По оценкам экспертов, кредитными картами до сих пор пользуются не больше 25% работающих российских граждан. Несмотря на довольно долгую историю развития, рынок все еще находится на этапе формирования, так что представляется довольно интересным для экспансии со стороны новых игроков. Конкурируют банки маркетингом, а не тарифами: доходность процентных ставок по картам бьют разве что POS-кредитные тарифы.

Как на дрожжах

Согласно данным исследования ТКС-банка, по итогам первого квартала 2013 года российский рынок кредитных карт вырос на 11,4%, чуть замедлив темпы прироста по сравнению с показателями за аналогичный период в 2012 году (+13,9%). Тем не менее, считают эксперты, этот сегмент рынка в 2013 году будет расти как минимум в унисон с рынком розничного кредитования, а возможно, и обгонит его.

Сегмент кредиток — наименее консервативное направление бизнеса в банковском ритейле: именно сюда легче всего прорваться новым игрокам. О трендах развития проще всего судить по результатам прошлого года, когда в перечне лидеров произошли изменения. По оценкам ведущего аналитика портала «Банки.ру» Женни Лубенец, в 2012 году объем задолженности населения по кредитным картам вырос почти в 2 раза — с 400 млрд рублей до 740 млрд рублей. Тройка лидеров по итогам 2012 года осталась той же, что и годом ранее: Сбербанк, ВТБ 24 и «Русский Стандарт». А вот дальше произошли некоторые изменения. Банк «Тинькофф Кредитные Системы» занял 4-е место, потеснив «Восточный Экспресс». «Рынок кредитных карт — быстрорастущий, с большим потенциалом. Поэтому перестановки в первой десятке лидеров еще будут. Тут пока важна скорость: если ты чуть быстрее других наращиваешь портфель «карточных долгов», то довольно легко обходишь конкурентов», — считает Женни Лубенец. По ее оценкам, по итогам 2013 года общий портфель кредитных карт по банковской системе может составить около 1 трлн рублей, то есть увеличится примерно на 30%.

«В количественном выражении в 2013 году объем карт может вырасти больше, чем в 2012-м», — считает начальник управления карточных продуктов Промсвязьбанка Мария Точилова.

Стоп-цена

«В 2013 году будет наблюдаться повышенный интерес банков к кредитным картам. Поскольку рынок еще далеко не насыщен, ставки по этому продукту одни из самых высоких», — рассуждает Женни Лубенец. И действительно, тарифы по кредитному пластику дешевизной не отличаются: минимальная доходность начинается от 13—14% годовых, максимальная планка зашкаливает за 30%. Хорошая новость для будущих кардхолдеров: ценовая вилка в этом сегменте устоялась, никаких перемен не ожидается. Из опрошенных «ЭВ» кредитных организаций менять стоимость кредиток не намерена ни одна, большинство банков не увеличивали ценник и в 2012 году.

Что касается других параметров продукта, то и здесь революций не случилось. Средняя сумма кредитного лимита колеблется от 80 тыс. руб. до 170—200 тыс. руб., притом что максимальный лимит обычно составляет около 600—750 тыс. руб. Портрет заемщика традиционен для большинства финансовых учреждений с небольшими поправками на кредитную политику организации. «Возраст 32—37, доход 70—80 тыс. руб., профессия — менеджер с высшим или незаконченным высшим образованием», — рассказывает о типичном «кредитно-карточном» клиенте заместитель директора дирекции розничного бизнеса Московского кредитного банка Юрий Григоренко. «Среди клиентов много мужчин от 30 до 45 лет, с доходом около 100 тыс. руб. Часто это индивидуальный предприниматель, собственник небольшого бизнеса или менеджер среднего звена», — объясняет директор розничного департамента СБ банка Герман Белоус. Директор департамента банковских карт банка «Стройкредит» Александр Белышков обращает внимание, что женщины активнее мужчин совершают покупки по картам, быстрее осваивают новые удобные технологии: «Например, покупку в интернет-магазинах или оплату услуг ЖКХ в интернет-банке. Средняя сумма покупки у женщин по нашим картам на 20—30% больше, чем у мужчин. Мужчины более консервативны и все-таки пока предпочитают снимать наличные деньги в банкомате». Доля безналичных покупок по картам в разных банках колеблется от 25—30 до 60% от общего оборота.

Полеты во сне и наяву

Банкиры отмечают, что наибольшей популярностью у клиентов пользуются кредитки с возможностью накопления бонусных миль, транспортными приложениями и так называемые универсальные карты. Так, руководитель департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Лидия Каширина сообщила, что клиенты очень интересуются кредитными картами банка c возможностью накопления бонусных баллов, которые в дальнейшем можно потратить на оплату авиабилетов или получение привилегий авиакомпании, а также картой, позволяющая безналично оплачивать проезд в московском метро.

Начальник управления розничных продуктов и развития клиентских отношений Райффайзенбанка Алексей Капустин говорит, что одной из самых популярных кредитных карт в банке является кобрендовый проект — карта для путешественников, совершая оплаты по которой, клиент копит бонусные мили. Их можно использовать при оплате туристических услуг. Клиент может обменивать мили не только на авиабилеты, но и на оплату любых гостиниц во всем мире, аренду автомобилей и даже на оплату билетов аэроэкспресса в московские аэропорты. Директор департамента разработки и сопровождения продуктов розничного бизнеса НОМОС-Банка Александр Базанов отметил в линейке кредитных карт банка совместные программы с авиакомпаниями.

Другие эксперты особо выделяют полифункциональные карты. «Основная карточная линейка в нашем банке представлена многофункциональными картами, т.е. это расчетные карты с возможностью установления кредитного лимита», — говорит Мария Точилова из Промсвязьбанка. Юрий Григоренко самым интересным предложением МКБ считает кредитную карту с депозитным приложением, способным по доходности на остаток собственных средств конкурировать с основными вкладами.

«В условиях конкуренции за клиента необходимо предлагать универсальный продукт. Ведь клиенту проще пользоваться одной картой, так как не надо носить в кошельке десяток разных карт, не надо помнить коды для всех карт, держать в голове десятки разных тарифов. Поэтому, на мой взгляд, и для банка, и для клиента предпочтительнее многофункциональные универсальные карты. К этому необходимо добавить удобный интернет-банк, и получается идеальная карта на каждый день, — считает Александр Белышков.

Подсадить клиента на кредитку для банкиров особенно выгодно — ведь таким способом финансовая компания получает шанс продать заемщику и другие продукты. «Наряду с кредитной картой как таковой мы стремимся предложить клиенту дополнительные услуги, выявив его потребности. Это нормальная западная практика, где на одного клиента в банке приходится 5—7 продуктов. В России этот показатель гораздо ниже», — констатирует Лидия Каширина.