Но в феврале 2013 года по размеру активов банк уже вошел в топ-200 российских банков, поднявшись за два с половиной года из восьмой сотни. О секретах успешного развития и роста кредитной организации рассказала «Б.О» заместитель председателя правления ВПБ Наталья Масюкова.

— Наталья Ивановна, почему у универсального банка, активно и успешно работающего во всех сегментах финансового рынка и, в частности, на рынке розницы, такое специфическое название?

— ВПБ был учрежден в 1994 году группой предприятий оборонно-промышленного комплекса. Отсюда и название банка, которое, кстати, не менялось со дня его основания. Вполне отвечая задачам, для решения которых он был создан, банк являл собой стабильную финансовую организацию, работавшую в определенной нише на финансовом рынке. Но, естественно, активное развитие российского финансового рынка требовало перемен и развития и от банков. Поэтому акционерами было принято решение кардинально обновить стратегию развития банка, расширив его деятельность на различные сегменты финансового рынка. Но и сейчас, притом что мы являемся универсальным банком, мы активно сотрудничаем с ОПК. Среди наших корпоративных клиентов такие предприятия ОПК, как ЛИИ им. Громова, МКК «Космотрас» и многие другие.

— Это весьма привлекательные для любого банка клиенты. Почему они выбирают для сотрудничества именно ваш банк?

— Думаю, в первую очередь дело в том, что мы, будучи клиентоориентированной структурой, стремимся быть гибкими, находить точки соприкосновения с клиентом и варианты удобных для наших клиентов решений. Мы мобильны и, можно сказать, «незабюрократизированы». В этом огромную роль играет и то, что наш банк высокотехнологичен. В банке работает очень мощная команда IT-специалистов, которая занимается внедрением новейших банковских технологий.

Команда, занимающаяся разработкой новых банковских продуктов, постоянно предлагает рынку новые банковские продукты, основанные на новых технологиях. Например, мы первыми из российских банков создали транспортную карту, которая совмещает функционал проездного (причем не только в метро, но и в наземном транспорте) с функционалом банковской карты, с помощью которой можно оплачивать покупки в магазинах, получать кредит на поездки, бесплатно использовать интернет-банк для управления своими ресурсами и многое другое. Благодаря этому продукту ВПБ стал лауреатом премии «Финансовая элита России 2013» в номинации «Инновационные продукты на банковском рынке».

— С 2010 года вы начали создавать, фактически с нуля, региональную сеть. Когда вы пришли в банк в августе 2010 года, у него был лишь один офис в Москве. А в декабре 2013 года — уже более 40 региональных подразделений. В 2014 году региональная сеть и дальше будет развиваться?

— Конечно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. У нас есть определенные планы на 2014 год. Но пока это планы, а я предпочитаю говорить о том, что уже сделано. Действительно, мы в довольно короткие сроки развернули немалую региональную сеть. За три года банк открыл два филиала (в Санкт-Петербурге и Новосибирске) и 39 структурных подразделений, среди которых более 30 дополнительных офисов в Москве и Московской области, дополнительный офис в Санкт-Петербурге, кредитно-кассовый офис в Волгограде и операционные офисы в Рязани, Липецке и Брянске.

— Скорее всего, регионы различаются по менталитету. Что вы делаете для того, чтобы привести их к общему знаменателю?

— А мы и не стремимся привести их к общему знаменателю! У нас офисы не абсолютно одинаковые, не «братья-близнецы». Конечно, в каждом из наших офисов клиент может получить полный спектр услуг и продуктов, предлагаемых банком. Но при этом каждый офис уникален и имеет свою специфику. Ведь даже в Москве потребности населения в банковских услугах различаются, что во многом определяется местоположением банковского офиса. Что уж говорить про более удаленные регионы. Поэтому какие-то офисы более ориентированы на прием платежей, кто-то больше работает с физическими лицами, кто-то — с корпоративными клиентами. Во-вторых, для каждого из регионов мы стараемся создавать свои продукты и тарифы. Хоть чуть-чуть, но они могут отличаться, поскольку мы учитываем специфику регионов.

— Когда в 2010 году был взят ориентир на осуществление новой стратегии развития банка, очевидно, произошло и обновление команды банка? Когда формировалась новая команда, то в нее привлекали сотрудников банка или приглашали с рынка? По какому принципу отбирались в нее люди?

— Команду пришлось формировать с нуля. Для каждого направления требовалось подобрать руководителя, профессионала и организатора, который был бы способен выстроить работу своего направления и подобрать достойную команду для решения поставленных задач. Каждого отбирали, можно сказать, «поштучно», как отбирают бриллианты. Каждый должен был четко понимать, что ему предстоит делать, каждый должен был четко осознавать свою персональную ответственность за развитие вверенного ему направления. И, смело можно сказать, нам удалось создать хорошую команду. Когда в августе 2010 года я пришла сюда из госбанка, ВПБ был на 791 месте в рейтинге по размеру активов. А в начале 2013 года мы уже вошли в топ-200 российских банков и на конец года занимаем 156 место. Это произошло исключительно благодаря слаженной командной работе всех сотрудников ВПБ.

— Осенью 2013 года ВПБ неоднократно занимал третье и четвертое места в рейтинге «Лучшие банки-работодатели» портала Bankir.Ru. Почему ваш банк так высоко ценят сотрудники?

— Летом 2010 года в ВПБ работало 50 человек, к концу 2013 года трудится более тысячи сотрудников. Что скрывать, есть банки, где сильная текучка кадров и каждый сотрудник — лишь винтик в большой машине, который выполняет набор прописанных в его должностной инструкции процедур. И есть ВПБ, где сотрудники говорят: «Это наш банк, и мы хотим работать в нем долго. Нам важно и интересно участвовать в процессе его развития». Мы предлагаем людям возможность профессионального и карьерного роста, самореализации и активного участия в жизни банка.

Наверное, основной секрет успеха ВПБ — это наши сотрудники, которые живут и действуют не просто как сплоченная команда, а как дружная семья.