Сергей Карчевский, руководитель группы сопровождения кредитных организаций юридического департамента Московской биржиСергей Карчевский, руководитель группы сопровождения кредитных организаций юридического департамента Московской биржи

30 июня 2013 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – закон № 134-ФЗ), которым внесены изменения в 26 федеральных законов. Вносимые в федеральные законы изменения преследуют цель создания условий для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, а также противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получению коррупционных доходов.

Значительная часть изменений непосредственно касается деятельности кредитных организаций и возлагает на них ряд новых обязанностей, что потребует от кредитных организаций осуществления ряда мероприятий по существенной переработке внутренних документов (в том числе правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПВК по ПОД/ФТ), документов, регулирующих порядок открытия счетов, в том числе устанавливающих перечень документов, предоставляемых клиентами для открытия счета, типовых форм анкет клиентов и др.) и типовых договоров, заключаемых с клиентами, а также доработки соответствующего программного обеспечения. Очевидно, что реализация кредитными организациями новых требований законодательства не обойдется без значительных финансовых и трудозатрат. Приходится констатировать, что государство все более активно использует кредитные организации в решении задач, связанных с противодействием незаконным финансовым операциям путем возложения на них дополнительных контрольных функций.

Предметом настоящей статьи является рассмотрение новых требований законодательства, касающихся деятельности кредитных организаций.

Если кратко, то изменения законодательства, затрагивающие деятельность кредитных организаций, сводятся к следующему:

- установлены новые обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Введены понятия «бенефициарный владелец», «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств»;

- изменены и дополнены основания для отказа в заключении договора банковского счета и его расторжения;

- изменен порядок доступа государственных органов к сведеньям, составляющим банковскую тайну;

- на кредитные организации возложены обязанности сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) счета физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также об открытии (закрытии) налогоплательщикам вклада (депозита).

Рекомендации ФАТФ в части идентификации клиента и его бенефициарного собственника

Значительные изменения Законом № 134-ФЗ внесены в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) и касаются изменений функций организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, к которым (среди прочих) относятся кредитные организации.

 Изменения, внесенные в Закон № 115-ФЗ, направлены на пресечение незаконных финансовых операций и учитывают рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятые в феврале 2012 года.

ФАТФ является межправительственной организацией, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. ФАТФ была учреждена в 1989 году. В настоящее время членами ФАТФ являются 32 государства и 2 международные организации. Россия была принята в постоянные члены ФАТФ в июне 2003 года.

Как указывается в Рекомендациях ФАТФ, страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты.

Особое внимание хотелось бы обратить на отдельные Рекомендации ФАТФ, которые были учтены в Законе № 134-ФЗ.

Согласно Рекомендации 10 финансовые учреждения должны принимать следующие меры по надлежащей проверке клиентов (НПК):

(a) идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;

(b) определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и образований это должно включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;

(c) понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;

(d) проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений для того, чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств.

Финансовые учреждения должны быть обязаны применять указанные выше меры НПК с учетом риск-ориентированного подхода (РОП).

Финансовые учреждения должны быть обязаны проверять личность клиента и бенефициарного собственника до или в ходе установления деловых отношений или совершения операций (сделок) с разовыми клиентами.

В тех случаях, когда финансовое учреждение не может выполнить требования пунктов (а) — (d) с учетом применения риск-ориентированного подхода, оно должно быть обязано не открывать счет, не вступать в деловые отношения и не осуществлять сделку; или оно должно быть обязано прекратить деловые отношения; и ему следует рассмотреть вопрос о направлении сообщения о подозрительной операции (сделке) в отношении этого клиента.

Эти требования должны применяться ко всем новым клиентам, хотя финансовым учреждениям следует также применять эту рекомендацию в отношении существующих клиентов исходя из масштаба деловых отношений и риска, а также проводить надлежащую проверку таких существующих отношений в соответствующие сроки.

Рекомендации ФАТФ раскрывают термин бенефициарный собственник, который относится к физическому лицу (лицам), которое, в конечном счете, владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка). Это также включает тех лиц, которые, в конечном счете, осуществляют эффективный контроль над юридическим лицом или образованием. Указание «в конечном счете, владеет или осуществляет контроль» и «конечный эффективный контроль» относится к ситуациям, в которых право собственности или контроль осуществляются через цепочку владения или иной контроль, кроме контроля напрямую.

В пояснительной записке к Рекомендации 10 указывается, что финансовые учреждения должны быть обязаны идентифицировать бенефициарных собственников клиента и принимать разумные меры для удостоверения личности таких лиц, используя следующую информацию (для юридических лиц):

(i.i) личные данные физических лиц (если таковые есть, поскольку возможно такое распределение долей участия, при котором физических лиц (действующих самостоятельно или совместно), осуществляющих контроль юридического лица через право собственности, может и не быть), владеющих, в конечном итоге, контрольной долей участия в юридическом лице (при этом контрольная доля участия зависит от структуры собственности компании. Она может базироваться на пороговом значении, например, любое лицо, владеющее свыше определенного процента компании, например, 25 %); и,

(i.ii) в тех случаях, когда имеются сомнения по пункту (i.i), являются ли лица (лицо) с контрольной долей участия бенефициарными собственниками (собственником), или ни одно физическое лицо не осуществляет контроль через имущественные интересы, личные данные физических лиц (если есть), осуществляющих контроль юридического лица или образования на иных основаниях;

(i.iii) если физических лиц, указанных в пунктах (i.i) или (i.ii) выше, не выявлено, то финансовые учреждения должны идентифицировать и принять разумные меры для удостоверения личности соответствующего физического лица, занимающего старшую руководящую должность.

