты – на учебу, на отдых, на свадьбу.

Татфондбанк предлагает комплекс финансовых услуг для клиентов. Например, вклад «… кто с нами», приуроченный к 20-летию банка. Активно развиваются программы эксклюзивного финансового сервиса для VIP-клиентов.

Прогнозы экспертов относительно динамики процентных ставок разделились вплоть до противоположных.

«Полагаю, что ставки по депозитам расти не будут. Ставки по кредитам если и вырастут, то очень незначительно», – считает Ян Арт.

«Клиенты готовы отказываться от высоких ставок в пользу большей надежности. Поэтому, скорее всего, небольшие игроки будут удерживать текущие ставки по вкладам, а у крупных игроков ставки могут даже несколько снизиться», – полагает Михаил Смирнов.

«Вероятен умеренный рост ставок как следствие, с одной стороны, частичного закрытия международного кредитного рынка для российских банков, с другой стороны, борьбы ЦБ с инфляцией», – предполагает Сергей Хестанов.

«Кредитные и депозитные ставки в этом году вырастут», – однозначно утверждает вице-президент Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов Александр Гребенко.

Кому доверять – выбор за вами.