председатель правления МСП Банка Сергей Крюков– Сейчас часто звучат утверждения, довольно спорные, на мой взгляд, о том, что работа с малым и средним бизнесом может стать новым драйвером банковского кредитования, потому что розница в силу определенных причин начинает сжиматься. Вы согласны с этим утверждением? Какое место в деятельности кредитных организаций должна занимать работа с малым и средним бизнесом, чтобы банки могли успешно функционировать?

– Мы всегда поддерживали политику банков-партнеров, которые в своей деятельности отдавали приоритет работе с малым и средним бизнесом. В основном мы работаем с региональными банками (это 85–90% партнеров МСП Банка). У них портфель кредитов МСБ может достигать 90%. Именно он обеспечивает им достаточную стабильность и устойчивость.

Рынок розницы в принципе понятен. Часто за корпоративными клиентами стоят клиенты – физические лица, которым можно предлагать зарплатные, карточные продукты, потребительское кредитование. Те банки, у которых розничный бизнес вытекает из корпоративного, чувствуют себя достаточно нормально. А вот те банки, для которых розница является панацеей, могут столкнуться в будущем с определенными сложностями, потому что это такой достаточно волатильный сегмент, где есть колебания по пассивной базе – сегодня вкладчики несут деньги, а завтра выносят их. Такая политика не способствует построению долгосрочных взаимоотношений с клиентами. Мы не работаем с такими кредитными организациями, поскольку фондируем банки на длительные сроки для дальнейшего финансирования ими инвестиционных проектов.

Банки, у которых работа с малым и средним бизнесом является преобладающим направлением деятельности, могут серьезно конкурировать на региональных рынках даже с крупными федеральными игроками. Есть такие положительные примеры по работе в отдельных регионах, где эти банки составляют реальную конкуренцию Сбербанку, ВТБ24. Может быть, клиенты и понимают, что в чем-то региональные банки могут уступать крупным федеральным игрокам в силу разницы в весовой категории, но, с другой стороны, у клиентов могут быть очень хорошие взаимоотношения с персоналом этого небольшого банка, он может быстро решить здесь все свои вопросы. Если такой региональный банк получает у нас долгосрочное фондирование, то он может предложить заемщикам кредитование на три-пять лет, что становится еще одним его сильным конкурентным преимуществом.

– Одна из новых мер поддержки сегмента малого и среднего бизнеса – секьюритизация. Закон о неипотечной секьюритизации (регулировании секьюритизации финансовых активов) вступает в силу совсем скоро. Какие-то новые направления деятельности МСП Банка в связи с этим предусмотрены?

– Предусмотрены. Это тоже одна из частей нашей стратегии, которая была обновлена в прошлом году и подразумевает создание рыночных механизмов для улучшения условий кредитования МСБ. Секьюритизация как раз создает такой рыночный механизм по кредитам малому и среднему бизнесу.

Сейчас мы находимся на этапе формирования стандартов кредитования, реализации соответствующих пилотных сделок для того, чтобы опробовать этот механизм на практике, а потом передать его рынку, и пусть все рыночные игроки, которые заинтересованы в оперативном управлении портфелем малого и среднего бизнеса, его используют. Это поможет решить вопросы ликвидности банков, нормативов, рисков и инвестиций.

Надеюсь, секьюритизация станет еще одним реально работающим инструментом. Выпускаемые ценные бумаги будут разными, потому что их будут выпускать разные институты с разным уровнем рейтинга. Соответственно, бумаги будут по-разному рейтинговаться, у них будет разная рыночная стоимость. Это удобно для инвесторов, потому что некоторые хотят приобрести консервативную, но низкодоходную бумагу, другие, напротив, придерживаются очень агрессивной стратегии, третьим – интересна некая комбинация риска и доходности. Так что каждый инвестор сможет найти какой-то подходящий для себя вариант.

Мы хотим запустить этот механизм, но впоследствии не хотим доминировать на этом рынке. Это и невозможно, потому что доминировать станет тот, у кого будет наибольший портфель кредитов малому бизнесу, а также те игроки, у которых есть наибольшее количество свободных ресурсов – например, Пенсионный фонд (если будет принято решение о том, что пенсионные деньги можно вкладывать в инструменты такого рода). Если говорить о зарубежном опыте, то там на рынке секьюритизации доминируют крупные инвестиционные банки.

Центральный банк поддерживает идею создания рынка секьюритизации и ту работу, которую мы ведем с банковскими ассоциациями по созданию стандартов кредитования. Совместно с Ассоциацией «Россия», АРБ уже создана рабочая группа по этим стандартам. Так что процесс идет. Он, конечно, осложняется общей ситуацией на рынках, волатильностью, нестабильностью курса рубля, что снижает заинтересованность инвесторов во вложениях в российские инструменты, в том числе и новые. Но тем не менее рынок секьюритизации все равно развивается.

