Документ фактичес­­ки снимает ограничения по раскрытию информации для налоговых органов, которые существуют сегодня в российском законодательстве. Сейчас законопроект проходит процедуру ОРВ.

Как следует из пояснительной записки к документу, изменения вносятся в связи с присоединением России к многосторонней Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. По этой причине наша страна законодательно закрепила обязанности банков предоставлять информацию налоговым органам по банковским счетам клиентов в случаях, когда это предусмотрено действующими международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. Присоединение к названной Конвенции произошло в рамках подготовки к прохождению первой фазы обзора Глобального форума в целях урегулирования законодательных вопросов налоговой транспарентности и обмена налоговой информацией.

По итогам первой фазы упомянутого обзора утвержден док­лад. В нем приведены рекомендации по внесению изменений в законодательство, которые нужно реализовать в ближайшее время. Следует сказать, что обзор проводился на предмет соответствия нормативной правовой базы РФ, регулирующей вопросы обмена информацией для целей налогообложения, критериям Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В свою очередь Правительство РФ утвердило Перечень поручений по реализации рекомендации ОЭСР (от 28.12.2012 № ИШ-П13-8118). Во исполнение п. 5 названного перечня и разработан комментируемый законопроект.

Напомним, что согласно ст. 9 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация или индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам. Аудиторы также не вправе разглашать подобные сведения, содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались данные услуги. Исключение составляют только случаи, предусмотренные российским законодательством. Причем аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми он заключил трудовые договоры. Естественно, что речь идет об оказании услуг, предусмот­ренных законом об аудиторской деятельности.

Законопроект как раз и вводит исключение из данного требования. Так, ч. 3 ст. 9 Закона об аудиторской деятельности дополняется новым абзацем. Он гласит, что составляющие ауди­торскую тайну сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми заключены трудовые договоры, при оказании прочих услуг, предусмотренных п. 1—5 и 8 ст. 1 названного закона, представляются без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались такие услуги, в налоговые органы РФ по их требованиям, направляемым в порядке, установленном налоговым кодексом РФ. Упоминание об аудиторской тайне исключается и из п. 4 ст. 82 Налогового кодекса РФ.

В пунктах 1—5 и 8 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности речь идет об услугах, связанных с аудиторской деятельностью. К таким услугам относятся только те услуги, при оказании которых аудиторы могут получать и (или) составлять сведения и документы, имеющие непосредственное отношение и значение для налогообложения экономического субъекта. В их числе:

  • постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • бухгалтерское консультирование;
  • налоговое консультирование;
  • постановка, восстановление и ведение налогового учета;
  • составление налоговых расчетов и деклараций;
  • анализ финасово-хозяйствен-ной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
  • юридическая помощь в облас­тях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в суде, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах госвласти и местного самоуправления;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • составление бизнес-планов.

По мнению авторов законопроекта, если налоговые органы получат доступ к упомянутым сведениям и документам, повысится качество процедур налогового администрирования, поскольку у инспекторов появятся дополнительные источники информации для выявления налоговых правонарушений. Кроме того, налоговики смогут обмениваться полученной от аудиторов информацией со своими коллегами в других странах — в случаях, предусмот­­ренных международными договорами РФ.