Форум собрал около 500 участников, среди которых – топ-менеджеры отечественных банков и финансовых компаний, руководители Банка России, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, депутат Государственной Думы России, представители деловых средств массовой информации и иностранные гости.

Генеральным спонсором форума выступил банк «Петрокоммерц». Стратегический партнер – банк «Кубань Кредит». Главный спонсор – компания «Новые технологии». Партнеры форума – банк «Образование», банк «Легион», Мособлбанк, Смарт Банк, группа компаний ЦФТ, компании «Диасофт», IBM, ТТК, Третейский суд финансовых и кредитных организаций. Официальные спонсоры форума – Альфа-банк, центр облачной интеграции «Аксиоматика», банк «УралСиб», компания SAP, МСП Банк, компания BSS  и другие. Спонсоры форума – Новикомбанк, Хэнди Банк, банк «Центр-Инвест», компания «Синимекс», банк «Морской», СКБ Банк, Совкомбанк.  Генеральные медиа-партнеры форума – агентство Bankir.Ru и медиа-холдинг «Эксперт».

ХРОНИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ФОРУМЕ:

Анатолий Аксаков: «Тема мегарегулирования и надзора будет основной на банковском форуме в Сочи»

Открывая XI Международный банковский форум «Банки России – XXI век» президент Ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков отметил, что отечественному финансовому рынку предстоит крупнейшая институциональная реформа, затрагивающая все его сегменты.

На его взгляд, тема организации системы мегарегулирования и надзора будет основной на форуме.

Анатолий Аксаков рассказал участникам форума о состоявшейся накануне встрече с председателем Банка России Эльвирой Набиуллиной. По его словам, в ходе встречи обсуждались, в частности, вопросы движения надзора по пути Базеля-2 и Базеля-3, рефинансирования кредитов, регулирования деятельности микрофинансовых организаций.

«У нас есть проработанные с банкирами предложения по каждому вопросу, в конце сентября Ассоциация планирует провести мероприятие, где будут детально разобраны предложения банковского сообщества к нормативным документам Банка России», – сказал Анатолий Аксаков.

Он отметил, что реализация нормативных нововведений должна исключить ситуацию, когда «лес рубят, щепки летят».

Вадим Гришин: «Необходимо вводить новую политику управления рисками на международном, национальном и региональном уровне»

Сегодня большое внимание следует уделить рискам, которые проявились в экономике развивающихся стран, заявил на XI Международном банковском форуме в Сочи исполнительный директор Всемирного банка от России Вадим Гришин. Он подчеркнул, что выступление отражает его личное экспертное мнение, а не официальную позицию Всемирного банка.

По информации Вадима Гришина, недавнее оглашение намерения свернуть третий раунд количественного смягчения, высказанное официальными лицами в США, уже негативно сказалось на курсе национальных валют таких развивающихся стран, как Индия, Бразилия.

Шаг по сокращению монетарного смягчения, безусловно, приведет к существенным последствиям для экономики планеты, скажется на рынке жилья в США, спровоцирует серию банкротств, безработицу и т.д. Но продолжение монетарного смягчения грозит еще большими рисками для мировой экономики, поэтому этот шаг можно считать неизбежным, считает он.

В еврозоне также много рисков, несмотря на наметившиеся изменения к лучшему в некоторых экономиках стран ЕС. Ряд структурных изменений, связанных с реформированием системы занятости, оплаты труда и т.п., проводится в проблемных государствах, таких как Греция и Испания. Прогнозируется, что структурные реформы могут привести к сокращению сегмента малого и среднего бизнеса в ЕС. Однако этот шаг неизбежен. Требуется решить проблему между дисбалансом в эффективности труда и стоимости рабочей силы. Самый высокий коэффициент по этому параметру зафиксирован в Германии. В остальных странах потребуется приложить много усилий, чтобы приблизиться к уровню главной экономики в ЕС, сообщил эксперт.

В свете подобных перспектив Вадим Гришин сформулировал свой совет отечественным финансистам-практикам, перефразировав известную пословицу: «На еврозону надейся, а сам не плошай».

