Кредитование МСБ - очень популярный сейчас вид бизнеса для банков, поэтому на этом поле разворачивается весьма жесткая конкурентная борьба. О том, какую роль в ней могут сыграть программы лояльности, гибкость кредитной организации, умение прислушиваться к пожеланиям клиента, рассказал в интервью NBJ начальник управления по работе с субъектами малого бизнеса Ханты-Мансийского банка Дмитрий КАЛАШНИКОВ.

- Дмитрий, как бы вы охарактеризовали главные изменения, произошедшие на рынке обслуживания малого и среднего бизнеса за последний год?

- На мой взгляд, можно выделить два существенных момента. Первый - ужесточение конкуренции. Второй - постепенное снижение стоимости кредитов. Если в 2012 году цена таких ресурсов, пусть и плавно, но росла, то теперь налицо тенденция к снижению процентных ставок, особенно для качественных заемщиков.

- То есть ставки снижаются и, надо полагать, выравниваются в среднем по рынку? Что в таких условиях банки могут использовать как конкурентные преимущества?

- Для клиентов стоимость кредитных ресурсов, безусловно, один из основополагающих моментов. Но есть и другие факторы, которые также учитываются: качество обслуживания в банке, оперативность принятия решений по кредитным заявкам и общая гибкость организации, ее лояльность к клиенту. Необходимо понимать, что компании МСБ серьезно различаются по специфике своей деятельности. Соответственно, их потребности носят индивидуальный характер. Банкирам приходится это учитывать, например, при структурировании сделок. Если клиент чувствует, что к нему относятся с пониманием, что ему готовы помогать в решении различных вопросов, то это становится весомым аргументом в выборе банка-партнера наряду с главным фактором - стоимостью кредита.

- Насколько я понимаю, ваш банк придерживается именно такой стратегии?

- Да. Ханты-Мансийский банк очень многое делает для повышения качества обслуживания клиентов. У нас разработано несколько программ лояльности для компаний малого и среднего бизнеса. Причем клиенты, принимающие в них активное участие, могут рассчитывать не только на расширение продуктовой линейки, но и на снижение процентной ставки по тому или иному кредиту. Приведу конкретный пример: компания, являющаяся нашим партнером, рекомендует Ханты-Мансийский банк своему контрагенту, который при обращении к нам за обслуживанием получает скидку.

Кроме этого, и наш партнер при приобретении им следующего продукта или услуги также получает право на льготы.

- На какое снижение ставки ваш партнер может при этом рассчитывать?

- Если говорить о программах лояльности, действующих по кредитным продуктам, то скидка может составлять 0,5-0,75%. Возможно, абстрактно данные цифры выглядят не очень впечатляюще, но мы видим, что для наших клиентов это достаточно существенно. А банку, со своей стороны, выгодно такое партнерство, потому что в результате он привлекает на обслуживание новых клиентов, развивая с ними комплексные взаимоотношения.

- Для компаний МСБ обычно очень важны сроки рассмотрения заявок на получение кредитов. Как с этим обстоят дела в вашем банке?

- Вы правы, сроки получения заемных средств действительно принципиальны. Стандартно у нас они составляют пять-семь дней, от момента предоставления пакета необходимых документов до выдачи самого кредита. При этом у нас есть и клиенты, с которыми мы работаем уже несколько лет, знаем их, как говорится, вдоль и поперек, для них сроки рассмотрения заявок могут сокращаться до трех-четырех дней. По специальным программам сроки вообще составляют один-два дня, а по экспресс-овердрафту - четыре часа. Сами понимаете, это очень важно для клиентов из сегмента МСБ, потому что многие из них приходят в банк со словами, что деньги им были нужны еще вчера.