Судьбы российских региональных банков оказались в центре внимания совместной онлайн-конференции Ассоциации региональных банков России, агентства Bankir.Ru, журналов «Банки и деловой мир», «Банковское обозрение» и порталов Ipocredit.ru, 123Credit.ru, TatCenter.ru, Beriki.ru, Finarty.ru.

Горячая дискуссия разгорелась по теме «Региональные банки: проблемы и перспективы». Проблемы поисков источников фондирования, развития дистанционных каналов облуживания, перспективы банка будущего, особенности конкуренции с федеральными игроками, нормативные требования Центробанка и маржинальные сферы бизнеса для представителей региональных кредитных организаций в современной России обсудили эксперты рынка.

В поисках клада

Поиск фондирования для российских банков, как региональных, так и федеральных, актуален уже давно. Полное отсутствие рейтингов или их недостаточный уровень делают не только текущее положение, но и будущие перспективы региональных банков весьма туманными в отношении решения этого вопроса. Исполнительный директор центра экономических исследований университета «Синергия» Михаил Кузьмин справедливо отметил, что обсуждаемая тема не нова. Каналы привлечение фондирования у региональных кредитных организаций складываются из поддержки со стороны акционеров, рынка межбанковского кредитования, средств корпоративных клиентов, с которыми банк сотрудничает, а также из привлеченных средств физических лиц региона.

Эксперт отметил, что некоторые региональные игроки выглядят вполне привлекательно в работе с последним направлением. Так, по депозитам некоторые региональные банки предлагали более высокие ставки, чем многие универсальные игроки (например, Сбербанк, ВТБ24). Однако если экспансия в регионы со стороны федеральных кредитных организаций усилится, то вполне вероятно, что условия по депозитам, которые они предложат клиентам, могут быть более привлекательными, чем у местных игроков. И вот тогда ситуация усложнится, поскольку фондирование региональных банков будет зависеть от акционеров и работы с корпоративными клиентами, что сузит их возможности роста.

Первый заместитель генерального директора Челиндбанка Татьяна Храбрых подтвердила отмеченную тенденцию. Она согласилась с тем, что для малых региональных банков основным источником фондирования являются вклады населения, а также остатки на расчетных счетах и депозиты юридических лиц, что и позволяет им работать в своем регионе. Но эксперт подчеркнула, что именно ограниченность источников фондирования заставляет региональные банки проводить менее рискованную политику, поскольку «цена ошибки» становится очень большой. «Нельзя согласиться с тем, что региональные банки не имеют рейтингов, – добавила она. – Например, большинство рейтингов кредитоспособности банков рейтингового агентства «Эксперт РА» присвоено региональным банкам». А наличие рейтинга «Эксперт РА» на уровне не ниже «В++» является обязательным условием при принятии решения об участии российского банка в программе финансовой поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ), реализуемой МСП-Банком в нашей стране. Рейтинги, присвоенные агентством «Эксперт РА», также используются Минфином при регулировании финансовых рынков. В соответствии с действующими нормативными документами, кредитные организации, которым присвоен индивидуальный рейтинг на уровне не ниже «В+» (соответствующий определению «достаточный уровень кредитоспособности»), имеют более высокие шансы на привлечение страховых резервов в векселя и депозиты, отметила банкир.

Председатель правления ВУЗ-банка Андрей Золотухин акцентировал внимание аудитории на том, что основным источником фондирования для региональных банков сегодня являются все же деньги населения. «Банки, которые имеют развитую сеть отделений, хорошую базу клиентов и крепко стоят на ногах, не испытывают нехватки средств», – утверждал он. А случившийся финансовый кризис «почти стер» отличия региональных банков от федеральных в части ресурсной базы, потому что внешние рынки и рынки облигационных займов, по большому счету, закрыты до сих пор. Соответственно, как для региональных, так и для федеральных банков основным источником фондирования сегодня являются частные вклады.

Председатель правления Эксперт-банка Сергей Ефимов согласился с мнением о комбинировании ресурсных источников. Сегодня как региональные, так и федеральные банки задействуют аналогичные источники фондирования, представляющие из себя сочетание собственных средств (уставного капитала банка) и средств своих клиентов. Для Эксперт-банка, в частности, основными, конечно, являются средства клиентов во всех банковских инструментах привлечения (депозиты, выпущенные ценные бумаги, межбанковское сотрудничество) и собственные средства банка. Взвешенная политика региональных банков в отношении фондирования обеспечивает разумный подход к размещению средств. Рейтинг также имеет важное значение: в какой-то момент деятельности кредитной организации он становится просто необходим, независимо от территориальной принадлежности банка.

