Как кредитные организации выбирают регионы для создания филиалов и отделений?

Прошлые годы российские банки активно наращивали свое присутствие в регионах. Наиболее агрессивно расширяли сети федеральные банки, специализирующиеся на кредитовании населения, поскольку именно розница последние несколько лет была флагманом банковского бизнеса. Так, самым активным по темпам развития филиальной сети оказался банк «ВТБ 24», который за 2013 год увеличил свою сеть в полтора раза, открыв 344 новые точки. Розничные организации вошли в топ самых многофилиальных банков, потеснив универсальные. Вслед за Сбербанком и Россельхозбанком (18,1 тыс. и 1,6 тыс. точек по стране соответственно - данные на конец ноября 2013 года) верхние строчки в указанном рейтинге занимают «Восточный экспресс» (1,5 тыс.),ХКФ Банк (1,2 тыс.) и «ВТБ 24» (1 тыс.). В топ-30 входят и другие крупные коммерческие банки, активно кредитующие население: Росбанк (628), «Уралсиб» (442), «Русский стандарт» (350), ОТП-Банк (311),«ТРАСТ» (247), «Ренессанс Кредит» (212). Однако просторы российские еще мало освоены кредитными учреждениями. Всего в стране действует 915 кредитных организаций с почти 2 тыс. филиалы - их полноценными представительствами в регионах. Помимо филиалов, требования к созданию которых достаточно высоки, банки открывают и менее серьезные по масштабам внутренние структурные подразделения - дополнительные, операционные и кредитно-кассовые офисы, операционные кассы вне кассового узла и операционные офисы. На конец третьего квартала 2013 года в стране действовало 46 731 банковское отделение, и на один банк в среднем приходилось около 50 структурных подразделений (двумя годами ранее - 40). Однако, как правило, банки открывают свои офисы в региональных центрах и близлежащих городах с населением не меньше 500 тыс. человек, в то время как средние и малые города продолжают испытывать недостаток в банковских услугах. Именно поэтому «средняя температура по больнице» выглядит неважно: по уровню охвата банковскими услугами населения Россия занимает среди стран СНГ лишь четвертое место. Первенство за Украиной, где на 100 тыс. жителей приходится 43 банковских подразделения, в Молдавии - 36, в Белоруссии - 35, в России - 32, в Казахстане и Киргизии - 13 и 16 соответственно. Потенциал развития банковского бизнеса в нашей стране достаточно высок, а потому кредитные учреждения не собираются отказываться от планов по региональной экспансии даже в нынешней нестабильной экономической ситуации. Конечно, развитие филиальных сетей - дело затратное, а банковский сектор с этого года взял вектор на сокращение расходов и повышение эффективности. Но в условиях высокой конкуренции за качественных заемщиков финансовым институтам приходится вкладываться в развитие и расширять свое присутствие в перспективных регионах. «Мы продолжаем уплотнение сети на крупнейших рынках, принимая решение об открытии офиса, с учетом понимания потенциала каждого города, наличия неохваченных районов, загрузки и эффективности работы уже построенной сети», - говорит старший вице-президент «ВТБ 24» Алексей Верхутин. Вместе с тем, отмечает эксперт, параллельно банк начинает осваивать и небольшие города: «Такая модель развития себя оправдывает». Небольшие населенные пункты в экономически развитых регионах присутствия будут привлекать к себе внимание и других банковских структур федерального уровня. Банк «ТРАСТ», по словам его зампреда Сергея Воробьева, намерен открыть до 100 новых офисов мобильного формата в населенных пунктах с населением 50- 100 тыс. человек. «Мы присутствуем практически во всех регионах и крупных городах. В этом году новые офисы будут запускаться в небольших городах, в которых до этого банк не был представлен и в которых мы видим спрос на банковские услуги и платежеспособность населения», - заявляет он. Крупные федеральные банки начинают обращать свое внимание и на регионы, в которых ранее они не присутствовали. При этом конкуренции с местными игроками они могут не бояться: скорее всего, считает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко, участники рынка поделят между собой клиентуру. «Работа с местным малым и средним бизнесом остается прерогативой мелких региональных игроков, а федеральные банки в основном увеличивают размер своих активов за счет розницы», - считает эксперт. «При развитии розничного бизнеса мы в первую очередь ориентируемся на количество населения, уровень дохода и текущую закредитованность жителей», - говорит член правления Промсвязьбанка Елена Махота. По словам экспертов, банки также будут, несомненно, учитывать такие базовые критерии, как наличие квалифицированных трудовых ресурсов, степень развитости инфраструктуры, степень финансовой устойчивости как региональных бюджетов, так и работающих в регионе предприятий. «Следующий возможный критерий - развитие внутреннего рынка региона, покупательная способность населения региона», - говорит руководитель аналитического управления Национального рейтингового агентства (НРА) Карина Артемьева. С этой точки зрения, если не брать во внимание Москву, интересны Санкт-Петербург, где уже действует 41 банк и 157 филиалов, Татарстан (22 и 66), Ростовская область (16 и 90), Самарская (17 и 52), Свердловская (17 и 52), Тюменская (15 и 80) области и Краснодарский край (15 и 72). Но сегодня банки присматриваются и к районам с недостаточно развитой экономикой. «Территориальная