Валерий Чаусов, управляющий партнер компании Intersoft LabВалерий Чаусов, управляющий партнер компании Intersoft Lab

Анализ сроков реализации ИТ-проектов по управлению прибыльностью в банках за последние пять лет показывает, что на развертывание хранилища данных, сбор данных и автоматизацию управленческой отчетности, как правило, требовалось более полутора лет. После кризиса этот показатель немного улучшился, но в среднем проекты, выполненные разными исполнителями в разных банках, все равно занимают более года. Согласитесь, что в дорогостоящем проекте ждать окончательных результатов в течение 12–15 месяцев – это не самая приятная перспектива.

От чего же зависит продолжительность проекта? Прежде всего от того, насколько эффективно взаимодействуют специалисты поставщика и банка. В формализованном виде принципы взаимодействия представляют собой методику внедрения, которая должна быть у каждого поставщика тиражного продукта. И именно здесь, на наш взгляд, есть резервы для сокращения сроков построения банковской системы для управления прибыльностью.

В этом году мы коренным образом оптимизировали свою методику внедрения и готовы автоматизировать полный цикл управления прибыльностью в банке, который включает задачи ИТ-поддержки финансового и сметного планирования, бюджетного контроля и управленческого учета с учетом трансфертных доходов и расходов и аллокаций косвенных расходов всего за 6–8 месяцев.

За счет чего это достигается? Перед стартом проекта мы договариваемся с заказчиком о том, как будет выполняться проект: что делаем мы, что ложится на его плечи, как проверить выполненную работу и каковы критерии приемки ее результатов. Мы представляем специалистам банка описание методики внедрения. Благодаря этому мы с самого начала говорим с заказчиком «на одном языке», согласовав, что и каким термином будет обозначаться. Таким образом, мы изначально избегаем возникновения недопонимания, например, при обсуждении, какой функционал и в каком объеме будет реализован, какую информацию для настройки ПО должен предоставить банк и т. д.

Первый и важнейший этап проекта – проработка и подготовка к автоматизации методических моделей банка для управления прибыльностью: оценка эффективности бизнес-направлений, продуктов и клиентов, результативности менеджеров, себестоимости бизнес-процессов и пр. Разработка методических описаний ведется в единых для всего проекта терминах. Поэтому на этапе настройки ПО под конкретную управленческую модель банка мы не тратим время на перевод методик в «понятия» программного обеспечения.

В настоящее время мы практически отказались от написания технического задания. Как правило, оно необходимо, когда предполагается разработка программных продуктов для создания проектного решения. Мы предлагаем банку готовое тиражное программное обеспечение, которое в ходе проекта адаптируем под индивидуальные требования заказчиков. Это достигается за счет полноты готовой функциональности, появившейся в обновленной BPM-платформе «Контур». Большую часть разнообразных управленческих моделей банков можно настроить, минимизировав разработку на проекте.

Например, в приложение «Управленческий учет» ограничений на количество аналитических разрезов, которые можно задать с помощью настройки, попросту нет. Заказчик может воспользоваться 20 видами готовых механизмов автоматических корректировок по доходным и расходным статьям. В приложении «Трансфертное управление ресурсами» реализованы 8 методов расчета сроков фондирования, а также предусмотрена возможность устанавливать индивидуальные правила фондирования для активов/пассивов, сгруппированных по определенным аналитическим признакам. Можно задавать правила расчета трансфертной цены для различных типов событий по сделке, например: досрочное погашение, реструктуризация и пр. С помощью приложения «Аллокации» возможно гибко настраивать кост-драйверы различных типов (ресурсные, финансовые, процессные), методы распределений (векторные и матричные) и шаги аллокаций, которые при расчете можно объединить в разнообразные и сложные цепочки аллокаций. Кроме того, функциональностью «Аллокаций» и «Трансфертного управления ресурсами» банк имеет возможность воспользоваться как при учете фактического финансового результата, так и при его планировании.

В результате мы можем выдерживать соотношение «4:1» между настройкой и доработкой программного обеспечения «Контур» на этапе внедрения. К тому же, отказавшись от написания технического задания и сведя к минимуму объем клиентских доработок, мы оптимизировали не только сроки внедрения, но и бюджет проекта.

Еще один этап проекта, трудоемкость которого удалось существенно снизить, – тестирования ПО. Как правило, заказчик не представляет себе весь цикл работы с системой и заинтересован проверить те локальные возможности программного продукта, которых он раньше не имел, чтобы понять, решает ли новая система проблемы, с которыми ему ранее пришлось столкнуться. Поэтому, приступая к тестированию, пользователь, скорее всего, не имеет комплексного видения, что надо проверять и каким образом. Как следствие, тестирование ведется «кусочно», хаотично. Отсюда – ошибки в алгоритмах или в данных обнаруживаются очень долго и нередко – уже после того, как ПО переведено в эксплуатацию. Чтобы избежать подобного, мы предоставляем пользователям методику тестирования, которая предназначена для проверки максимально возможных вариантов применения системы. Испытания проводятся на реальных данных, чтобы в банке смогли оценить возможности ПО максимально полно. Разработанные нашими специалистами проверочные расчеты позволяют проконтролировать правильность работы настроенных моделей. В результате не только выдерживаются сроки этапа тестирования, но гарантируется работоспособность решения в потенциально возможных в будущем сценариях использования.

Таким образом, проект по автоматизации полного цикла управления прибыльностью может и должен быть выполнен за 6–8 месяцев. Причем основа для выдержки этих сроков – это совместная работа заказчика и компании над формализацией методических моделей. Внедрение приложения «Управленческий учет» вместе с первичным сбором данных в хранилище должно занимать 2–3 месяца, на «Аллокации» и «Трансфертное управления ресурсами» потребуется в среднем по 3 месяца, а на настройку приложения «Бюджетирование хозяйственных расходов» не должно требоваться более 4–6 месяцев. Причем эту задачу можно выполнять параллельно с автоматизацией управленческого учета.