начальник управления ИТ банка «Первый Экспресс» Олег Копанов— Олег, расскажите, пожалуйста, о банке «Первый Экспресс», что кредитное учреждение представляет собой сейчас?

— В настоящее время «Первый Экспресс» является крупнейшей в Туле региональной кредитной организацией Тульской области. Банк работает на рынке с 1995 года и до недавнего времени был известен как «Экспресс-Тула». В 2001—2002 годах банк присоединил к себе «Тульский коммерческий банк социально-экономического развития территории», а в ноябре 2011 года был завершен процесс реорганизации путем присоединения к нему Верхне-Волжского нефтебанка. После этого банк провел ребрендинг в результате чего стал именоваться «Первый Экспресс». Кредо банка осталось при этом неизменным. Мы оперативно принимаем решения, к каждому клиенту подходим индивидуально и в каждом своем офисе предоставляем максимальный спектр банковских услуг».

Основные направления деятельности банка — кредитование корпоративных клиентов и частных лиц, обслуживание счетов предприятий и организаций, привлечение средств населения во вклады.

— Когда и с чего началось ваше сотрудничество с компанией R-Style Softlab?

— Начало сотрудничеству было положено в 1998 году, когда банк приобрел и успешно внедрил АБС RS-Bank v. 4.3 для автоматизации основного бизнеса. До этого у нас не было никакой специализированной АБС, а все расчеты проводились сотрудниками с помощью MS-Excel. Сегодня в банке установлены и используются АБС RS-Bank v. 5.5, модуль RS-Loans v. 5.5 для автоматизации процессов кредитования, система RS-Retail v. 5.5 для обслуживания клиентов по вкладам и пластиковым картам. После покупки и присоединения Верхнее-Волжского нефтебанка, который тоже работал на АБС от R-Style Softlab, в нем была установлена система RS-Retail v. 5.5.

— В банке было принято решение о построении системы для защиты от сбоев и катастроф. Что послужило стимулом к этому шагу?

В августе минувшего года на сервере, который отвечал за работу баз данных АБС, вышел из строя процессор. Пока мы устраняли и выясняли причины сбоя, прошло несколько часов. Разумеется, на это время работа банка была существенно осложнена. После анализа причин данного инцидента было принято решение о внедрении системы отказоустойчивости, что и было сделано в прошлом году. Проанализировав причины данного инцидента, руководство задумалось о необходимости внедрить систему отказоустойчивости. К слову сказать, потребность в подобном решении существовала и раньше, однако в его стоимость, помимо прочего, были включены два дорогостоящих дисковых массива, и на тот момент банк не располагал достаточными для приобретения средствами. Зато в 2012 году мы уже вполне могли себе это позволить.

— Но какими-то средствами защиты данных вы пользовались и ранее, ведь так?

— Да. До внедрения системы мы подстраховывали работу базы данных, делая ночное резервное копирование.

— Рассматривали ли вы какие-то аналогичные решения других компаний?

— Вообще-то нет. Мы сразу обратились к R-Style Softlab — своему давнему партнеру. Кстати, решение по хранению данных с защитой от сбоев и катастроф было разработано R-Style Softlab примерно в то же время, когда у нас появилась соответствующая потребность и возможность такое решение внедрить.

Разумеется, мы не с закрытыми глазами приобретали этот продукт. Это был осмысленный шаг. Руководство нашего кредитного учреждения ознакомилось с опытом работы других банков, предприняло визит в банк «Столичный кредит», чтобы доподлинно узнать об их успешном опыте внедрения и использования системы. Кроме того, специалисты R-Style Softlab провели для нас демонстрацию своего решения, в ходе которой намеренно «рушили» базу данных и показывали возможности ее быстрого восстановления.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что представляет собой централизованная система хранения данных с защитой от сбоев и катастроф, и для чего она нужна?

— Эта система предоставляет банку возможность создавать множество резервных копий базы данных за выделенный период времени с точками мгновенного восстановления. В дальнейшем в любой момент базу можно реанимировать до требуемого нам работоспособного состояния. Этот функционал критически важен при возникновении каких-либо внештатных ситуаций: сбое аппаратной платформы, потере или порче базы данных. Здесь оперативность играет особую роль, ведь, если базу не восстановить сразу, банк столкнется с огромными проблемами. Не имея системы хранения с защитой от сбоев, банку придется восстанавливать базу данных из ночного бэкапа. Но здесь есть один недостаток: максимум, что удастся восстановить, — это вчерашние данные. Таким образом, результаты работы за день сегодняшний будут потеряны, и восстанавливать их придется вручную, что довольно сложно и трудоемко.