Сложно, но возможно

Генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков обобщил рыночные реалии. По его мнению, существует общая проблема фондирования российских банков. Это связано со снижением инвестиционной активности иностранных фондов и кредитных организаций. Облигационные выпуски выросли в цене, инструменты хеджирования рисков практически отсутствуют. Ломбардный список закрыт для новых участников. Даже облигации банков, которые регулируются Банком России, по какой-то причине не могут попасть в ломбардный список – единственный гарантированный инструмент ликвидности на сегодня. К тому же для ломбардного списка входным билетом остаются рейтинги международных агентств, а это дорогое удовольствие. Покупка облигаций, размещаемых на свободном рынке, сегодня видится инвесторам рискованным занятием. А в силу постоянно ужесточаемых мер регулирования банковскому сообществу предлагается покупать государственные и ломбардные бумаги и рефинансироваться под них на межбанковском рынке. В противном случае можно рассчитывать только на депозиты лояльных клиентов или на капитализацию щедрости акционеров, а это тупиковое развитие рынка, уверен аналитик.

Президент Ассоциации региональных банков России и депутат Государственной Думы Анатолий Аксаков напомнил о векторах фондирования, не обусловленных обязательным наличием рейтингов. К примеру, можно рассмотреть вариант привлечения иностранных инвесторов. «В частности, наша ассоциация активно сотрудничает с IFC, точечно обеспечивая малым и средним банкам контакты с этим авторитетным финансовым институтом, – рассказал эксперт. – Многие контакты завершились успешными сделками». Данное направление можно выделить как первый альтернативный путь привлечения фондирования. Второй путь ведет на отечественный межбанк, который «сегодня хоть и дорог, но все же доступен». И пусть международное межбанковское кредитование без должного уровня рейтингов будет закрыто, возможности региональных банков внутри страны следует учитывать. А третьим путем для решения проблемы фондирования Анатолий Аксаков назвал следование правильной рыночной стратегии: региональным банкам нужно придерживаться гармоничного баланса между пассивами и активами, несмотря на то, что это может снизить прибыльность бизнеса.

Твердость дефиниций

Потребителям банковских услуг, как утверждают некоторые аналитики, сегодня важен не столько размер банка или местоположение его центрального офиса, сколько условия обслуживания и ассортимент услуг. Это неоднозначное заявления вызвало на онлайн-конференции активную полемику. Директор журнала «Банковское обозрение» Дмитрий Равкин призвал быть четче в определениях: региональными следует называть те банки, большая часть бизнеса которых сосредоточена в пределах того или иного региона или небольшой группы регионов. Соответственно, ряд столичных банков при использовании этой дефиниции будут считаться региональными. Руководитель департамента развития регионального бизнеса Милениум банка Алексей Егоров заявил, что разделение банков на региональные и федеральные с учетом роста Интернет-технологий «морально устаревает». Однако статус регионального банка дает право клиентам рассчитывать на индивидуальный подход в обслуживании, на глубокое проникновение в суть их потребностей со стороны кредитной организации и более теплое отношение в целом.

Михаил Кузьмин согласился с коллегами в том, что в связи с глобализацией и развитием новейших технологий разделения банков на региональные и федеральные действительно отчасти теряет смысл. Тем более многие банки, считавшиеся региональными, также переместили головные офисы в столицу, что затрудняет их идентификацию. Но, с другой стороны, сегодня существуют и отдельные организации, которые концентрируют свою деятельность в одном или нескольких регионах, и более широкая экспансия не входит в их планы.

Андрей Золотухин в этой дискуссии не согласился с коллегами. Он заявил, что различия между федеральными и региональными банками особенно сильно ощущаются в средних и малых российских городах. «Причем, на мой взгляд, люди разделяют банки не по принципу «региональный – федеральный», а по принципу «местный – московский», – добавил банкир. – Наша практика говорит о том, что клиентам важно, куда уходят и где работают их деньги». Если человек работает на местном предприятии или делает бизнес в этом городе, зарабатывает и тратит средства в конкретном населенном пункте, то возникает психологический момент доверия к региональным банкам. Кроме того, каждому клиенту хочется, чтобы ему помогли на месте, прямо сейчас, и все желают вести дела с людьми, принимающими решения. Если сотрудник сильно ограничен в полномочиях, если он постоянно обращается в головной банк, если решение о выдаче кредита принимается где-то за сотни километров, то за всеми этими формальностями доверие клиента падает. В гибкости, хорошем знании клиента и возможности сработать быстрее состоят преимущества региональных банков, подчеркнул спикер.

