К таковым зачастую относят спонсорскую помощь и благотворительность, прощение долга и другие виды партнерства. Для коммерческих организаций, преследующих цель извлечения прибыли, такие сделки на первый взгляд явно не выгодны, учитывая к тому же возможно неоднозначные налоговые последствия.

В основе любой коммерческой деятельности лежит принцип взаимной выгоды или, говоря современным деловым языком, принцип партнерства. Для успешных коммерческих организаций партнерство в реализации различных социальных, культурных и иных общественно значимых программ способствует формированию положительного образа компании. Во первых, компании престижно быть в числе спонсоров различного рода культурно-массовых, спортивных, иных мероприятий, имеющих большой общественный резонанс. Во вторых, благотворительность, такая, как, например, финансовая поддержка детских домов, реальная помощь больным детям, а также престарелым и инвалидам, выгодно позиционирует компанию в сфере общественно-социального партнерства.
В конечном итоге положительный имидж компании, сформированный в общественном сознании, повышает интерес и доверие со стороны потенциальных потребителей к рыночному продукту компании, объективно усиливает ее позиции на рынке. Давно уже стало нормой для крупных компаний формирование бюджета корпоративной социальной ответственности для реализации долгосрочных спонсорских, благотворительных и иных социальных проектов.

Спонсорская помощь и реклама

Спонсорская деятельность предполагает распространение спонсорской рекламы. Это вытекает не только из реальных деловых целей компании-спонсора, но также из юридической конструкции спонсорской сделки. Поэтому ее следует рассматривать как возмездную, а спонсорскую рекламу считать обязательным условием осуществления этой деятельности. В отличие от бытового понимания, когда такие понятия, как «спонсор», «меценат», «благотворитель», «жертвователь», нередко смешиваются, бухгалтеру желательно спонсорскую деятельность, благотворительность и иные виды безвозмездного партнерства четко различать.

Сходную позицию высказывает Минфин России, когда отмечает, что спонсорский взнос, в отличие от благотворительного пожертвования, имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера1.

Пример
В конце прошлого года к крупному дилеру обратился профессиональный спортивный клуб, имеющий организационно-правовую форму некоммерческой организации, за финансовой помощью в организации спортивного праздника в дни школьных новогодних каникул. В письме, адресованном компании-дилеру, спортивный клуб гарантировал, что средства будут использованы строго по назначению, а также пригласил представителей компании в качестве почетных гостей на праздник. Руководство компании благосклонно отнеслось к этой просьбе, а вот бухгалтеру необходимо определиться, будет это спонсорская помощь, благотворительность или что-то иное. С одной стороны, праздник детский, организация некоммерческая, значит — благотворительность. А с другой стороны, у бухгалтера возникает множество вопросов, как провести это в бухгалтерском учете и какие возможны налоговые последствия. А может, это все-таки именно спонсорская помощь? До окончательного решения этих вопросов сумма запрашиваемой и перечисленной клубу помощи отражена в составе дебиторской задолженности в качестве выданных авансов проводкой декабря:
ДЕБЕТ 76АВ КРЕДИТ 51

Оставим на время бухгалтера с его сомнениями и обратимся к требованиям нормативных актов.
Итак, определение спонсорства дано в Законе «О рекламе»2. Спонсор — это лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности3.
Спонсорская реклама — реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре4.
Для целей налогообложения прибыли расходы спонсора на рекламу могут признаваться полностью или частично5.
В полном объеме спонсор может признать следующие расходы:

  • на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
  • световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о товарах, работах, услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

К нормируемым расходам, которые спонсор может признать для целей налогообложения в размере не более 1 процента выручки от реализации, относятся, в частности, затраты:

  • на приобретение или изготовление призов, вручаемых во время проведения массовых рекламных кампаний;
  • иные виды рекламы, не поименованные в перечне ненормируемых.

Для учета рекламных расходов спонсор должен документально подтвердить свои затраты на такие мероприятия.
В бухгалтерском учете расходы на спонсорскую рекламу относятся к расходам по обычным видам деятельности и учитываются, как правило, в составе косвенных расходов. По окончании отчетного периода косвенные расходы списываются в полном объеме по дебету счета 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж» в корреспонденции со счетом 26 «Общехозяйственные расходы».

