При осуществлении расчетов наличными и (или) с применением банковских карт, использовать можно будет только технику, умеющую передавать информацию в электронном виде сначала оператору фискальных данных, а затем налоговым органам. Соответствующий законопроект с поправками в закон о применении контрольно-кассовой техники подготовлен Минфином и проходит сейчас процедуру ОРВ.

По мнению разработчиков документа, реализация нового правового механизма позволит снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет того, что будет упрощен порядок предоставления госуслуги по регистрации и перерегистрации ККТ, отпадет необходимость в проведении необоснованных проверок с выходом на место установки ККТ. Кроме того, налогоплательщикам обещают, что сократятся их издержки, связанные с использованием ККТ, и даже называют конкретную сумму ежегодной экономии — 25 млрд руб. На наш взгляд, о сокращении издержек говорить рано. Ведь в случае принятия закона всем без исключения налогоплательщикам придется заменить свою ККТ на более современную, отвечающую новым требованиям, а также заключить договоры на обработку фискальных данных. И техобслуживание ККТ никто не отменяет. Поэтому скорее увеличатся расходы.

Государство также не окажется в убытке. Налоговики смогут создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ, позволяющую анализировать полноту учета выручки и выявлять зоны риска, а затем проводить прицельные точечные проверки. В результате должен сократиться теневой оборот наличности.

Получат свои выгоды и потребители. Так, кассовый чек будет формироваться не только в бумажном, но и в электронном виде, и станет доступным для потребителя и продавца в любой момент — потерять его будет невозможно.

Таким образом, существенно меняются принципы работы контролирующих органов в сфере наличных расчетов.

Изменение подходов к конт­рольной работе в свою очередь требует изменения понятийного аппарата, установленного Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о ККТ).

Сегодня названный закон оперирует всего восемью понятиями. Это контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; наличные денежные расчеты; фискальная память; фискальный режим; фискальные данные; Государственный реестр контрольно-кассовой техники; платежный терминал и банкомат.

С принятием комментируемых поправок добавится еще 21 новое понятие в сфере ККТ (всего будет действовать 29 понятий), причем ныне действующие понятия, существенно изменятся.

Например, сегодня под контрольно-кассовой техникой Закон о ККТ понимает контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Законопроект предусматривает три градации ККТ:

  • ККТ, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт — контрольно-кассовые машины, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы, оснащенные функцией передачи информации и (или) функцией фиксации информации;
  • с функцией передачи информации — контрольно-кассовая техника, обеспечивающая передачу в неизменном виде через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов в электронном виде информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использовнием платежных карт;
  • с функцией фиксации информации — контрольно-кассовая техника, обеспечивающая в неизменном виде запись в фискальной памяти информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

Многие понятия, которые налогоплательщики применяют на практике, будут узаконены (например, кассовый чек, марка-пломба).

Одно из важнейших новых понятий — это оператор фискальных данных. Фактически появится новый рынок услуг: операторами фискальных данных станут юридические лица, получившие право на обработку таких данных (по сути, лицензию) и располагающие необходимой техникой. Регулировать деятельность операторов будут новые ст. 5.1 и 5.2 Закона о ККТ, а также нормативные правовые акты, принятые в соответствии с названными статьями.