начальник управления развития бюджетных платежей Федерального казначейства Оксана Рудь- Оксана Николаевна, давайте начнем с прошлого года. Банки, конечно, надеялись, что не будет отрываться информационная система от платежной. И были надежды, что информация будет сниматься с платежных документов. Тем не менее информационная система работает отдельно…

- Не секрет, что банки рассчитываются не только отдельными платежными поручениями, но и сводными. И если вернуться на три года назад, когда вышло Указание Банка России № 2467-У, заключение договоров с ЦБ РФ и территориальным органом Федерального казначейства с доведением до администратора доходов бюджетов реестров принятых от физических лиц платежей при осуществлении расчетов сводными платежными поручениями не стало обязательным. Таким образом все это время реестры, предусмотренные Указанием № 2467-У, фактически не доводятся. Администраторам доходов доводятся суммы сводных платежных поручений без детализации по конкретному плательщику. И чтобы урегулировать эту ситуацию, администраторы доходов стали заключать с кредитными организациями, которые проводят сводные платежи, минимизируя свои операционные расходы по проведению платежей, отдельные договоры. А также администрировать эти договоры и обмениваться с каждой кредитной организацией в определенном формате, установленном конкретным договором, файлами в разном формате по персонифицированным суммам принятых платежей от физических лиц. Это делало крайне неудобным администрирование доходов, а также в случае попадания таких сводных платежных поручений на счет невыясненных сумм в органах Федерального казначейства, по сути, отсутствовали основания для уточнения таких сумм. Что касается информации, передаваемой в ГИС ГМП, то она действительно оторвана по времени от времени передачи информации о платеже в платежную систему, ведь в ГИС ГМП согласно Федеральному закону 210-ФЗ информация должна быть передана незамедлительно.

- Но и сейчас сводными платежками рассчитываются…

- Рассчитываются. Но уже с 1 июля 2013 года перечисление средств сводными платежными поручениями на счета территориальных органов Федерального казначейства должно обязательно сопровождаться реестром – вступил в силу п. 3.15 Положения Банка России № 384-П. В целях реализации этого пункта Банк России в апреле довел до участников расчетов формат нового электронного документа ED108 – сводное платежное поручение на общую сумму принятых платежей от физических лиц с реестром. Применение в расчетах кредитных организаций с бюджетом ED108 позволяет доводить до администраторов доходов бюджетов детализированную информацию о плательщике – физическом лице, а кредитным организациям снижать операционные издержки, ведь в отдельных случаях банки не вправе взимать комиссию с плательщика, например, при оплате налогов.

- Не проще ли было развивать платежную систему и с нее снимать необходимую информацию?

Согласно закону о национальной платежной системе перевод денежных средств осуществляется в срок до трех рабочих дней со дня списания их со счета плательщика или предоставления средств плательщиком при переводе без открытия счета. А если принять во внимание Гражданский кодекс, то средства могут быть списаны банком со счета плательщика и на следующий день после получения от него распоряжения. Таким образом, деньги, принятые сегодня от плательщиков в уплату за государственные и муниципальные услуги, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы, которые включают оплату налогов, штрафов, до получателя средств могут дойти на четвертый день. Рассмотрим в качестве отдельного примера налоги: согласно Налоговому кодексу обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента внесения денежных средств в кассу кредитной организации или с момента передачи в банк поручения, даже если это произведено в день истечения установленного срока для оплаты. И такая информация должна быть у налогового органа незамедлительно с момента оплаты, чтоб исключить формирование задолженности по такому налогу и начисление пени. Также следует принять во внимание, что сроки оказания государственных и муниципальных услуг в отдельных случаях короче, чем сроки доведения денежных средств до получателя, а заявитель уже вправе обратиться за получением услуги. Решением этих задач и служит ГИС ГМП.

Одной из причин ее создания явилась обоснованная необходимость доведения до граждан по принципу «одного окна» информации о наличии у него обязательств перед бюджетной системой и использование для этого множества способов. Так только почтовая рассылка извещений о налогах и штрафах лишала гражданина, сменившего адрес местонахождения, возможности своевременно узнать о своих обязательствах и их исполнить, что являлось основанием для формирования задолженности и возбуждения исполнительного производства. Вместе с тем развитие находят порталы государственных и муниципальных услуг, многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, информационные сервисы кредитных организаций. Таким образом, гражданин или организация, обращаясь в ГИС ГМП, через порталы, многофункциональные центры либо через обслуживающую его кредитную организацию мог бы узнать о наличии обязательств и своевременно оплатить, не дожидаясь, пока сформируется задолженность, или, что еще хуже, будет возбуждено исполнительное производство. Вот такая история закладывалась при создании системы. И еще за счет функционирования этой системы обеспечивается право граждан на получение платных государственных и муниципальных услуг без предоставления документов, подтверждающих факт оплаты.

