Похоже, наши граждане понемногу избавляются от автомобильного культа, когда «крутая тачка» покупается на последние деньги или в кредит, после чего наличности не хватает даже на бензин. С начала года наблюдается снижение спроса на автомобили, которое плавно перешло в заметное падение продаж. В июне продажи новых авто, по данным Ассоциации европейского бизнеса, снизились на 11%, в мае – на 12% по сравнению с аналогичными месяцами 2012 года.

Естественно, все это отразилось и на рынке автокредитования. Первые четыре месяца автокредиты «сопротивлялись» и демонстрировали положительную динамику роста. А в мае этот рост существенно замедлился.

Дилеры уже начали бить тревогу. Эксперты, радеющие за авторынок, восклицают: мол, нельзя терять ни минуты, надо остановить падение продаж. Надежды возлагаются на новую программу льготного кредитования: предполагается, что государство будет субсидировать часть процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Это действительно неплохая скидка для заемщика-автолюбителя. Но сможет ли программа льготного кредитования переломить «грустную» тенденцию? И, главное, нужно ли это?

Думаю, что спад на автомобильном рынке – это позитивный сигнал: наступает отрезвление нашего общества. Несмотря на то, что водителям скоро можно будет выдыхать 0,16 промилле алкоголя, они начинают более трезво оценивать свои финансовые возможности. Приходит понимание того, что жить по принципу «лишь бы авто было лучше, чем у соседа», довольно глупо. Есть в жизни и другие ценности, на которые зачастую требуются деньги, в том числе кредитные.

Льготные займы на покупку авто для определенных слоев населения – это хорошо. Но если еще лучше поразмыслить, то наверняка окажется, что бюджетным средствам можно найти куда более правильное социальное применение. Или все так гладко в нашем королевстве? Да, машина – это не роскошь, но и не предмет первостепенной необходимости. Тот, кто не мыслит себя без авто, и так его купит.

Кстати, именно поэтому я не думаю, что льготные автокредиты окажут такую уж заметную поддержку автомобильному рынку. Если есть спрос – рынок будет расти и без всяких скидок. А на «искусственном топливе» быстро не поедешь и долго не протянешь.

Банкам, в свою очередь, особенно сильно кручиниться не стоит, поскольку автокредитный рынок перенасыщен. Непомерно крупные куски пирога отхватывают сами автопроизводители через собственные финансовые структуры. Кроме того, единую базу заложенных авто на федеральном уровне так и не создали, поэтому риски мошенничества остаются достаточно высокими.

Если же человеку не нужен автокредит, это не значит, что он откажется от потребительского займа наличными или кредитной карты. Ипотеку тоже никто не отменял. У банков, в отличие от дилеров, есть возможности для маневров. Тем более что прозрение, похоже, наступает не только у водителей, но и у законодателей: они отложили рассмотрение закона о банкротстве физических лиц.

Жара ли тому причина или гром с молнией, но вдруг депутаты поняли, что массовые банкротства физических лиц и, как следствие, ужесточение кредитной политики банков негативно отразятся на ВВП. А допустить этого ни в коем случае нельзя.

Законопроект о банкротстве частных лиц развязывает руки неплательщикам и фактически ставит крест на нормальном развитии потребительского кредитования в России. Однако пока на этом документе крест никто не поставил – его всего лишь отложили до осени. Так что можно пользоваться случаем: кредиты для населения еще какое-то время будут доступны по адекватным ставкам, более того – ставки эти снижаются. Ну а там, глядишь, может сомнительный документ и вовсе «рассосется»… С банками – еще ладно, а вот с ВВП шутки плохи.