ВТБ24
Ирина ПРОНИНА, начальник управления подбора и развития персонала

В ВТБ24 выстроена система обучения разных категорий сотрудников: от рядовых специалистов до топ-менеджеров банка. Например, каждый новый сотрудник фронтлинии обязательно проходит очное обучение, стажировку, сдает зачет и уже после этого приступает к работе с клиентами. В ходе зачета оценивается как знание банковских продуктов и технологий, так и навыки работы с клиентами. Это обучение распространяется на всю региональную сеть банка.
Ежегодно объем обучения растет, в 2012 году в очном обучении участвовало не менее 50% персонала, а охват дистанционного обучения составил более 90% персонала.

БИНБАНК
Марина ХАЦКЕВИЧ, начальник управления развития и оценки

В БИНБАНКе учебный центр существует с 2006 года. В 2012 году появились региональные учебные центры в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге, Ульяновске.
Система обучения сотрудников в БИНБАНКе с 2010 года выстраивается в формате корпоративного университета. Обучение проводится как по плану, так и на основании производственной необходимости.
Для каждой категории персонала существует своя программа обучения, которая включает в себя не только базовый, но и развивающий модуль.
В банке используются различные методы обучения: тренинги, мастер-классы, круглые столы, семинары, дистанционное обучение и т.д. Например, обучение по программам «Школа продаж» и «Школа менеджера» проходит в форме тренингов, так как для формирования навыков это наиболее эффективный метод.
100% персонала банка охвачено разными видами обучения, 41% - очной формой. За время существования системы обучения сотрудников было проведено 789 учебных мероприятий в разных форматах по 264 уникальным темам. В среднем каждый специалист банка прошел обучение по восьми курсам в разных форматах. Доля очного обучения увеличилась за 2012 год (по сравнению с 2011 годом) в 3,6 раза (с 24% до 87%). Доля обучения через видео-конференцсвязь снизилась с 41% до 3%. Средний уровень качества обучения вырос и составил 96% (в 2011 году - 90%). Средний уровень общей удовлетворенности обучением достиг в 2012 году 97% (в 2011 году - 91%). Средняя оценка слушателями качества работы тренера -97% (в 2011 году - 95%). За год было разработано 105 принципиально новых программ обучения: 40 очных тренингов и 65 курсов дистанционного обучения. Средняя стоимость внутреннего обучения одного сотрудника снизилась на 3% и составила 4 217 рублей (в 2011 году - 4 326 рублей).

банк «ЗЕНИТ»
Елена ЗВЕРЕВА, начальник департамента по работе с персоналом

Корпоративное обучение в нашем банке существует, оно включает в себя обязательное обучение специалистов различных подразделений, учебу ключевых сотрудников, а также «стихийное» наставничество, когда более опытные специалисты обучают менее опытных. Например, для сотрудников продающих подразделений существует обязательное обучение, включающее в себя знание продуктов, программ и стандартов обслуживания клиентов, принятых в нашем банке. Помимо этого акцент в очном обучении делается  на развитии управленческих навыков руководителей низшего и среднего звена. Согласно статистике именно от действий непосредственного руководителя зависит эффективность подразделения в целом и лояльность самого сотрудника. Что касается обучения топ-менеджеров, то для них разработано многоступенчатое обучение, которое проводится внешним провайдером в очной форме.
Большое внимание мы уделяем наполнению нашего внутреннего сайта. Уже сейчас в режиме online каждый сотрудник может найти там учебные материалы по продуктам и услугам банка, получить информацию о проводимых тренингах и учебных мероприятиях. В дальнейших планах банка создание библиотеки корпоративного обучения, где специалисты смогут найти дополнительные материалы по разным темам.

ЮНИАСТРУМ БАНК
Сергей ОСИПОВ, вице-президент по персоналу

В настоящее время в ЮНИАСТРУМ БАНКе со штатной численностью 3 500 человек не обойтись только «стихийным» наставничеством, требуется высокотехнологичная централизованная система обучения, направленная на поддержание и развитие знаний и умений. Эту важную миссию выполняет корпоративный университет, структурно интегрированный в HR-департамент.
Корпоративный университет ЮНИАСТРУМ БАНКа представляет собой центр трансляции необходимой информации и формирования навыков и компетенций персонала. Сформировавшись как отдельное структурное подразделение в декабре 2004 года, корпоративный университет в своем развитии прошел несколько существенных этапов, в результате чего мы разработали систему, которая, на наш взгляд, является наиболее эффективной. Речь идет о комплексном подходе к обучению, подразумевающем как обязательное внутреннее и внешнее очное обучение сотрудников отдельных подразделений, так и дистанционные программы, включая вебинары. Комплексный подход позволяет охватить наибольшее количество специалистов в кратчайшие сроки и при минимальных финансовых затратах.
В 2011 году прошли обучение 46% всего персонала банка, в 2012 году эта цифра достигла 52%, что составило более 1 700 человек, каждый из которых принял участие не менее чем в трех тренингах за год. Такие результаты стали возможны благодаря новой команде региональных тренеров. В нынешнем году мы планируем охватить не менее 70% всего штата сотрудников.