Что же касается развития платежной системы, необходимость в этом, безусловно, присутствует.

- Но возможны ли расхождения между платежной и информационной системой?

- Расхождения, конечно, есть. Как я говорила, существенное расхождение в сроках. Но есть еще расхождения и в составе реквизитов документа об оплате.

- Если мы пустим через сводное платежное поручение с реестром, который позволяет персонифицировать информацию, то смысл в ГИС ГМП отпадет?

- Не отпадет, потому сроки разные, незамедлительно и Т+4. А ЕД 108 применяется только при платежах, принятых для перечисления на счета территориальных органов Федерального казначейства, а в оказании государственных и муниципальных услуг участвуют бюджетные и автономные учреждения, оплата за услуги которых может поступать на счета, открытые в кредитных организациях.

- То есть получается таким образом: банк сегодня сообщает, что платеж принят в некоем формате, а деньги могут идти и послезавтра?

- Да, деньги могут дойти и на четвертый день. Но еще раз обращаю внимание на предназначение ГИС ГМП – в первую очередь информирование по принципу «одного окна» о наличии начислений и предоставление возможности их своевременно оплатить по правильным платежным реквизитам, указанным в начисление. Для кредитных организаций, осуществляющих прием таких платежей, предоставляется возможность использовать предзаполненные платежные реквизиты для снижения вероятности операционных ошибок и снижения времени обслуживания клиентов, что в свою очередь снижает количество поступивших в территориальные органы Федерального казначейства невыясненных сумм и повышает уровень сервиса кредитной организации.

- Получается подспорье гражданам – посмотреть, сколько они должны и за что?

- Именно – сколько гражданин должен государству. Ведь в настоящее время не только государство должно гражданину (социальные выплаты, имущественные вычеты), но и гражданин должен государству (платные государственные и муниципальные услуги, налоги, штрафы).

- Ранее была другая система по обмену информацией с Федеральным казначейством. Банки, которые в ней участвовали, просто перешли на ГИС ГМП?

- Прежняя система была прототипом ГИС ГМП, называлась она Учет начислений и фактов оплаты (УНиФО). Законодатель оказался весьма щедр с точки зрения вступления требований закона в силу: Федеральный закон № 162-ФЗ был принят в июле 2011 года, со сроком вступления требований в части ГИС ГМП – 1 января 2013 года. То есть полтора года отводилось на выполнение всеми участниками требований этого закона. Федеральное казначейство в 2012 году, понимая, что система находится в высокой степени готовности, предлагало ее прототип участникам для целей проведения мероприятий подготовительного характера – технического и организационного. А с учетом того, что система была создана в защищенном контуре инфраструктуры электронного правительства и осуществляла взаимодействие посредством системы межведомственного электронного взаимодействия, предлагали заблаговременно провести мероприятия для целей интеграции информационных систем, используемых кредитными организациями с инфраструктурой электронного правительства. УНиФО предлагалась потенциальным участникам ГИС ГМП по завершении пилотирования. Пилотами у нас выступали пять кредитных организаций, пять администраторов доходов бюджетов бюджетной системы (три федеральных органа исполнительной власти и два региональных) и единый портал госуслуг. После этого мы предлагали всем потенциальным участникам ГИС ГМП присоединяться к системе. И те, кто присоединился, прошел тестирование, реализовали мероприятия по организации защищенного канала связи до системы межведомственного электронного взаимодействия, обеспечили форматную совместимость используемых информационных систем с ГИС ГМП, гармонизировали свои бизнес-процессы, переход на ГИС ГМП прошли безболезненно в имеющихся форматах без существенных изменений, которые бы потребовали доработки используемых информационных систем участников, путем подачи в территориальный орган Федерального казначейства заявки на регистрацию в качестве участника ГИС ГМП.

- По УНиФО, помнится, информация такая была: «Хотите вступайте, хотите нет». Потом наметилась ГИС ГМП, но банки сомневались: имеет ли смысл вступать в одну систему, чтобы потом переходить в другую? Тем более что это затратно. Поэтому многие отказывались.