В Китае наблюдаются свои проблемы, подчеркнул он. В этой стране очень сложно перенастроить сложившийся производственный цикл на стимулирование внутреннего потребления, поэтому замедление в этом государстве также станет очевидным по результатам 2013 года.

Всемирный банк продолжает тесное сотрудничество с Россией. На международном уровне идет взаимодействие по подготовке ряда официальных документов, созданию новых типов активов и инструментов для стратегических инвесторов, которые хотели бы вкладывать свои средства в развивающийся рынок. В мировой экономике существует картина сдержанного оптимизма, но необходимо вводить новую политику управления рисками на международном, национальном и региональном уровне, сообщил Вадим Гришин.

Александр Мурычев: «Главная проблема сегодня – поддержка малого и среднего бизнеса»

Бюджет России в значительной степени формируется за счет продажи сырьевых товаров, текущая модель экономики выстраивается со ставкой на сырье, без структурных преобразований. С такой оценкой текущей ситуации в российской экономике вице-президент РСПП, председатель Совета Ассоциации «Россия» Александр Мурычев выступил на XI Международном банковском форуме в Сочи.

«С моей точки зрения, есть полная неопределенность макроэкономическая. Мы сильно зависим от международных рынков, так как бюджет России зависит от продажи сырья. Тогда как динамика цен на нефть не поддается логическому объяснению», – сказал он.

По оценке Александра Мурычева, в обозримом будущем сохранится ситуация мягкой, вялотекущей девальвации. «На мой взгляд, сейчас у нас главная проблема – это поддержка малого и среднего бизнеса», – заявил Мурычев. Он отметил, что на динамику кредитования МСП влияет падение спроса на деньги со стороны предпринимателей и усиление надзорных требований регулятора.

После повышения страховых взносов с декабря по 1 июля 2013 года с рынка ушли 600 тыс. малых предпринимателей. «Правительство должно четче выразить политическую волю по развитию малого и среднего бизнеса. В данном случае только от государства зависит активизация экономики в стране», – считает Александр Мурычев.

Он напомнил, что недавно правительством было принято решение о создании федерального фонда поддержки малого предпринимательства, РСПП и Ассоциация «Россия» активно поддерживают шаги государства по стимулированию финансирования малого и среднего бизнеса.

Михаил Сухов: «Крупные банки должны находиться на специальном контроле»

Cоздание мегарегулятора – это очень сложная задача, отметил заместитель председателя Банка России Михаил Сухов, выступая на XI Международном банковском форуме в Сочи. По его словам, все, что было сделано в Банке России в области регулирования и надзора за кредитными организациями, нужно будет постепенно распространять на другие сегменты финансового рынка.

Доверие к банковскому сектору базируется как на жестких прозрачных правилах игры, так и на своевременных и адекватных действиях ЦБ РФ. Не прекращая надзор за деятельностью банка, регулятор теперь будет расширять свое влияние на другие области финансовой деятельности, сообщил Михаил Сухов.

Он отметил три сферы деятельности Банка России, которые будут особенно значимы в ближайшее время.

Первая из них связана с повышением внимания к системно значимым банкам. Очень важно обеспечить пропорциональность внимания регулятора к различным участникам финансового рынка, однако крупные банки, безусловно, должны находиться на специальном контроле. Докладчик заметил, что именно это направление регулирования сегодня активно обсуждается в международном сообществе. Первые 20 банков в России заключают в себе 60% банковских активов, напомнил Михаил Сухов.

По его словам, на этом этапе не стоит задача обременить крупнейшие банки дополнительными обязанностями и финансовыми требованиями. Важна глубина проникновения Банка России в систему рисков этих кредитных организаций. В ближайшее время необходимо назначить полномочных представителей во все крупнейшие банки. Круг полномочных представителей, который сейчас охватывает 20 банков, может в горизонте полугодия увеличиться до 40–50 кредитных организаций. Это необходимо для повышения эффективности надзора и является нормальной практикой на международном уровне.

