Потенциал этого рынка огромен, но помимо количественных он переживает сейчас и качественные изменения. Не исключено, что уже в ближайшие годы роль первой скрипки на нем будут играть не приглашенные со стороны бизнес-тренеры, а корпоративные университеты, организованные компаниями для обучения своих работников. 

Сегодня в России спрос на корпоративные программы обучения заметно превышает предложение. Потенциал этого рынка огромен, но помимо количественных он переживает сейчас и качественные изменения. Не исключено, что уже в ближайшие годы роль первой скрипки на нем будут играть не приглашенные со стороны бизнес-тренеры, а корпоративные университеты, организованные компаниями для обучения своих работников. 

Работодатели, заинтересованные в повышении квалификации сотрудников, все активней используют для этого внутренние ресурсы. По данным компании «Малакут HR-исследования и решения», в прошлом году доля внутреннего обучения в крупнейших российских компаниях увеличилась на 25%. Среднее соотношение внутреннего и внешнего обучения сейчас составляет 24% к 76%, но в перспективе эта пропорция будет меняться в сторону увеличения доли внутрикорпоративных образовательных программ. Открывать свои университеты корпорации побуждает понимание того, что готовить специалистов под себя удобнее самостоятельно. 

По мнению генерального директора Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Андрея Козицына, корпоративные университеты — это «необходимость, продиктованная условиями, в которых мы сегодня работаем». В начале сентября УГМК открывает собственный корпоративный технический университет, в котором будет обучать специалистов, способных усовершенствовать технологическую базу предприятия. Подобных специалистов в вузах не готовят, поэтому компания и решила сама задать новое направление образования инженеров. Самостоятельно обучает своих сотрудников и ФК «Уралсиб». В компании открыто не менее 300 образовательных программ, отвечающих запросам ее различных подразделений. Есть свой корпоративный институт и у «Газпрома», он был создан еще в 1995 году и готовит технических специалистов и управленческие кадры. 

Но, пожалуй, самая масштабная программа корпоративного обучения действует сегодня в Сбербанке. Созданный в 2012 году Корпоративный университет Сбербанка уникален не только по размеру целевой аудитории (35 тыс. человек), он разрабатывает свои программы совместно с ведущими бизнес-школами мира (Stanford Business School, London Business School, Haas School of Business), а также применяет самые передовые технологические решения в области корпоративного обучения. С декабря прошлого года банк запустил Виртуальную школу — систему дистанционного образования, к которой сейчас подключено уже 15 тыс. руководителей компании. Как рассказала директор департамента кадровой политики Сбербанка Екатерина Родионова, 84% всех зарегистрированных пользователей начали реальное обучение в Виртуальной школе, а 40% стали активными пользователями, завершив не один курс. По ее словам, за полгода пилотного тестирования проекта освоено в общей сложности 3700 курсов. 

Директор Корпоративного университета Сбербанка, профессор Валерий Катькало считает, что секрет популярности Виртуальной школы кроется в том, что она дает сотрудникам компании широкие возможности для саморазвития. «Наш проект — это не дань моде на дистанционное образование, а полноценная программа повышения квалификации руководителей, — отметил он. — Система позволяет составлять индивидуальные образовательные траектории и осуществлять дистанционный контроль процесса обучения и успеваемости». По его словам, каждый подключенный менеджер банка с ее помощью может оценить соответствие своего профессионального уровня требованиям к занимаемой должности, выявить какие-то пробелы в своих знаниях и навыках и восполнить их. Информация о пройденных курсах и результатах тестирования хранится в базе данных Виртуальной школы. Это удобно для руководителей всех уровней, так как помогает ставить перед собой и подчиненными адекватные образовательные цели, которых надо достичь для дальнейшего карьерного роста. 

Повышать свою профессиональную квалификацию в Виртуальной школе сотрудники банка могут в любое время и в любой точке земного шара. Портал доступен везде, где есть Интернет, и зайти на него можно с любого устройства — от компьютера до смартфона. Надо отметить, что Сбербанк создавал дистанционную систему обучения совместно со специалистами ЗАО «Деловая среда». В качестве технологической основы выбрали передовую онлайн-платформу американской компании Saba Software. В 2012 году проект «Виртуальная школа» получил награду за лучшее внедрение Saba в мире. 

Использование данной платформы позволило банку четко структурировать весьма объемную образовательную базу портала. Роль навигатора выполняет интерактивный гид, с его помощью сотрудники компании проходят тестирование, выявляют свои образовательные потребности и учатся. Список материалов, которые необходимо освоить, индивидуально для каждого учащегося формирует тоже гид. В него входят материалы, размещенные на сайте Виртуальной школы, а также ссылки на другие источники. Виртуальная школа уже задействована в международных программах развития руководителей. Например, в программе «Управленческие инновации: вызов XXI», первый модуль которой был осуществлен Корпоративным университетом Сбербанка совместно со Стэнфордской бизнес-школой в марте этого года. 

По словам Екатерины Родионовой, образовательный контент Виртуальной школы постоянно пополняется. В него входят электронные и аудиокниги, курсы, тесты, вебинары и онлайн-конференции. Учебные материалы Корпоративный университет Сбербанка разрабатывает самостоятельно, а также в партнерстве с такими известными издательствами, как Harvard Business Review и «Альпина Паблишер». В настоящее время университет ведет переговоры о сотрудничестве с провайдерами онлайн-курсов Khan Academy и Сoursera. Размещены на портале Виртуальной школы и книги из коллекции бизнес-литературы Сбербанка.

На сегодняшний день три четверти подключенных к системе пользователей — это сотрудники региональных отделений Сбербанка, и в будущем их число возрастет. 

По словам Валерия Катькало, дистанционное обучение — это именно то, что дает специалистам банка возможность получать образование без границ — в любом месте и в любое удобное время. Он считает, что онлайн-формат обучения будет становиться все популярней. Однако впадать в эйфорию не стоит, полагает эксперт. Он подчеркивает, что образование в банке строится на «правильном балансе дистанционного и очного форматов обучения». Причем у каждой программы он свой: какой-то курс более эффективно осваивается в дистанционном формате, а какой-то — при непосредственном общении с преподавателем и коллегами по учебной группе. 

Правильный баланс системы образования — это сегодня задача государственного уровня, поскольку именно это делает образование инновационным. Не секрет, что в настоящее время большинство российских вузов дает обширные фундаментальные знания, которые выпускники практически не умеют применять. Корпоративные университеты как раз и решают проблемы такого рода. Они быстро реагируют на изменения рынка труда и дают полезные прикладные навыки. Зная реальные потребности своих компаний, они фактически обеспечивают непрерывное профессиональное образование сотрудников. Учитывая уникальную, балансирующую между теорией и практикой, роль корпоративных университетов в системе образования, можно предположить, что именно они в наибольшей степени способны удовлетворить растущий спрос на корпоративные программы обучения.