банк «Западный»
Валерий КРЕТОВ, председатель правления

Говоря о человеческом капитале банка, мы исходим из необходимости создания и развития системы корпоративного образования, а именно системы обучения и развития всего персонала - от работника фронт-офиса до топ-менеджера.
Смысловые акценты в этой системе расставлены следующим образом. Во-первых, корпоративное обучение не может быть направлено только на формирование профессиональных знаний и умений, оно должно развивать у сотрудников навыки и способы самообразования. Во-вторых, корпоративное образование не дискретно, оно является непрерывным. Это составная часть бизнеса, поэтому обучение должно приносить косвенный экономический эффект.
На этих принципах создан корпоративный учебный центр банка «Западный» (УЦБ), находящийся сейчас в фазе становления. Есть вопросы, связанные с интеграцией бизнес-функции с образовательной функцией. Есть вопросы подбора необходимых специалистов. Эти проблемы решаемы. Важно другое - УЦБ встроен в систему HR-менеджмента банка и создает условия для развития профессиональных и личностно-ориентированных компетенций сотрудников.

банк «УРАЛСИБ»
Яна ЛЕЙКИНА, заместитель руководителя службы человеческих ресурсов, руководитель департамента корпоративной культуры и развития персонала

В ФК «УРАЛСИБ» корпоративное образование существует с 1995 года. На сегодняшний день это комплексная система обучения и развития персонала всех уровней, начиная от рядовых сотрудников и заканчивая топ-менеджерами. Для каждой категории персонала представлены программы по трем направлениям. Первое - профессиональное обучение (в том числе обязательное обучение для допуска к работе и регулярное повышение квалификации). Второе - развитие общекорпоративных и менеджерских компетенций. Третье - повышение личной эффективности и профессиональное развитие.
Обучение проводится как централизованно (на базе корпоративного университета и региональных учебных центров), так и непосредственно на рабочих местах (наставничество, стажировки).
Из года в год количество наших слушателей стабильно растет. Например, в 2012 году программы управленческого обучения прошли 1 436 слушателей, тогда как за 2011 год эта цифра составляла 773 слушателя. Таким образом, количество обученных сотрудников выросло почти на 50%. По программам профессионального образования количе­ство обученных за 2011 год (в том числе очное, дистанционное, смешанное обучение, за исключением внешнего и управленческого обучения) составило 64 441 человек. Для сравнения аналогичный показатель в 2012 году достиг 86 887 сотрудников.

банк «ИНТЕРКОММЕРЦ»
Наталья СОБОЛЕВА, начальник отдела обучения и развития

Наш банк, понимая всю важность и значимость наличия высокопрофессиональных, высококвалифицированных специалистов, уделяет большое внимание процессу обучения персонала в целом. Корпоративное образование в банке «ИНТЕРКОММЕРЦ» представлено по нескольким направлениям: обучение сотрудников в компаниях-провайдерах и активное обучение персонала путем работы со штатными тренерами.
Если говорить о вопросах внутреннего обучения в компании, то отработанная методика позволяет на выходе получать готовых к работе специалистов. Здесь хотелось бы отметить то обстоятельство, что обучение существенно различается в зависимости от степени подготовки пришедших в банк работников. Длительность процесса и применяемые виды обучения зависят, прежде всего, от уже имеющихся у сотрудников знаний, умений и навыков. Задача внутренних специалистов по обучению - дать ту информацию, которой недоставало работнику, или повысить профессиональную квалификацию и компетенции у персонала, пришедшего с опытом работы из других банков. Наставничество и стажировка новых сотрудников в дополнительных офисах банка применимы только в случае приема на работу специалиста без опыта работы в финансовых организациях. Такая практика внедрена и широко применяется в банке «ИНТЕРКОММЕРЦ».
Объективное понимание того, что ежедневная вовлеченность специалистов по обучению во внутренние процессы кредитной организации иногда не позволяет адекватно взглянуть на поставленные задачи, способствует привлечению к процессам обучения сторонних компаний. В нашем банке активно применяется обучение во внешних компаниях-провайдерах, при этом оплата 100% стоимости необходимых сотруднику тренингов, курсов, семинаров осуществляется за счет организации. Здесь также хотелось бы сказать, что мы не проводим градацию работников. Обучение, если в этом действительно прослеживается целесообразность, будет оплачено, и сотруднику будут предоставлены все условия для его полноценного прохождения независимо от занимаемой им должности.
Число специалистов, которые обучаются в специализированных компаниях, с каждым годом только растет. Так, например, еще в 2010 году специализированное профильное обучение смогли пройти только пять сотрудников, тогда как по итогам 2012 года мы вышли на цифру, в четыре раза превысившую данный показатель. Полагаю, что мы будем только увеличивать эти данные.

Хоум Кредит энд Финанс Банк
Анна СЕЧЕНОВА, начальник отдела обучения и развития

В нашем банке уже несколько лет существует корпоративный университет, в рамках которого обучение может получить каждый сотрудник банка. Кто-то (например, специалисты sales-подразделений) проходит обязательное обучение при приеме на работу. Мы фактически даем новичкам профессию, обучаем их правилам работы с клиентами и даем информацию о банковских продуктах. Для руководителей существует свой факультет в университете - факультет менеджмента, на котором обучают основам и премудростям управления. Также существует система наставничества, это важный элемент, поскольку невозможно научить всему только в рамках учебной аудитории, настоящее обучение всегда происходит «в полях».