– Какие новации предусмотрены в рамках программы гарантийной поддержки МСП Банка?

– Летом прошлого года в нашей программе появилось новое направление – предоставление гарантий по кредитам средних предприятий, выданных на инвестиционные цели. Мы выдаем гарантию за средние предприятия, за нас, в свою очередь, гарантирует Внешэкономбанк, а за него – государство в лице Минфина. Основная цель введения гарантийного механизма – повышение доступности финансовых ресурсов для среднего бизнеса. Предоставление гарантий позволяет существенно минимизировать резервы банков, а также поддержать те предприятия, у которых нет достаточного обеспечения для получения долгосрочного кредита.

Но по нашим оценкам и свидетельствам партнеров, критерии на «вход» в программу гарантийной поддержки пока не позволяют более активно превращать задел в конкретную поддержку среднему бизнесу. Ключевой вопрос – определение собственных средств заемщика. Не секрет, что в основном собственники предприятий предпочитают увеличивать капитал в форме долгосрочных займов. Поэтому предлагается считать средствами заемщика долгосрочные (на срок более срока банковской гарантии ОАО «МСП Банк») займы, предоставленные заемщику его акционерами на цели реализации проекта.

Также предлагалось расширить целевую аудиторию получения гарантийной поддержки за счет предприятий, которые фактически уже подходят под критерии среднего бизнеса или однозначно станут таковыми при реализации своего инвестиционного проекта. Именно такие предприятия – динамично развивающиеся, нацеленные на рост – и являются, по сути, драйверами экономического роста в сегменте МСБ.

Мы предложили уточнить эти критерии в рамках работы по гарантийной поддержке среднего бизнеса, но пока в этом вопросе не нашли понимания в Министерстве экономического развития. Хотя нас поддержали в регионах. Мы провели несколько телеконференций, телемостов, откликнулось около 30 регионов. Мы получили отзывы, которые полностью совпадают с нашими предложениями. Регионы предлагают даже в еще большей степени расширить и облегчить критерии отбора, чтобы реально дать производственному бизнесу, занимающемуся инвестиционными долгосрочными проектами, возможность получить такую гарантию.

– Какие регионы являются лидерами? Где особенно успешно идет работа с малым и средним бизнесом?

– Татарстан – он бессменно занимает первое место с момента первого расчета Индекса (по итогам 2010 года). По итогам 2013 года отрыв республики еще больше вырос. Из изменений в первой десятке рейтинга следует отметить рост позиции Камчатского края, потеснившего в тройке Республику Алтай. Покинули топ-10 Адыгея, Удмуртия, Якутия и Белгородская область – их в группе лидеров сменили Краснодарский край, Республика Ингушетия, а также Калининградская и Вологодская области.

– Список банков-партнеров МСП Банк планирует расширять?

– У нас нет такой самоцели. Здесь все идет абсолютно естественным путем. Практически все банки, которые могут стать участниками программы, уже участвуют в ней. Поэтому у нас ежегодный прирост незначительный – может быть, всего несколько банков в год.

В отношении лизинговых компаний и микрофинансовых организаций наблюдается более динамичная картина. Особенно по МФО, потому что этот рынок последнее время очень серьезно изменяется: происходит укрупнение микрофинансовых организаций, начинает действовать принятый закон о микрофинансовой деятельности, ЦБ все более плотно контролирует эту сферу.

– Какие критерии применяются МСП Банком при отборе партнеров среди МФО?

– Здесь мы достаточно жестко контролируем конечную ставку по выданным кредитам: она ограничена двойной ставкой, по которой микрофинансовые организации получают у нас средства. Также мы оцениваем финансовое положение МФО, есть требования к минимальному капиталу, хотя и небольшие. Для нас важно то, что из себя представляет организация на рынке, какие там работают сотрудники, есть ли технологии оценки рисков и т.п. Это очень важно, потому что именно это в конечном итоге будет обеспечивать успех или неуспех их деятельности. Недооценка подобных факторов чревата повышенными издержками или большим размером невозвратов.

– Риски по невозврату кредитов, выданных в рамках программы МСП Банка, МФО принимают на себя?

– Да, но они могут на себя столько этих рисков набрать, что обанкротятся. И тогда пострадаем и мы тоже.

– Недавно появилось Агентство кредитных гарантий. Чем будут различаться направления деятельности МСП Банка и этой структуры?

– Всё, что бы ни делало государство для поддержки малого и среднего бизнеса, имеет позитивный эффект. Другое дело, что эти шаги должны быть взвешенными и не противоречить друг другу.

Мы прошли определенный путь. Конечно, на нем были определенные ошибки. Давайте устранять их и двигаться дальше. Мне не хотелось бы повторения опыта МММ, когда проблемы предшествующего этапа решаются только деньгами уже на следующем.