- На общероссийском банковском форуме Bankir.Ru есть тема про УНИФО – ГИС ГМП…

- Читаю регулярно…

- Так вот, там официально зарегистрировано Федеральное казначейство как оператор ГИС ГМП, который, начиная с прошлого года, постоянно осуществляет информационную поддержку участников форума. На нем участники были проинформированы, что переход с УНиФО на ГИС ГМП будет осуществлен в упрощенном порядке для участников УНиФО без дополнительных затрат. Это даже нашло отражение в нормативно-правовом акте, который называется Порядок ведения ГИС ГМП, утвержденный приказом Федерального казначейства 30 ноября 2012 года № 19н, его пункт 2.4 предусматривает упрощенную регистрацию участников УНиФО.

- Значит, можно было подготовиться заранее, все закупить?

- Можно. Наши территориальные органы активно это пропагандировали на территории каждого субъекта. Из 950 кредитных организаций в Москве находится около 500. Поэтому если региональные банки были распределены по нашим управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации для целей проведения разъяснительной работы, то московские банки были поделены между двумя нашими территориальными органами, находящимися в столице, – УФК по городу Москве и Межрегиональным операционным управлением, на которых пришлась самая большая масса участников ГИС ГМП. Мы их поделили по вполне понятным критериям: кредитные организации, которые соответствовали требования НК РФ в части выдачи гарантий по уплате налоговых платежей, – в межрегиональное операционное управления, остальные – в УФК по городу Москве. Таким образом, мы получили почти равноценное распределение между нашими двумя территориальными органами.

- В банках говорят, были проблемы с получением от Ростелекома оборудования. Потом, насколько известно, разрешили покупать это оборудование у других организаций. Интересно, не аффилированные ли они? Это серьезно задерживало процедуру. Есть проблемы и со сроками подключения. Казначейство ощущало эту задержку, видело эти проблемы?

- На самом деле мы не могли это не ощущать, потому что подключение к СМЭВ – это этап, предшествующий регистрации в ГИС ГМП. Были к нам и обращения кредитных организаций, но только две из них в ответ на наше обращение к ним представили материалы, которые бы свидетельствовали о поставке оборудования в срок до 80 дней. Эти материалы были направлены в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, которое является оператором системы межведомственного электронного взаимодействия. И по результатам их рассмотрения были проведены мероприятия, направленные на снижение сроков поставки оборудования Ростелекомом. Кроме того, по результатам обращений, кроме одной имеющейся схемы взаимодействия с определенным видом оборудования, внесены изменения в регламент взаимодействия участников СМЭВ и предусмотрены несколько схем информационного взаимодействия. При этом на текущий момент Ростелеком не является единственным поставщиком оборудования, используемого для организации защищенного канала до СМЭВ. При этом, с точки зрения сроков поставки указанного оборудования, предложения иных поставщиков конкурентнее.

- Вопросы также бывают с идентификацией и идентификатором. Каждый банк имеет идентификационный номер. Имеются ли в этом проблемы?

- Для того чтобы оперировать полномочиями, система имеет ID участников. Этот номер есть у всех. Может быть вопрос об идентификаторах начислений и идентификаторах плательщиков?

- Нет, речь идет о банковском идентификаторе.

- С банковскими идентификаторами проблем никаких не было.

- Вопрос в том, может ли филиал иметь идентификатор…

- Это несколько иной вопрос. В рамках разъяснительной работы мы предлагали кредитным организациям осуществлять взаимодействие с ГИС ГМП через единую точку входа, то есть обеспечить централизованное взаимодействие в том числе банкам, имеющим филиальную сеть. Например, так сделал Сбербанк, а также ряд крупных банков – Альфа-банк, Промсвязьбанк и некоторые другие. При этом мы информировали, что если кредитная организация не может обеспечить сбор внутренним транспортом от своих филиалов информации и передачу ее в ГИС ГМП централизованно, то Порядком ведения ГИС ГМП предусмотрено предоставление таким филиалам, которые будут самостоятельно работать, отдельного доступа. При включении их в заявку на регистрацию в ГИС ГМП как самостоятельных участников взаимодействия мы выдадим для них отдельные идентификаторы, но заявка должна поступить от центрального офиса кредитной организации. Таким путем пошли некоторые банки, несколько из которых сейчас обращаются к нам с просьбой исключения из участников ГИС ГМП своих филиалов, так как организовали централизованное взаимодействие с ГИС ГМП.