Пример
Из анализа положений нормативных актов бухгалтер сделал вывод о том, что, во первых, это все-таки спонсорская помощь, а во вторых, для того чтобы учесть эту спонсорскую сделку в качестве расходов на спонсорскую рекламу, необходимо запросить подтверждающие документы. В январе 2013 г. бухгалтеру удалось получить акт приема-передачи услуг по рекламе спонсора во время проведения праздника, а также копию видеозаписи праздника, где руководитель компании в качестве спонсора мероприятия выступил с поздравлением. Кроме того, спортивный клуб предоставил счет-фактуру на рекламные услуги с выделенной суммой НДС. Видеозапись была размещена на сайте компании в разделе о социальном партнерстве компании.
По совокупности документов и реальных фактов спонсорская реклама состоялась, и расходы по нормам в размере 1% от выручки можно принять для целей налогообложения прибыли компании.
В бухгалтерском учете эти расходы в полной сумме отражаются сначала на счете 26 «Общехозяйственные расходы» с последующим отнесением на себестоимость продаж следующими проводками:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 76 АВ
– сумма без НДС;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 АВ
– сумма НДС;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 26
– сумма без НДС.
Что касается учета НДС, то здесь камнем преткновения для бухгалтера стал вопрос о том, можно ли по нормируемым расходам на рекламу принять к вычету НДС в полной сумме. Тем более что расходы на рекламу нормируются нарастающим итогом в течение года, а вычет по НДС производится в первом квартале6. То есть, на момент применения вычета по НДС неизвестно, какая часть расходов (а может, и вся сумма полностью) будет учтена в базе по налогу на прибыль по итогам года.
Предположим, что бухгалтер принял сумму НДС к вычету в полном объеме, имея в виду на будущее, что если по итогам года не вся сумма расходов будет учтена в базе по налогу на прибыль, снизить соответственно сумму вычета и сдать в конце года уточненную декларацию по НДС за первый квартал.
Завершающей записью в бухгалтерском учете стала проводка:
ДЕБЕТ 68 НДС КРЕДИТ 19
– на всю сумму НДС.

Для того чтобы оценить, правильно ли поступил бухгалтер, снова вернемся к требованиям нормативных актов. Во втором абзаце пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса установлено следующее ограничение по размеру налогового вычета:

Из документа

Налоговый кодекс Российской Федерации
Статья 171
< ... >
7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
В случае если в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

То есть, зачесть можно только ту сумму налога, которая соответствует сумме затрат, включенной в налоговую базу по налогу на прибыль. Но первый абзац этой нормы можно понять таким образом, что ограничение по размеру вычета применяется только в отношении командировочных и представительских расходов. Возникает вопрос: нужно применять ограничение ко всем нормируемым в целях налогообложения расходам или только по представительским расходам7?

Минфин России считает, что ограничение по размеру вычета действует по всем нормируемым расходам, в том числе и рекламным. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна, при этом есть решения, где суды поддерживают налогоплательщиков и приходят к выводу, что нормирование вычетов по иным расходам законодательством не предусмотрено8.

Тем не менее специалисты Минфина России остаются при своем мнении9. Поэтому, приняв решение о возмещении налога по нормируемым расходам на рекламу в полной сумме, надо быть готовыми отстоять свою позицию в суде, или к тому, чтобы скорректировать сумму вычета.

Благотворительность и прочие пожертвования

Гражданское законодательство допускает различные виды дарения10. В то же время оно содержит прямой запрет на дарение, кроме обычных подарков стоимостью не свыше 3000 рублей между коммерческими организациями11. Благотворительную деятельность целесообразно рассматривать как разновидность пожертвования. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях12.

Пожертвования могут делаться довольно широкому кругу лиц:

  • гражданам;
  • лечебным, воспитательным учреждениям;
  • учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям;
  • фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям;
  • иным некоммерческим организациям;
  • государству и его субъектам.

Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»13 не устанавливает круга лиц благополучателей, зато дает достаточно обширный, но все же закрытый перечень целей такой деятельности.

Благотворительной считается деятельность, преследующая цели14:

  • социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействия защите материнства, детства и отцовства;
  • содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охраны окружающей среды и защиты животных;
  • охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействия добровольческой деятельности;
  • участия в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействия развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются15.

Суммируя требования законодательных актов, можно сделать вывод о том, что жертвователь — это не всегда благотворитель. А вот благотворители могут делать пожертвования, но только в установленных законом целях и в определенных формах16:

  • бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.

Следует также помнить, что денежные суммы и иное имущество, предоставленные в целях благотворительности, возврату не подлежат17.

Особенности начисления НДС при благотворительности

Как мы указали выше, не любое пожертвование является благотворительным. Например, законом не запрещено жертвовать в поддержку политических партий и движений. Однако в этом случае организации-жертвователю нужно будет на стоимость переданных товаров (работ, услуг) начислить НДС18. Об этом важно не забывать тем плательщикам НДС, которые рассчитывают на освобождение от уплаты налога при реализации своих благотворительных программ. Напомним, что освобождаются от налогообложения операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг), передаче имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности и в соответствии с законом о благотворительной деятельности, за исключением подакцизных товаров19.

