К высокотехнологичным финансовым услугам, вроде управления счетами через Интернет или сотовый телефон, приобщается все больше граждан. Функционал интернет-банков расширяется, совершенствуется, растет количество возможных получателей платежей. Правда, в большинстве случаев пользователи не ставят сверхзадач перед «электронными» офисами кредитных организаций. Квартплата, телефон, Интернет, телевидение – тривиальный список, который, как правило, и нужен людям для полного счастья. Возможно, кому-то придет в голову поискать функцию оплаты штрафов ГИБДД, но это уже «высший пилотаж».

Открытие новых счетов через Интернет – тоже интересная опция, которая была бы крайне востребованной. К примеру, очень удобно открыть вклад, просто перечислив средства через интернет-банк с зарплатной карты. Однако здесь для банков традиционно все не так просто с точки зрения «антиотмывочного» законодательства – 115-ФЗ. В законе черным по белому написано, что кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без их личного присутствия. На худой конец – требуется присутствие представителя физлица.

Вопрос отмены этой нормы, как и многие другие полезные банковские инициативы, безрезультатно обсуждается на протяжении многих лет. По сути дела, необходимость визуальной идентификации тормозит активное развитие современных банковских сервисов. Тем более что банки в большинстве случаев уже неоднократно клиента идентифицировали, но формально дистанционное открытие вклада даже действующему клиенту «небезопасно» для банка с точки зрения закона. Получается, что либо клиент должен посетить банк, либо представитель банка выехать к клиенту. При наличии «виртуальных» банковских офисов все это выглядит нелогично, с технической точки зрения в сети можно открывать вполне реальные депозиты.

Однако лед вроде бы начал трогаться. Как пишет «Российская газета», нашим гражданам все-таки могут разрешить открывать новые счета в банках дистанционно. Поправки, которые дадут людям такую возможность, обсуждаются на консультативном совете при Росфинмониторинге, указывает издание.

Правда, пока речь идет об открытии счетов именно в тех банках, в которых человек уже значится в качестве клиента. На мой взгляд, даже это можно будет считать прорывом, законодательство станет немного ближе к современным реалиям, вклады, открываемые на расстоянии, хоть как-то «легализуют». Скорее всего, открывать вклад «на дистанции» человек пожелает именно в том банке, в офис которого он физически уже заходил и какими-то услугами пользовался. Причина простая: клиент также должен идентифицировать банк. Все-таки он доверяет ему средства, психологический фактор никто не отменял.

Если законодательство на данном этапе не будет мешать банкам хотя бы в части действующих клиентов, кредитные организации тут же подхватят сберегательно-дистанционную идею и будут всячески ее развивать. Снижение издержек, оптимизация бизнес-процессов – для какого банка сегодня это не является одной из первоочередных задач? Пока «отдалить» от себя удается в основном платежные сервисы. При этом всем известно, что операции по открытию вкладов относятся к наиболее распространенным. А для клиентов помимо удобства есть и другой плюс – ставки по дистанционным вкладам, пусть и несильно, но должны быть выше, чем по «офисным» депозитам, поскольку затраты банка на оформление снижаются.