Второе направление деятельности ЦБ РФ связано с тем, что в ближайшее время будут внедряться новые инструменты отслеживания рисков. Ряд специалистов утверждает, что за счет усиления контроля в этой области можно достичь повышения прибыльности. Продвинутый подход к управлению кредитным риском – это троянский конь для банков, заявил Михаил Сухов. С его помощью ЦБ РФ сможет понимать ситуацию в процессе принятия кредитных решений. Это значит, что положение дел в банке будет прозрачно и ясно для надзорного органа, при этом не последует увеличения финансовых требований к кредитной организации, что является положительным моментом.

Ряд специалистов утверждает, что благодаря контролю кредитного риска возможна 40% экономия. Однако Михаил Сухов назвал это слишком оптимистичной оценкой. При планировании экономии на рисках правильнее ориентироваться на 20% уровень сокращения убытков.

Внедрение новых систем управления кредитным риском – это дорогое удовольствие. Банкам с капиталом менее 1 млрд. рублей будет сложно осуществить все необходимые инновации.

Реализовать концепцию повышенных требований к системно значимым банкам будет проще после практической реализации надзора на консолидированной основе. Глубокий надзор и его эффективные результаты – это альтернатива «закручиванию гаек», которой все опасаются, и она может дать намного более выраженный результат.

Новое законодательство дало банкам дополнительные возможности для контроля своих партнеров, изучению конечных бенефициаров, в оценке возможностей бизнеса и т.д. Соответственно, и требования Банка России к кредитным организациям в области выдачи ссуд повышаются.

Михаил Сухов напомнил, что за первое полугодие 2013 года Банк России отозвал 3 лицензии на осуществление банковских операций, за второе полугодие, которое только началось, уже отозвано 6 лицензий.

Если какой-либо банк будет замечен в проведении непрозрачных операций на большие суммы, порядка 5 млрд. рублей, в пользу какого-то подозрительного клиента, то территориальное отделение должно иметь возможность начать соответствующие процедуры проверки и учета, вплоть до отзыва лицензии, если выявятся какие-то отягчающие обстоятельства. «Мы строим Международный финансовый центр, который должен выглядеть позитивно по существу», – подчеркнул Михаил Сухов. Соответственно, организации и банкиры, которые осуществляют сомнительные переводы для своих клиентов, должны подумать о последствиях.

Третье направление в деятельности Банка России – это предупреждение угроз для вкладчиков и кредиторов. Создается система по отслеживанию таких ситуаций. Акционеры и руководители банков должны предпринимать активные меры по сокращению признаков угрозы для кредиторов и вкладчиков, если такие присутствуют в их деятельности, сообщил он.

Банком России установлен срок в 2 месяца, чтобы устранить ключевые угрозы, а также даются еще 2 месяца, чтобы убедить территориальное учреждение в том, что у руководителей банка есть план по сокращению угроз для вкладчиков и другим мерам. Кроме того, для таких банков разработана программа по выходу из сложной ситуации, существуют специальные рекомендации Банка России. К примеру, сложную ситуацию можно исправлять с помощью привлечения новых акционеров и т.д.

Однако в целом банковский сектор должен состоять из устойчивых организаций и это нужно хорошо понимать, отметил Михаил Сухов. Если же, находясь в сложной ситуации, не выполняя рекомендаций, подотчетный банк начнет проводить какие-то операции в пользу крупных клиентов, сомнительные по своему характеру, то конструктивизм Банка России на этом резко закончится, и будут предприниматься жесткие меры. Регулятор разрабатывает систему контроля и повышения прозрачности кредитных организаций в этой сфере.

Петр Фрадков: «Важно, чтобы государство поддерживало производителей при их выходе на новые рынки»

Несмотря на сырьевую модель экономики в России, потенциал развития нашего государства весьма высок, заявил председатель правления – генеральный директор компании «ЭКСАР» Петр Фрадков, выступая на XI Международном банковском форуме в Сочи. Он напомнил, что за 2012 год 4 трлн. рублей, или четверть от всего объема экспорта, составил несырьевой экспорт.

«Да, высокотехнологичного экспорта в этой цифре мало, однако и существующие объемы в состоянии поддерживать экономику страны на плаву, и это уже происходит. Конечно, следует прилагать усилия и улучшать ситуацию в данном направлении», – сказал Петр Фрадков.