- То есть фактически будет не одна точка передачи, а несколько…

- На усмотрение кредитной организации, исходя из ее ИТ-архитектуры и уровня зрелости информационных процессов. Мы старались предусмотреть все, что может быть использовано на благо реализации требований закона. Но практика показала, что не все нюансы мы предусмотрели. Кроме того, в рамках пилотирования от кредитных организаций, участвовавших в нем, не поступали те предложения, какие поступают сейчас. Достойно сожаления, потому что на этапе пилотирования можно было оперативно учесть и провести доработку, тогда как сейчас любое внесение изменений – это только через нормативно-правовой акт, изменяющий Порядок ведения ГИС ГМП, который подлежит согласованию с Банком России и регистрации Минюстом России, и это через смену форматов, которые должны быть опубликованы за 90 дней до вступления их в силу.

- Всегда проще вносить изменения в процессе разработки и подготовки чем в уже действующий документ…

- Несомненно, но тем не менее сейчас мы собираем замечания к Порядку ведения ГИС ГМП и форматам взаимодействия. Рассчитываем, что до конца года учтем поступившие предложения, которые имеют существенное значения как для кредитных организаций, так и для администраторов доходов.

- Сколько сейчас банков, осуществляющих обмен в полном режиме, активно работают с ГИС ГМП?

- На 1 сентября текущего года это 202 кредитные организации.

- Немного… Мы знаем, что Банк России подталкивает кредитные организации, собирает информацию…

- Банк России довел до кредитных организаций письма 101-Т, 148-Т. Федеральное казначейство признательно Банку России за то, что он активно включился в наблюдение за кредитными организациями по выполнению требований Федерального закона № 210-ФЗ и даже ввел отдельную для этого отчетную форму для того, чтобы контролировать выполнение кредитными организациями планов мероприятий по выполнению требований о взаимодействии с ГИС ГМП. С учетом этого у нас улучшилась динамика и по регистрации кредитных организаций, и по подключению.

- Действительно, форма отчетности Банка России есть. А вы получаете результаты этой отчетности? Понятно ли, что происходит? Какие основные проблемы?

- Мы обращались к Банку России с просьбой предоставить нам информацию, полученную от кредитных организаций. В ответ на наше обращение Банк России ответил, что это запрашиваемая информация составляет большой объем и получена в рамках надзора, предоставив консолидированную информацию, и сообщил, что при наличии у нас заинтересованности может предоставлять ее на ежемесячной основе. Федеральное казначейство, конечно же, выразило такую заинтересованность. Во-вторых, информация получена в рамках надзора, и предоставить нам ее в том виде, в каком он ее получает, не сможет. Но он сможет предоставить нам агрегированную информацию о наличии имеющихся проблем и о сроках реализации.

- А у вас уже есть такая информация?

- Банк России довел до нас, что преимущественное количество кредитных организаций согласно представленным планам к ноябрю этого года реализуют мероприятия, обеспечивающие взаимодействие с ГИС ГМП. Основными сложностями при выполнении ими этих мероприятий явилась поздняя публикация утвержденного Минюстом России Порядка ведения ГИС ГМП. Он был утвержден 25 декабря 2012 года. При этом он прошел с августа не одно согласование с Банком России, потому что в силу закона № 210-ФЗ порядок должен быть согласован с Банком России. Порядок прошел согласование с Минфином России и Минкомсвязи России. Поэтому только 30 ноября 2012 года он был утвержден и соответственно подан на регистрацию в Минюст России. Также банки отмечают, что есть определенные сложности с приобретением оборудования по деньгам и по срокам. Ну и еще ряд причин, которые Банк России до нас довел. Они связаны с реализацией мероприятий по выполнению требований к форматному обмену со СМЭВ и с ГИС ГМП, что в отдельных случаях требует от кредитных организаций доработки используемого программного обеспечения.

- Каковы перспективы развития ГИС ГМП?