Идентификация клиента и бенефициарных владельцев по Российскому законодательству

Учитывая Рекомендации ФАТФ в части идентификации клиента и бенефициарного собственника клиента Закон № 134-ФЗ возлагает на кредитные организации новые обязанности. Так, кредитные организации должны:

- при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов – юридических лиц получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с кредитной организацией;

- на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев.

 Следует отметить, что закрепление в законодательстве указанных выше обязанностей не является новостью для кредитных организаций, поскольку такие обязанности в иных формулировках содержатся качестве рекомендаций в документах Банка России.

Так, согласно рекомендациям Банка России, изложенным в Письме от 30.06.2005 № 92-Т, реализация принципа «Знай своего клиента» в кредитной организации предусматривает: тщательную проверку достоверности сведений, предоставляемых клиентами и контрагентами, учредителями (участниками); анализ документов, определяющих правовой статус клиента и контрагента, а также полномочий лиц, заключающих договоры; определение сферы деятельности клиентов и контрагентов, анализ информации об их деловой репутации, анализ изменения показателей отчетности, изменение сферы деятельности постоянных клиентов и контрагентов. При установлении отношений с юридическими лицами кредитной организации рекомендуется предпринимать обоснованные и доступные меры по установлению и идентификации лиц, имеющих возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления юридического лица.

Закон № 134-ФЗ вводит и раскрывает отсутствовавшее ранее в законодательстве Российской Федерации понятие «бенефициарный владелец» – физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Законом 134-ФЗ уточняется, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема клиента на обслуживание.

При этом идентификация бенефициарных владельцев не проводится (за исключением случаев направления уполномоченным органом запроса в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ) в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся:

органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, находящимися в их ведении, государственными внебюджетными фондами, государственными корпорациями или организациями, в которых Российская Федерация, субъекты Российской Федерации либо муниципальные образования имеют более 50 процентов акций (долей) в капитале;

международными организациями, иностранными государствами или административно-территориальными единицами иностранных государств, обладающими самостоятельной правоспособностью;

эмитентами ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, которые раскрывают информацию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах.

В случае, если в результате принятия предусмотренных Законом № 115-ФЗ мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган клиента.

 Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, также обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

В свою очередь, клиенты обязаны (ранее такой обязанности клиента законодательство не предусматривало) предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона № 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

На мой взгляд, при имплементации Рекомендаций ФАТФ в Российское законодательство законодатель не в полной мере учел нормы действующего корпоративного законодательства и практику их применения. Определение понятия бенефициарного владельца дано нечетко, что может стать основанием для различных трактовок этого понятия кредитными организациями, их клиентами и регулятором. На мой взгляд, требуют дополнительного разъяснения такие категории как «косвенное владение клиентом» и «возможность контролировать действия клиента». Кредитным организациям и их клиентам, руководствуясь новыми требования законодательства, будет достаточно сложно выявить и идентифицировать бенефициарного владельца. Понимая эту сложность, законодатель требует от кредитных организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев (в отличие от однозначного требования идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя). Скорее всего, кредитные организации подойдут к выполнению требований об идентификации бенефициарного владельца формально и ограничатся получением соответствующих сведений по запросу от клиента.

В ходе обсуждения законопроекта высказывалось вполне обоснованное, на мой взгляд, мнение о том, что возможная реализация требований об идентификации бенефициарных владельцев «может проходить на этапе государственной регистрации юридических лиц, когда учредители юридических лиц будут обязаны сами раскрывать все цепочки бенефициаров и контролирующих лиц регистрационному органу, с последующим раскрытием данных сведений вместе со сведениями из ЕГРЮЛ». Реализация такого подхода соответствует положениям пунктов 7 и 8 Пояснительной записки к Рекомендации 24.

Блокирование (замораживание) безналичных денежных средств

Среди новых понятий, вводимых Законом № 134-ФЗ, следует отметить такое понятие, как «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг» – адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Термин замораживание используется в Рекомендациях ФАТФ в контексте конфискации и обеспечительных мер (Рекомендации 4, 32 и 38) и означает запрет перевода, конверсии, распоряжения или передвижения любых средств, имущества, доходов или инструментов на основании и в течение всего срока действия решения, принятого компетентным органом или судом в рамках механизма замораживания или до принятия компетентным органом решения о конфискации или об обращении в доход государства. Во всех случаях замороженные имущество, оборудование, инструменты, средства или другие активы остаются в собственности физического или юридического лица (лиц), имевших долю в них на момент замораживания, и могут оставаться в управлении третьих лиц либо, согласно другим договоренностям, достигнутым этим физическим или юридическим лицом (лицами) до начала действия замораживающего механизма, или в соответствии с другими национальными положениями.