Однако Сергей Ефимов не поддержал эту точку зрения. По его мнению, для клиента понимание, в каком банке он обслуживается, не является основополагающим фактором для принятия решения о сотрудничестве. Сегодня для потребителей важны предоставляемые условия по продуктам и услугам в конкретной кредитной организации. Большую положительную роль здесь играют и возможности дистанционного банковского обслуживания (ДБО), которые стирают границы между нахождением самого клиента и доступности в получении той или иной услуги. Однако, данное утверждение справедливо в первую очередь для кредитных продуктов и расчетно-кассового облуживания, отметил банкир. А для размещения депозитов для частных клиентов все еще сильным аргументом является принадлежность их кредитной организации к банкам с государственным участием.

Виктор Четвериков был еще более категоричным. Он заявил, что сегодня не существует такого деления как региональные и федеральные банки, а есть понятие крупных, средних и мелких банков. Кроме того, кредитные организации отличаются по количеству филиалов и степени проникновения в регионы. Клиентам же, как показывает практика, вообще все равно, что за банк их обслуживает и принимает средства на депозит. Важную роль играет ставка, комиссии за платежи и удобство расположения и обслуживания.

Региональный и такой деловой

Анатолий Аксаков заявил, что разделение на региональные и федеральные банки сегодня по-прежнему актуально. Во всем мире существуют гигантские финансовые институты и малые банки, которые успешно работают в отдельных нишах и территориях. Философия бизнеса в таких случаях принципиально различается, и это хорошо. Малые региональные банки, как правило, находятся в прямом контакте со своими клиентами, знают их бизнес, более точно адаптируют свою политику к местным особенностям. На развитых рынках подобное положение дел считается вполне естественным: в США наряду с огромными банками существуют кредитные организации, работающие на уровне штатов и отдельных городов, зачастую – городков.

Дискуссия в процессе онлайн-конференции несколько раз возвращалась к вопросам определений и выдвинутой классификации банков. Татьяна Храбрых, вслед за главой Ассоциации региональных банков России, также обратилась к международному опыту. В банковской системе США присутствуют как национальные банки, так и банки отдельных штатов, и никого это не смущает, напомнила банкир. Можно ли сравнивать по объему бизнеса и возможностям развития российские банки из первой десятки и, например, четвертой сотни? C точки зрения банковской лицензии, законодательной базы – это абсолютно одинаковые банки. Но размер и направления бизнеса у них совершенно разные. Малые региональные банки чаще всего специализируются на определенных видах операций, где предоставляют клиентам очень высокий уровень обслуживания, который и позволяет им в этих областях бизнеса быть более конкурентными (используя стандартизированные технологии федеральных и крупных банков). Разделение на региональные и федеральные банки крайне важно, поскольку практика показывает, что государственная поддержка (особенно в период кризиса) оказывается федеральным банкам, исходя из выполнения набора требуемых показателей по капиталу, размеру активов и т.п. Если отказаться от термина «региональный банк», то велика вероятность, что и в перспективе не будет специальных мер поддержки этих банков. А это приведет к монополизму и, в конечном счете, к снижению качества банковского обслуживания на всей территории России.

Главный редактор агентства Bankir.Ru и холдинга 123Service.ru, вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт, усилил полемику, отвечая на вопрос о том, не смущает ли региональные банки некоторая «провинциальность» в выдвинутом определении. Он подчеркнул, что термин «региональный» не просто «намекает» на некоторую провинциальность, а открытым текстом ее обозначает. «А теперь на минутку попробуйте оторваться от совковой убежденности, что «провинциальность» – это нечто ущербное, нечто плохое, – призвал он аудиторию. – Это российская болезнь. Во всем мире этого как-то не стесняются. В России же расплодились столицы. Реальная столица, северная столица. Ростов и Краснодар именуют себя «столицами юга России». Казань – «третьей столицей России». Екатеринбург, Самара и Нижний Новгород иронизируют над претензиями Казани… Не надоело играть в детские игры?».