Для подтверждения права на освобождение от налога желательно оформить некоторые первичные документы. Примерный перечень этих документов привел Минфин России20:

  • договор с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках осуществления благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет получателем благотворительной помощи указанных товаров, работ, услуг;
  • документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных в рамках благотворительной деятельности товаров (работ, услуг).

Отметим также, что требование о письменной форме сделки (договора) действует в том случае, если дарителем (благотворителем) является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3000 рублей21.

Когда благотворительную помощь получает физическое лицо, то достаточно представить документ, подтверждающий фактическое получение этим лицом товаров, работ или услуг22.

Обращаем ваше внимание: если пожертвования (не обязательно благотворительные) осуществляются только в денежной форме некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности, не связанной предпринимательством, или физическим лицам, то пакет документов собирать вообще не нужно. И более того, в таком случае не следует заявлять и благотворительную льготу. Безвозмездная передача денежных средств в форме пожертвования не признается реализацией товаров, работ, услуг и, соответственно, не облагается НДС у передающей стороны по другим основаниям23. Эта позиция подтверждается также решениями арбитражных судов24.

В любом случае не забудьте, что если организация осуществляет деятельность, как облагаемую, так и не облагаемую (освобождаемую от налогообложения) НДС, она обязана вести раздельный учет таких операций25.

Напомним также, что суммы НДС, предъявленные продавцом товаров, передаваемых в рамках благотворительности, учитываются в их стоимости и к вычету не принимаются26. В том случае, если товар был приобретен для деятельности, облагаемой НДС, и налог был принят к вычету, то при его передаче ранее принятый к вычету налог необходимо восстановить27.

Восстановлению также подлежат суммы налога в отношении основных средств и нематериальных активов пропорционально их остаточной стоимости без учета переоценок. При восстановлении налога в книге продаж регистрируется тот счет-фактура, на основании которого ранее был сделан вычет.

Учет благотворительных пожертвований и налог на прибыль

При расчете налога на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей28. В бухгалтерском учете такие расходы признаются прочими29. Они отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» на субсчете «Прочие расходы», как правило, в корреспонденции со счетами учета соответствующего вида активов (51 «Расчетные счета», 41 «Товары» и т. д.). Поскольку затраты, возникшие в связи с оказанием безвозмездной благотворительной помощи, исключаются из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих периодов, то в бухгалтерском учете отражается постоянное налоговое обязательство30.

Пример
Со склада торгового предприятия по распоряжению руководителя в рамках действующего договора благотворительному фонду, оказывающему социальную поддержку инвалидам, безвозмездно передается товар стоимостью 100 000 руб.
«Входной» НДС по этому товару был ранее принят к вычету в сумме 18 000 руб.
В бухгалтерском учете торгового предприятия будут сделаны следующие записи:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 41
– 100 000 руб. — переданы товары в рамках благотворительной помощи;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 НДС
– 18 000 руб. — восстановлена сумма «входного» НДС, ранее принятого к вычету, относящаяся к безвозмездно переданным товарам;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68
– 23 600 руб. ((100 000 + 18 000) руб. x 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство со стоимости переданных товаров и суммы НДС.

Помощь компании холдинга

В практической деятельности вертикально интегрированной коммерческой структуры (холдинга) может возникнуть необходимость маневра ресурсами между компаниями. Например, дочерняя компания холдинга в течение ряда лет получала убытки и, как следствие, имеет неудовлетворительную структуру баланса. Объем чистых активов стал существенно меньше размера собственно капитала из-за накопленного убытка. В такой ситуации дочерней фирме может даже грозить принудительная ликвидация. Головная компания готова оказать помощь деньгами, векселями или иными активами. Однако передать безвозмездно, то есть просто подарить активы по гражданскому законодательству нельзя31. Такая сделка вполне может быть признана недействительной32. Механизмы спонсорства, благотворительности и прочего пожертвования в этой ситуации неприменимы.

С другой стороны, законодательство о хозяйственных обществах не содержит запрета на дополнительный вклад акционеров (участников) в имущество общества. Например, в обществе с ограниченной ответственностью дополнительные вклады учредителей в имущество общества в принципе возможны33.

Головная компания может реализовать свое право учредителя (участника) и принять решение о внесении дополнительного вклада в имущество на общем собрании участников дочернего общества. По реализации этого решения в первичных документах (платежных поручениях, накладных, актах приема-передачи) должна быть ссылка на вышеуказанное решение. Таким образом, о дарении речи идти уже не может.

У дочерней организации в таком случае не возникает объекта налогообложения по налогу на прибыль. Не учитываются доходы при определении налоговой базы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу или товариществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала и (или) фондов, соответствующими акционерами или участниками34. У головной организации при этом не возникает объекта обложения НДС35.