Закон № 134-ФЗ предусматривает следующий механизм блокирования (замораживания) денежных средств. Межведомственный координационный орган, осуществляющий функции по противодействию финансированию терроризма (создание которого предусматривает указанный Закон), при наличии достаточных оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности принимает решение о блокировании (замораживании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица. Росфинмониторинг незамедлительно размещает указанное решение в сети Интернет на своем официальном сайте. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения указанного решения, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, незамедлительно проинформировав о принятых мерах Росфинмониторинг.

Таким образом, механизм блокирования (замораживания) денежных средств предусматривает осуществление кредитными организациями постоянного мониторинга сайта Росфинмониторинга. При этом Закон № 134-ФЗ не раскрывает перечень мер по замораживанию (блокированию) денежных средств.

На мой взгляд, требует дополнительного разъяснения содержание категорий «блокирование (замораживание) безналичных денежных средств» и «приостановление операций», также их соотношение.

Согласно п. 10 ст. 7 Закона 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок указанные организации осуществляют операцию с денежными средствами или иным имуществом по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

Из анализа приведенных выше норм следует вопрос: должна ли кредитная организация осуществлять приостановление и возобновление операций, проводимых лицом, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств.

Законодательством на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.

Об основаниях отказа в заключении договора банковского счета и его расторжения

Концептуальные изменения затронули правоотношения, связанные с заключением и расторжением договора банковского счета.

Запрет кредитным организациям открывать и вести счета (вклады) на анонимных владельцев дополнен запретом открывать и вести счета (вклады) на владельцев, использующих вымышленные имена (псевдонимы), что соответствует рекомендации ФАТФ, согласно которой финансовым учреждениям должно быть запрещено вести анонимные счета или счета, открытые на явно вымышленные имена.

Пункт 5.2. Закона № 115-ФЗ изложен в новой редакции, из которой следует, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Утратившая силу редакция пункта 5.2. ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусматривала, что кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:

отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;

наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом № 115-ФЗ.

На мой взгляд, указанные выше случаи могут стать основанием для отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, при условии, что такие случаи будут содержаться в ПВК по ПОД/ФТ в качестве оснований/критериев для подозрений в том, что договор заключается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Ранее законопроект предусматривал возможность применения «критериев обоснованности подозрений», которые должны устанавливаться Банком России в подзаконных нормативных актах. Из норм вступившего в силу Закона № 134-ФЗ следует, что право установления таких критериев предоставлено кредитным организациям в ПВК по ПОД/ФТ.

Новая редакция пункта 5.2. Закона № 115-ФЗ предоставляет кредитной организации право расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Согласно этой норме, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, кредитные организации вправе отказать клиентам в заключении договора банковского счета либо в проведении операций по счету в случае наличия подозрений о том, что договор заключается либо операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Порядок расторжения договора банковского счета по основанию, указанному в Законе № 115-ФЗ, изложен в ГК РФ. Согласно пункту 1.2, которым дополнена ст. 859 ГК РФ, банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета.

Со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счету клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счета, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктом 3 ст. 859 ГК РФ (перечисление или выдача остатка денежных средств клиента при закрытии счета).

В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счет банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого устанавливается Банком России.

Такой порядок установлен Банком России в Указании от 15.07.2013 № 3026-У.

Внесенные изменения в Закон № 115-ФЗ и ГК РФ подтверждают дальнейшее развитие тенденции значительного расширения сферы применения публично-правовых норм в регулировании отношений, связанных с открытием и ведением банковского счета.

О доступе государственных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну

Изменения законодательства о банковской тайне предусматривают исключение права полиции при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций (и соответственно обязанность кредитных организаций выдавать) справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ранее предусмотренные пунктом 4 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и частью третьей ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Вместе с тем право получения справок по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по операциям, счетам и вкладам физических лиц предоставлено на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнена также нормой, согласно которой сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Такой порядок установлен пунктом 2 ст. 86 НК РФ, из новой редакций которого следует, что банки обязаны выдавать налоговым органам указанные сведения в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в следующих случаях:

  1. проведения налоговых проверок указанных лиц;
  2. истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ;
  3. вынесения решения о взыскании налога;
  4. принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций и переводов.

В первом и втором случаях сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть запрошены налоговыми органами только при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Следует отметить, что изменения внесены также в пункт 1 ст. 86 НК РФ. Согласно этим изменениям (вступают в силу с 1 июля 2014 года) на банки возложена обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета не только в отношении организации и индивидуального предпринимателя, но также в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. Банки обязаны будут сообщать в отношении указанных лиц также информацию об открытии или о закрытии ими вклада (депозита) и об изменении реквизитов вклада (депозита).

Таким образом, кредитным организациям в связи с вступлением в силу Закона № 134-ФЗ предстоит комплексная работа по приведению своей деятельности в соответствие с требованиями указанного Закона.