К сожалению, спрос на деньги внутри страны падает, сокращается и потребительская активность. Во всех странах, но в нашей стране особенно, важно, чтобы в сложившейся сложной обстановке государство поддерживало производителей при их выходе на новые рынки. Эта задача должна стать одной из ключевых для руководства государства, отметил он.

Петр Фрадков считает неверным тезис о том, что членство в ВТО России ничего не дало. Пока прошло мало времени, и не хватает необходимых аналитических данных для таких масштабных выводов. Сегодня нужно выносить на повестку дня правительства необходимость организации системы финансирования и поддержки отечественных компаний при их выходе на внешние рынки. «У нас нет культуры экспорта и выхода на внешние рынки, – подчеркнул Петр Фрадков. – К сожалению, это идет еще со времен СССР». Недоверие и неуверенность бизнеса при выходе на новый уровень работы является сложной проблемой, ее решение требует комплексного подхода.

Спикер рассказал об организации, которую представляет, – государственном экспортном кредитном агентстве. Его задача – обеспечить снижение риска для любого инструмента финансирования экспорта. Ведомство от имени государства, используя юридические и финансовые механизмы, снимает риски, осуществляет возврат кредитных ресурсов и т.д. Существует нормативная база ЦБ РФ, которая уже работает в этой области, в соответствии с ее нормами возможно даже снижение коэффициента стоимости сделки, сообщил Петр Фрадков.

Из 4 трлн. рублей несырьевого экспорта за 2012 год, по расчетам Петра Фрадкова, 500 млн. рублей можно застраховать с помощью агентства.

Алексей Плякин: «Центральный банк изменит формат присутствия в регионах»

Преобразование главных управлений, базирующихся в федеральных округах, – это часть системных нововведений, проводимых Банком России. Об этом глава Московского ГТУ Банка России Алексей Плякин рассказал на банковском форуме в Сочи.

Цель системных преобразований в Банке России – это оптимизация и концентрация усилий с учетом задач, стоящих перед регулятором, отметил Алексей Плякин.

Оптимизация структуры ЦБ позволит обеспечить единообразие применения мер и действий на территории федеральных округов. Это в свою очередь позволит сконцентрировать усилия регулятора, в том числе и по направлениям надзора.

В числе первых преобразования коснутся главных управлений Банка России, базирующихся в Центральном федеральном округе. Центральный банк сохранит свое присутствие в каждом из регионов, но в другом формате: часть наиболее сложных процедур выйдут на уровень главного управления по федеральному округу. «Тем не менее, мы не намерены потерять живой контакт, который существует сейчас на местах», - подчеркнул Алексей Плякин.

Наталья Бурыкина: «Госдума до конца года примет закон о потребительском кредитовании»

Свой план на ближайшую осеннюю сессию Госдума будет выстраивать в русле поручений президента России. Об этом председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина заявила, выступая на XI Международском банковском форуме в Сочи.

Наталья Бурыкина сообщила, что до конца осенней сессии будет доработан и принят во втором и третьем чтении закон о потребительском кредитовании. Есть поручение президента о развитии инструментов кредитования для МСБ. По словам главы комитета по финансовым рынкам, Дума пошла навстречу банковскому сообществу и приняла поправку, внесенную Анатолием Аксаковым, о снятии ограничения сроков рефинансирования. «Полагаю, что у ЦБ есть широкий набор инструментов рефинансирования, и он правильно будет применять эти инструменты», - отметила Наталья Бурыкина.

Бурыкина рассказала о предстоящей работе над законопроектами в осеннюю сессию Госдумы. В частности, Комитет по финансовым рынкам в сентябре приступит к рассмотрению поправок в закон о страховании вкладов физлиц. Одна из поправок предлагает норму увеличения страхования вкладов до 1 млн. рублей. «На мой взгляд, та формула, которая там предложена, не отвечает сегодняшним реалиям», - высказала своё мнение Наталья Бурыкина.

На ее взгляд, предложение о повышенной ставке страхования для кредитных организаций исходит из того, что банки ведут агрессивную политику по привлечению клиентов.

«Я полагаю, что есть много причин того, что банки завышают ставку по привлечения ресурса, потому что достаточно сложно фондироваться на рынке. У всех банков разные условия и повышение планки страхования, усложнит жизнь банкам», - считает Наталья Бурыкина.