Широкое распространение в практике помощи дочерней организации «остаться на плаву» получило прощение долга36. Причем головная компания может сначала выкупить долги дочерней перед третьими лицами по договору уступки права требования (цессии)37, а потом простить ей долг уже перед собой. И в этом случае, для того чтобы избежать хозяйственных и налоговых рисков, действия головной организации должны четко ложиться в логику намерения учредителя (участника) общества увеличить ликвидность баланса дочерней организации. Прощение учредителем (участником) долга также приводит к увеличению стоимости чистых активов дочерней компании, поскольку уменьшает ее кредиторскую задолженность38.

Прощение долга, когда выгодно кредитору

Деловое партнерство при прощении долга возможно не только между взаимозависимыми лицами. Однако в действиях кредитора, с одной стороны, не должно просматриваться намерение одарить должника, а с другой стороны, прощение долга должно быть связано с получением кредитором определенной имущественной выгоды. На эти обстоятельства указал Высший Арбитражный Суд РФ при исследовании квалифицирующих признаков дарения в случае прощения долга во взаимоотношениях между коммерческими организациями39.

Исследовалась конкретная ситуация, когда компания-заимодавец потребовала от фирмы-должника срочного возврата только основной суммы займа. Начисленные за время пользования займом проценты и штрафные санкции за просрочку платежей по займу в случае срочного возврата основной суммы кредитор должнику прощает. То есть, прощение долга в части процентов и штрафов с точки зрения кредитора имело целью обеспечить возврат основной суммы, а вовсе не сделать «подарок» должнику.

Другим примером, когда частичное прощение долга может отвечать деловым интересам кредитора, является восстановление платежеспособности должника, в отношении которого проводится процедура банкротства40.

В заключение необходимо сказать несколько слов о скидках. В практике торговых компаний применяются обычно два вида скидок: скидка по цене товара и скидка при оплате. Частичному прощению долга соответствует скидка по оплате. В розничной и мелкооптовой торговле такая скидка реализуется с помощью дисконтных карт, например. Дисконт по обычаям делового оборота — это разница между фактической ценой товара и суммой, которую за него заплатил покупатель. Обычно продавец предоставляет дисконт покупателю в зависимости от финансового объема покупок в единицу времени (неделя, месяц и т. д.). То есть, цель такой рыночной стратегии продавца — это насыщение финансового потока доходов компании. В товаросопроводительных документах такую скидку можно увидеть, например, так: «Отпущено товара на сумму 100 руб. К оплате по дисконтной карте — 90 руб.». Здесь видно прощение долга за купленный товар в сумме 10 рублей.

В отношении налоговых последствий для кредитора нужно учитывать, что прощение долга — это прежде всего расчетная операция в рассматриваемом контексте. Налоговые же обязательства, как правило, не корректируются в результате расчетных операций. Таким образом, оценивая безвозмездные сделки, осуществляемые коммерческими организациями, бухгалтеру необходимо внимательно проанализировать их экономическое содержание и деловую цель. Во избежание налоговых рисков нужно также обратить внимание на документальное оформление спонсорских сделок (спонсорской рекламы).

Сноски:
1 письма Минфина России от 17.01.2013 № 03-03-06/4/5, от 01.09.2009 № 03-03-06/4/72
2 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон № 38-ФЗ)
3 п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ
4 п. 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ
5 подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ, с учетом п. 4 ст. 264 НК РФ
6 ст. 163 НК РФ
7 с 01.01.2009 командировочные расходы учитываются в размере фактических затрат
8 пост. Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 № 2604/10
9 письма Минфина России от 13.03.2012 № 03-07-11/68, от 17.02.2011 № 03-07-11/35
10 гл. 32 ГК РФ
11 подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ
12 п. 1 ст. 582 ГК РФ
13 Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)
14 п. 1 ст. 2 Закона № 135-ФЗ
15 п. 2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ
16 ст. 5 Закона № 135-ФЗ
17 п. 4 ст. 1109 ГК РФ
18 подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ
19 подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ
20 письмо Минфина России от 26.10.2011 № 03-07-07/66
21 п. 2 ст. 574 ГК РФ
22 письмо УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 № 16-15/126825
23 п. 3 ст. 39, подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ
24 пост. ФАС МО от 26.01.2009 № КА-А40/13294-08, ФАС ПО от 26.01.2009 № А55-9610/2008
25 п. 4 ст. 149 НК РФ
26 подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ
27 подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ
28 п. 16 ст. 270 НК РФ
29 п. 11 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н
30 пп. 4, 7 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н
31 подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ
32 ст. 168 ГК РФ
33 ст. 27 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ
34 подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ
35 подп. 1 п. 2 ст. 146, подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ
36 ст. 415 ГК РФ
37 ст. 382 ГК РФ
38 пп. 1, 4 Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утв. приказом Минфина России и ФКЦБ от 29.01.2003 № 10н, 03-6/пз
39 п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.12.2005 № 104
40 п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 № 97