Сейчас в рынок региональных гарантийных фондов государство уже вкачало 38 млрд. рублей. При этом какого-то заинтересованного обсуждения проблем для того, чтобы сделать выводы и устранить эти проблемы, мы не видели, хотя участники рынка высказывали разные замечания, с которыми Правительство было согласно. Теперь нам говорят, что для устранения всех вопросов по региональным гарантийным фондам надо туда направить еще 50 млрд. рублей. Может быть, это и нужно сделать, но тогда объясните, как именно это нужно сделать, и как эти новые 50 млрд. устранят проблемы по нынешним 38-ми?

Необходимо, чтобы работа Агентства кредитных гарантий была предельно прозрачной, чтобы было понятно, как оно будет работать, и каким образом будет упорядочена деятельность региональных гарантийных фондов, работающих под его «зонтиком».

– Вы верите в то, что когда-то кредитные программы банков для малого и среднего бизнеса смогут успешно развиваться без господдержки?

– Мы верим в это.

Но здесь важно понимать, что если господдержка оказывается в общем, в отрыве от чего бы то ни было, то она обречена на пустую трату денег. Господдержка всегда должна следовать каким-то принципам и правилам. Опыт нашей программы показывает, что только соединение различных механизмов поддержки оказывает какой-то эффект.

В рамках своей программы МСП Банк сотрудничает с банками, работающими с производственным малым и средним бизнесом, то есть теми компаниями, которые создают рабочие места и реально что-то производят. Если государство считает такое кредитование главным, то тогда нужно усиливать другие формы и меры поддержки в этом направлении – например, добавить к нашим кредитам поручительство регионального гарантийного фонда. Так сразу можно увеличить сумму кредита, потому что поручительство закрывает определенные риски.

– Что кроме мер государственной поддержки может снизить ставки по кредитам бизнесу?

– Сложно говорить о снижении ставки, когда на рынке наблюдается, напротив, повышательный тренд. Но мы здесь все равно остаемся оптимистами.

Во-первых, мы рассчитываем на гарантийный механизм. Ведь стоимость кредитов напрямую зависит от рисков: чем больше риск – тем выше ставка, и наоборот. Гарантии снижают эти риски. Во-вторых, сейчас Центральный банк расширяет механизм рефинансирования. Успешно действует наш эксперимент по рефинансированию портфелей кредитов наших банков-партнеров малому и среднему бизнесу в Центральном банке. Но пока это возможно только по кредитам до одного года. Мы вышли с предложением в ЦБ удлинить срок до трех лет, и первая реакция была достаточно позитивной.

Также мы предлагаем сделать рефинансирование не только портфелей банковских кредитов, но и кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, запустив в этот механизм еще и микрокредиты – то есть кредиты до 1 млн. рублей.

Вопрос рефинансирования с Центральным банком развивается успешно, представители ЦБ очень чутко реагируют на требования рынка, на ситуацию с кредитованием этого сегмента. Но здесь остается еще много вопросов с точки зрения регулирования Центробанком сферы кредитования малого и среднего бизнеса. Пока действуют слишком жесткие требования по резервированию, а чем больше банк отвлекает резервов на тот или иной портфель, в частности, на кредиты малому и среднему бизнесу, тем менее охотно он этим сегментом занимается. Мы будем работать с банковскими ассоциациями, с бизнес-сообществом по изменению этой ситуации с точки зрения подходов к кредитованию МСБ в лучшую сторону.

Если хотя бы часть наших планов осуществится, то это если и не переломит тенденцию по ставкам, то, по крайней мере, не позволит сильно их повысить.

– Иностранных инвесторов в сегмент МСБ не наблюдается?

– Они есть, но только при наличии каких-то технологических цепочек, связывающих наших предпринимателей с зарубежными партнерами (то есть если инвесторы и предприниматели развивают какой-либо проект вместе). А так, чтобы инвестор просто пришел на этот рынок, такого не наблюдается.

Секьюритизация является как раз одним из тех инструментов, через которые инвесторы могут прийти на рынок кредитования МСБ. Если какой-то зарубежный фонд, компания или частный инвестор эти бумаги купит, то он фактически таким образом будет кредитовать российский малый и средний бизнес.

– Какие основные проблемы у малого и среднего бизнеса сейчас существуют?

– Согласно нашему последнему опросу, там на первом месте стоят налоговые вопросы, на втором – административные барьеры и на третьем – доступ к финансовым ресурсам. Все эти проблемы уже не первый год существуют, правда, сейчас проблемы налогообложения вырвались вперед. Около 50% предпринимателей говорят о том, что основная трудность для них – это налоговое бремя.

– А банкам что могло бы помочь активнее работать с МСБ?

– Им нужен доступ к долгосрочным ресурсам, источников которых так и не прибавилось, а также менее обременительное банковское регулирование как с точки зрения административного сопровождения, так и резервирования. Тогда и отношение кредиторов к этому сегменту станет более лояльным.