«Представителей банков из регионов» со здоровой психикой подобная дефиниция смущать не может, утверждал эксперт. В истории Bankir.Ru был забавный случай: один казанский банк настаивал, чтобы в статье его называли не «казанским банком», а «федеральным банком». Зачем? От этого что-то изменится? Если банк находится в Казани – он казанский, если в Иркутске – он иркутский. «Если же в провинциалах самих живет подсознательная уверенность в собственной «ущербности» – закрывайте свой провинциальный банк и перебирайтесь на жительство из провинции в Москву, – призвал Ян Арт. – Только не забудьте: подавляющее большинство землян живет в провинции… Кстати, пьесу великого драматурга Вавилова «Провинциальные анекдоты» вы не предлагаете из соображений «толерантности» переименовать в «Региональные анекдоты» или «Федеральные анекдоты»?».

Сближающая дистанция

Обсуждения статуса и положения банков на рынке в связи с развитием каналов ДБО придало новый виток рассуждениям экспертов. Уже сегодня возникают закономерные вопросы о том, как следует классифицировать такие организации, как «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС-банк), и какими окажутся банки будущего.

Дмитрий Равкин заявил, что поскольку ТКС-банк работает по всей России, его следует считать федеральным. Развитие сервисов ДБО в кредитных организациях будет усиливаться, а среди потребителей начнет приобретать все большую популярность с распространением Интернета. Алексей Егоров призвал трезво оценивать ситуацию: несмотря на популярность и повсеместное внедрение ДБО, не стоит ожидать в ближайшие десять лет отказа от классического банковского обслуживания. Проникновение Интернета в регионы России проходит неравномерно, часто требует много ресурсов, хотя в отдаленной перспективе интернет-банкинг, безусловно, усилит свои позиции. Михаил Кузьмин скептически заявил, что для того, чтобы финансовые услуги полностью ушли в онлайн-сервисы, нужна смена поколений, причем не одна.

Несомненно, рынок постепенно становится более дистанционным, но опыт развитых стран доказывает, что отделения банков как таковые все равно останутся, поскольку они необходимы для реализации сложных банковских продуктов и контакта с определенным типом клиентов. Однако кредитные организации будут стараться экономить на содержании филиальной сети, что подтверждается экспериментами многих банков по открытию новых облегченных форматов офисов. Татьяна Храбрых, рассуждая о банке будущего, подчеркнула, что через 10 лет банковская система будет разной и очень персонифицированной. У каждого клиента, скорее всего, будет свой «банк», куда войдут лучшие для него услуги различных финансовых организаций. Сервисы эти будут предоставляться частично в виртуальном, частично в реальном виде. Потребность в личном общении никуда не исчезнет, особенно при сложности и многообразии финансовых услуг и необходимости принятия взвешенных решений по собственным обязательствам, поэтому ДБО не сможет полностью вытеснить отделения кредитных организаций.

Сергей Ефимов заметил, что формат «безофисных» банков, к которым следует отнести ТКС-банк, за рубежом является гораздо более распространенным вариантом, чем в России. Там этот сегмент развивается с конца 90-х годов прошлого века, а в качестве ярких примеров можно привести Security Firstnet Work Bank, Ally Bank, Simple. ДБО, по мнению эксперта, будет усиливать свои позиции на рынке в обозримом будущем. Однако полный переход банковской системы в онлайн-функционирование в перспективе 10-ти лет маловероятно. Виктор Четвериков заявил, что ТКС-банк следует относить к типу электронных банков, которые предлагают дистанционные услуги. Прародителем такого бизнеса является обычная электронная коммерция. Одни предприниматели продают товары, другие – услуги, экономя на издержках аренды и заработной платы сотрудникам.

Ян Арт высказал уверенность в том, что акцент на развитие дистанционных сервисов еще некоторое время пробудет на гребне моды и спокойно займет свою нишу в числе других сервисов. Заменить полностью другие формы предоставление услуг ДБО не сможет. «Бесконтактный» банк – это интересный финансовый сервис, но не стоит ожидать, что он заменит собой классический банк. «Это примерно то же самое, что ожидать (как было в прошлом), что видео заменит кинематограф, а кинематограф вытеснит театр», – подытожил дискуссию эксперт.