Также она сообщила, что в осеннюю сессию Комитет по финансовым рынкам будет работать над законодательством для рынка Форекс, над поправками в закон о Бюро кредитных историй и над законопроектом, который предусматривает контроль регулятора над всеми гарантиями, выданными в банковской системе.

Коснувшись закона о Национальной платежной системе, Наталья Бурыкина сообщила, что по ст. 9, которая предусматривает смс-информирование клиентов, никаких изменений не будет. «У банков было несколько лет для подготовки реализации статьи 9 закона об НПС», - подчеркнула она.

«Осенняя сессия будет достаточно плотной и вас ждет много удивительных открытий в банковской сфере», - подвела итог своего выступления глава Комитета Госдумы по финансовым рынкам.

Сергей Барсуков: «В ближайшее время нужно принять закон о секьюритизации в области кредитования малого и среднего бизнеса»

Директор департамента финансовой политики Министерства финансов России Сергей Барсуков в своем выступлении на XI Международном банковском форуме в Сочи остановился на вопросе совершенствования законодательства в области обеспечения и развития финансовых рынков.

Так, в закон о потребительском кредитовании представители ведомства согласились включить положения, связанные с взысканием просроченной задолженности, чтобы устранить неопределённость в деятельности коллекторов.

Предпринятые шаги направлены как на устранение жалоб со стороны заемщиков, которые сталкиваются с недобросовестным поведением представителей организаций по взысканию долгов, так и на то, чтобы не навредить профессиональным участникам рынка, в том числе и самим коллекторским агентствам.

В ближайшее время необходимо будет принимать законы о секьюритизации в области развития малого и среднего бизнеса. Можно решить этот вопрос в рамках закона о секьюритизации ценных бумаг, но при этом очень важно внесение поправок в ГК в части вопроса о счетах.

По законопроекту «О Национальной платежной системе» предпринят ряд мер по устранению правовой неопределенности в той части документа, которая касается СМС-оповещения.

В отношении закона о системе страхования вкладов поступили новые инициативы по введению дополнительных действий в механизм санации. С большой вероятностью, необходимые изменения будут осуществлены в полном объеме. Наряду с этим спикер заметил, что система страхования вкладов - одна из самых эффективных на финансовом рынке и кризис 2008 года стал тому подтверждением.

В заключение Сергей Барсуков отметил, что в экспертном сообществе постоянно идет поиск компромиссных решений в рамках новаций в законодательство, регулирующее финансовый рынок. Ведомство настроено и в эту осеннюю сессию не сбавлять оборотов и обеспечить выполнения этих планов в области законотворчества.

Олег Казаковцев: «Совершенствование законодательства - общая задача для участников финансового рынка»

Член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олег Казаковцев назвал соблюдение и совершенствование законодательства общей задачей для участников финансового рынка. Он выразил удовлетворение тем, что с 1 сентября 2013 года Центробанк стал исполнять функции мегарегулятора.

По словам Олега Казаковцева, у региональных кредитных организаций много проблем, поскольку помимо банковского сектора существует еще и параллельный сектор, который принимает деньги. Но если банки работают в рамках правового поля, то о других организациях, занимающихся финансовой деятельностью, такое сказать сложно.

Справедливости ради спикер отметил, что часто нарушение законодательства происходит и со стороны банков, особенно это заметно при анализе региональных образцов рекламы финансовых продуктов. Неправильная информация, которую сообщают кредитные организации в рекламе, приводит к увеличению долговой нагрузки на заемщиков. Люди часто не обладают должным уровнем финансовой грамотности или не смогли разобраться самостоятельно с деталями при подписании кредитного договора, отметил Олег Казаковцев.

Большая надежда на то, что мегарегулятор с помощью совершенствования методов управления наведет порядок в вопросе функционирования небанковских финансовых организаций, сказал он. Олег Казаковцев подчеркнул, что важно приложить все усилия, чтобы люди из кредитных организации, лишившихся лицензий в последнее время, после потери места работы не стали бы применить свои знания и опыт в теневом секторе рынка микрофинансирования.