Система хранения данных с защитой от сбоев и катастроф, внедренная в банке, обеспечивает еще одно преимущество: являясь своеобразной «машиной времени», она без труда вернет базу данных на любой промежуток времени назад. Если нас не устраивает качество базы, можно откатиться назад на момент, непосредственно предшествовавший сбою или еще более ранний. Глубина хранения истории позволяет мгновенно откатывать состояние базы хоть на неделю назад.

Сегодня, когда проект уже завершен, наш банк располагает основной площадкой для хранения данных, где сосредоточена вся важная информация об учреждении, и резервной. На резервной площадке, находящейся в 10 км от основной, мы внедрили систему, куда в режиме онлайн реплицируются все данные из основной базы. Таким образом, даже если на основной площадке случится что-то непредсказуемое, например, пожар, на резервной площадке у нас всегда есть актуальные данные в резервной копии. В любой момент мы можем переключить пользователей с основной площадки на резервную. Так что решение R-Style Softlab не только отказоустойчивое, но и катастрофоустойчивое.

— Случались ли какие-то прецеденты с того момента, как вы внедрили систему? Довелось ли вам проверить работу системы опытным путем?

— К счастью, нет. Пока в работе с данным решением с подобными ситуациями мы не сталкивались.

Какое оборудование использовалось при внедрении системы?

— Мы использовали RecoverPoint компании EMC. Это программно-аппаратное решение, служащее для непрерывной защиты данных и удаленной репликации, которое позволяет восстанавливать состояние данных на определенный момент времени по требованию. Среди его возможностей — управление на основе политик, интеграция приложений и сокращение нагрузки на полосу пропускания. Как раз система EMC помогает упростить управление и сократить издержки, восстанавливать данные на локальном или удаленном узле в любой момент времени, обеспечивать непрерывную репликацию на удаленный узел без снижения производительности.

— А возникали ли в процессе внедрения системы какие-нибудь трудности?

— Не без этого. Специалисты R-Style Softlab многое дорабатывали. В состав поставки входит не только оборудование EMC, но и решение R-Style Softlab. Система хранения данных изначально была заточена под другую версию АБС. Вот и получается, что в каком-то смысле этот проект был реализован специалистами R-Style Softlab специально под наш банк.

— Получил ли банк с внедрением решения какие-то дополнительные преимущества?

— Конечно, да. Главным плюсом стало обеспечение гарантии бесперебойности работы с клиентами. У нас появилась уверенность, что в любой ситуации банк сможет обслуживать клиентов без малейшей задержки. Ситуации, когда банк по несколько часов не обслуживает посетителей, и это, разумеется, вызывает их недовольство, теперь просто не может быть. Кроме того, само по себе решение содержит много дисковых систем, что позволяет быстрее работать в базе. Ну и, конечно же, наиболее важными являются ключевые характеристики решения, которыми оно нас привлекло, а именно отказоустойчивость и катастрофоустойчивость. Все это обеспечивает высокий уровень доступности сервиса, предоставляемого банком.

Важно и то, что в связке с системой RS-Bank v. 5.5, которую использует наш банк, это решение работает идеально. Специалисты R-Style Softlab вручную адаптировали АБС для работы с системой хранения данных и создали для нее специальный интеграционный компонент.

Надо заметить, что система хранения данных прекрасно работает и с RS-Bank V.6, и если в будущем банк захочет перейти на новую систему, то, благодаря внедренному решению, частью оборудования для миграции на новую АБС он уже будет располагать.

— Решение внедрялось полностью специалистами R-Style Softlab?

— Мы внедряли систему совместными усилиями. Вначале в банк приехал представитель компании и в течение трех дней произвел настройку системы. Затем он работал удаленно, и на месте ему помогали наши специалисты. При возникновении проблем в работе оборудования мы направляли в R-Style Softlab письма с описанием проблемы, и компания оперативно реагировала на наши просьбы.

— Олег, какие впечатления остались у вас от работы с компанией R-Style Softlab? Есть ли у вас пожелания по дальнейшему совершенствованию отношений банка и компании?

— В целом, впечатления весьма положительные. Система хранения данных с защитой от сбоев и катастроф — очень хорошее решение, которое нас полностью устраивает. Конечно же, мы желаем нашим партнерам дальнейшего роста и развития!