- У Федерального казначейства совместно с Минфином России есть задача по повышению информированности граждан о бюджетной системе, предоставлению открытых данных в доступной форме на едином портале бюджетной системы. И этот единый портал бюджетной системы станет для гражданина еще одним окном в ГИС ГМП. Таким образом, чем больше возможностей по информированию граждан, тем больше вероятность исполнения ими своих обязательств перед бюджетами в установленный срок. Таким образом, единый портал бюджетной системы предоставит ГИС ГМП лицо, пользовательский интерфейс, который позволит предоставлять ряд сервисов для пользователя. Такие сервисы, как «Узнай свои начисления», «Оформи платеж правильно»....

- Такой сервис вроде есть на сайте налоговой службы…

- Есть, но только по налогам. А с ГИС ГМП предполагают взаимодействовать более пятидесяти тыс. администраторов доходов. ГИС ГМП – это не только налоги, это и пошлины, и штрафы, и абсолютно разные платежи. Необходимо сделать возможным их электронную оплату или вывод в виде расчетного документа с возможностью воспроизведения в печатном виде с правильными платежными реквизитами, со штрих- или QR-кодом.

- Это удобно…

- Несомненно. Имея платежные реквизиты и (или) штрих или QR-код, гражданин сможет, придя в кредитную организацию, внести соответствующий платеж. И этот платеж будет безошибочно зачислен на лицевой счет администратора доходов. В настоящий момент преимущественную часть невыясненных поступлений в Федеральном казначействе составляют именно платежи физических лиц, которые менее дисциплинированы в части правильного оформления платежного реквизитного состава расчетных документов. Могут в КБК ошибиться, ОКАТО не указать, а это имеет существенное значение. Юридические лица более дисциплинированы. Таким образом, если выдавать для оплаты уже сформированную платежку, гражданин сможет ее оплатить, не пытаясь сам каким-то образом изменить реквизиты. А дальше с учетом того, что у нас кредитных организаций 950, и большинство из них являются участниками ГИС ГМП, нам видится, что сейчас для нас кредитные организации являются поставщиками информации о фактах оплаты, а мы бы могли для них быть взаимно полезными, в том числе стать одним из каналов продаж. Сейчас ГИС ГМП полезно тем кредитным организациям, которые, оптимизируя свои бизнес-процессы, в целях сокращения времени обслуживания и снижения вероятности возникновения операционных ошибок при вводе платежного реквизитного состава взаимодействуют с ГИС ГМП через запрос начисления при приеме соответствующего платежа. По запросу ГИС ГМП возвращает начисление с предзаполненным платежным реквизитным составом, на основании которого осуществляется прием платежа, который не требует ввода дополнительных реквизитов. Что касается каналов продаж, мы предлагаем кредитным организациям, платежным системам завести на создаваемый Федеральным казначейством платежный шлюз, системы дистанционного банковского обслуживания, электронные кошельки, сервисы приема платежных карт. Таким образом, гражданин или организация, узнав свою задолженность, сможет сразу ее погасить.

- На что заводим?

- На платежный шлюз.

- То есть это некая структура, которая позволяет оплачивать документ?

- Да, позволяет созданный платежный документ перенести в «клиент-банк», обслуживаемый кредитной организацией, и точно, корректно тут же оплатить, или оплатить начисление платежной картой, электронными средствами платежа.

- Тем самым, клиент получает документ, грузит его в «клиент-банк», оплачивает и получает квитанцию?

- Клиент получает информацию об оплате, оплачивает, а кредитная организация передает информацию в ГИС ГМП, а она соответственно квитует факт оплаты с имеющимся начислением.

- Надо думать, все это больше подходит для ДБО физических лиц…

- Не только, но, конечно же, повторюсь, юридические лица более дисциплинированны с точки зрения исполнения обязанностей по уплате в установленный срок и с точки зрения правильного заполнения расчетных документов. А в условиях оптимизации численности территориальных органов Федерального казначейства (а мы проводим мероприятия по сокращению численности) ручной разбор невыясненных сумм как на стороне Федерального казначейства, так и уточнений на стороне администраторов дохода занимает существенную долю времени. Если мы исключим невыясненные поступления, выиграют все.

- Не считая того, что по физическим лицам сводные платежки существуют…

- Да, а по юридическим лицам – полноформатные платежки. Банк России работает в рамках технологического комитета 122 над стандартизацией платежных документов под международный стандарт ISO20022, предложения Банка России уже поступили на рассмотрение в Минфин России и Казначейство России. Может быть, в перспективе, если рынку, клиентам кредитных организаций, участникам расчетов понадобятся сводные платежки по платежам юридических лиц на счета органов Федерального казначейства, то почему бы и нет.