экспансия федеральных банков осуществлялась по принципу размещения филиалов в первую очередь в экономически и социально развитых регионах, где к настоящему времени уровень концентрации кредитных организаций настолько высок, что вряд ли оставляет хорошие перспективы для экстенсивного роста. Поэтому банки все чаще расширяют список регионов и рассматривают возможности открытия филиалов даже в неперспективных на первый взгляд районах и населенных пунктах», - уверяет директор по корпоративным рейтингам рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Лариса Макаренко. Антон Сороко добавляет: крупные федеральные организации могут позволить себе содержать убыточный офис, пока в регионе формируются предпосылки роста, чтобы потом иметь в нем лидирующие позиции. Однако остаются депрессивные зоны, куда банки все же не готовы идти в ближайшие годы. В конце прошлого года НРА составило рейтинг инвестпривлекательности российских регионов, разбив их на несколько групп. Нижнюю часть таблицы занимают Забайкальский край, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Тува. «Такое отставание - результат сочетания низкой обеспеченности природными ресурсами и структурных социально-экономических проблем, на решение которых может потребоваться немало времени и ресурсов, - полагает Карина Артемьева. - В частности, республикам Северного Кавказа, Калмыкии и Туве необходимо развивать инфраструктуру, в том числе транспортную, телекоммуникационную и финансовую, повышать квалификацию трудовых ресурсов, создавать эффективные институты и решать вопросы социального развития». В этих регионах банковская система крайне слаба - например, в Забайкальском крае вообще нет местных банков и действует всего 6 филиалов банков из других регионов. В Туве представлен только один банк и 3 филиала, чуть лучше ситуация в Калмыкии (2 и 3), Ингушетии (2 и 7) и Алании (4 и 9). И вряд ли картина изменится: по словам Карины Артемьевой, банкам достаточно сложно будет продвигать свою сетевую инфраструктуру в регионах, которые находятся ниже среднероссийского уровня по большинству показателей. В тех частях страны, где банки готовы развиваться, ряд структур сосредоточены на стандартных точках продаж. «Основной формат открываемых нашим банком отделений при вхождении в новые субъекты Федерации - это операционные офисы. В офисах есть зона круглосуточного самообслуживания, где расположены банкомат и платежный терминал. Если мы видим потенциал в сегменте обслуживания состоятельных клиентов, то в открываемом офисе будет предусмотрен специальный кабинет с окном в кассу, что обеспечивает конфиденциальность проведения операций», - говорит старший вице-президент Бинбанка Петр Морсин. По его словам, Бинбанк открывает офисы во всех крупных городах с расчетом, что на 100 тыс. жителей должен приходится один офис. Вместе с тем кредитные организации, уже имеющие базовые подразделения в крупных центрах, при расширении своей географии теперь предпочитают открывать не полномасштабные, а мини-офисы. «У банка достаточно большое количество полноформатных отделений и сейчас мы акцентируемся на «легкой сети», открываем офисы на 2- 3 сотрудников - небольшие точки обслуживания и продаж. Все они прикреплены к базовому филиалу», - рассказывает Сергей Воробьев. Зампред «Ренессанс Кредита» Олег Скворцов добавляет: «Там, где численность населения менее 500 тыс. человек, предпочтительно открытие «легких» офисов - без кассы. В них выдаются кредитные карты, оформляются нецелевые кредиты на карты, а также доступно подключение к программам страхования партнеров банка». Промсвязьбанк, по словам Елены Махоты, также в настоящий момент активно развивает формат офисов небольшой площади без выделенных кассовых узлов «в городах с недостаточным покрытием». Банки широко используют и совсем «легкий» формат мобильных офисов, передвижных пунктов, которые устанавливаются в местах с большой проходимостью - торговых центрах, аэропортах и т.д. «В августе прошлого года мы запустили пилотный проект по открытию нового типа отделений без кассы - мини-офисов. От обычного отделения без кассы они отличаются тем, что расположены в торговых и бизнес-центрах, а обслуживание клиентов в них осуществляют 2- 3 специалиста», - говорит Олег Скворцов. Такие монстры розничного рынка, как Сбербанк и Россельхозбанк, расширяют сеть обслуживания и за счет офисов на колесах - оборудованных кассой бронированных микроавтобусов. В мобильном офисе клиенты могут открыть вклад, оплатить услуги, подать заявку на оформление банковской карты и пр. К открытию небольших точек продаж банки толкают экономические реалии. «Поскольку во главу угла становится управление издержками, банки все чаще отказываются от открытия филиалов и формируют «легкую сеть» - альтернативные форматы присутствия, связанные с меньшими операционными затратами», - говорит ведущий аналитик Standard & Poor’s Ирина Велиева. «Легкая сеть» не только не требует больших расходов, но и быстрее окупается. По словам специалистов, для выхода на уровень безубыточности дается год, в то время как для полноценного филиала - два года. Эпоха открытия филиалов для массового охвата рынка прошла, уверены эксперты «В последнее время банки все больше используют небольшие и сравнительно недорогие форматы офисов, где клиент может получить все базовые банковские услуги», - резюмирует начальник управления каналов продаж Райффайзенбанка Алексей Капустин.