Маржинальное будущее

Отдельным аккордом прозвучала на онлайн-конференции тема слияния и поглощения региональных банков. Экспертов попросили прокомментировать ситуацию в Сибири, где в связи с описанным процессом отмечается резкое сокращение местных банков. Андрей Золотухин заявил, что это объективный процесс укрупнения банковской системы. Поглощение более мелких игроков крупными происходит сегодня не только в Сибири. В целом, тенденция сокращения числа местных банков понятна, но она не является продуктивной для рынка в плане снижения конкуренции.

Сергей Ефимов отметил, что глобализация экономики в целом и требования к минимальному уставному капиталу для кредитных организации в частности (не все региональные банки в состоянии поддерживать темп по увеличению капитала, диктуемый Центробанком) вызывают к жизни процессы слияния и поглощения на региональном рынке.

Переходя от частного к общему, обсуждение коснулось и дальнейших перспектив региональных банков на 2013–2014 года, в связи с сокращением роста потребкредитования и ужесточением политики регулятора в этой области. Михаил Кузьмин пояснил, что хотя темпы кредитования замедляются, однако по-прежнему остаются более чем впечатляющими (на 1 апреля 2013 года по сравнению с 1 апреля 2012 года увеличение составило 37,36%). Соответственно, розница, тем более в регионах, будет расти, и банки не откажутся в ближайшей перспективе от такого маржинального вида бизнеса. По мнению Андрея Золотухина, ужесточение политики регулятора, безусловно, притормозит рынок необеспеченных потребкредитов, но не остановит его развитие. Банки решат проблему с докапитализацией, но кредитовать будут. Акценты, конечно, постепенно меняются, появляются новые направления. В частности, фокус делается на комиссионных продуктах, не связанных с кредитованием. В основном это операции по платежам и переводам средств в отделениях и через дистанционные сервисы, а также дополнительные сервисы и услуги, которые позволяют банку получить непроцентный доход.

Анатолий Аксаков высказал иную точку зрения. «Полагаю, что для региональных банков по-прежнему перспективными остаются те направления, в которых они зачастую превосходят крупные общенациональные банки, – заявил он. – Это, прежде всего, расчетно-кассовое обслуживание и кредитование малого и среднего бизнеса».

Избранный круг бизнес-друзей

Много интересных размышлений было сосредоточено вокруг вопроса о том, почему в России плохо развиваются средние банки, которые могли бы эффективно предоставлять свои услуги одновременно в 5–10 регионах. Дмитрий Равкин заявил, что причину сложившейся ситуации следует искать в отношениях между бизнесом и властью внутри «городов и весей» нашей страны.

«Региональный банковский рынок сильно зависит от местных властей и часто просто слит с ними, – констатировал он. – Федеральные игроки иногда могут пробить этот барьер, небольшие регионалы могут сделать это реже. И ФАС здесь мало что может сделать, так как формально все будет в законодательных рамках». Эта система сложилась гораздо раньше 90-х годов прошлого века и имеет глубокие исторические корни.

Аналогичную точку зрения высказал Ян Арт. «Разница в «правилах игры» между регионами столь высока, что до сих пор в «чужой» регион бизнесу лучше не лезть, – продолжил тему главный редактор Bankir.Ru. – Слишком тесно чиновники связаны с бизнесами, чтобы «чужие» чувствовали себя комфортно». А Алексей Егоров заметил, что, поскольку в настоящее время наблюдается укрупнение банковского бизнеса, многие средние банки претерпели слияния или поглощения крупными игроками. А поскольку мелкие банки не представляют достаточного интереса для крупных игроков, то и наблюдается отмеченная тенденция – «вымывание среднего слоя».

Анатолий Аксаков в процессе конференции специально выделил вопросы, которые имеют особую актуальность именно для региональных банков. Это, прежде всего, капитализация региональных банков, снижение нагрузки, благодаря переходу на электронный документооборот, сокращение расходов. Кроме того, для региональных банков очень важно обеспечение максимально широкого доступа к источникам рефинансирования – включая финансирование от Центробанка. Всеми этими направлениями работы активно занимаются в Ассоциации региональных банков России.

Помимо проблем, относящихся напрямую к теме выживания и развития региональных банков в нашей стране, участники онлайн-конференции попросили экспертов прокомментировать и ряд общих актуальных экономических и законодательных вопросов. В частности, специалисты дали свою оценку идее сделать предоставление информации в бюро кредитных историй обязательным для банков, а также поделились взглядами на закон о личном банкротстве, первое чтение которого в Госдуме уже состоялось.