Юлия Винча, директор департамента направления «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ».Юлия Винча, директор департамента направления «Финанс» кадрового центра «ЮНИТИ».

Однако на пути стремлений наших банков к прогрессу встает кадровая проблема: IT-специалистов просто не хватает. Эксперты предсказывают, что к 2015 году дефицит трудовых ресурсов в данной области может составить 320 тыс. человек.

В последнее время наши банкиры не только часто говорят о высоких технологиях, но и демонстрируют предлагаемые ими новые удобные сервисы. Если раньше по праву претендовал на звание самого высокотехнологичного финансового учреждения в России разве что Альфа-банк, то сейчас и Сбербанк (до недавнего времени консервативный), и даже небольшие кредитные организации изо всех сил пытаются соответствовать духу времени. Опережая друг друга, они запускают различные высокотехнологичные решения.

Новыми разработками банкиры привлекают потенциальных клиентов, предоставляя возможность получать нужные услуги в более удобном для них режиме. «Банки наращивают IT-подразделения, поскольку сейчас очень трудно привлечь к себе клиента, не предложив ему какие-то модные сервисы: интернет-банкинг, СМС-оповещение, кросс-продажи дополнительных услуг, и всё это требует автоматизации», – говорит руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» департамента «Финанс» Роман Блинов. «Использование в работе современного банка актуальных IT-технологий позволит привлекать и удерживать большее число клиентов, причем клиентов молодых и динамичных, готовых пользоваться современными банковскими продуктами», – добавляет директор по персоналу Абсолют Банка Татьяна Григоренко.

Стараясь вырывать друг у друга пальму первенства, наши банкиры активно не только развивают уже ставшие привычными и понятными услуги мобильного и интернет-банкинга, но и также предлагают другие интересные новации – например, внедряют технологию бесконтактных платежей NFC. Она позволяет при помощи встроенного чипа расплачиваться простым прикладыванием к устройству банковской карты или даже смартфона (с установленным приложением). Списание средств происходит мгновенно. При этом специальный чип может быть встроен практически в любое устройство: например, аппарат по продаже кофе или турникет. Так, с помощью банковских карт, выпущенных несколькими кредитными учреждениями, уже давно можно платить за проезд в метро, избегая очередей.

Интересные технические новации предлагает Банк24.ру. Недавно он первым в России  выпустил на рынок специальную карту AGSES для работы с интернет-банком, пользоваться которой, по мнению представителей  кредитной организации, не зазорно было бы и агенту номер 007. Карта хранит в закодированном виде отпечатки пальцев пользователя и благодаря этому обезопасит его от хакерских атак. «Открыв специальную ссылку и введя номер карты, клиент попадает на страницу с  мерцающими черно-белыми полосами – так называемый фликер. Карта прикладывается к монитору с фликером, и ее оптические датчики считывают информацию. Далее специальный скан, которым оснащена карта, распознает отпечаток клиента. После всех этих процедур, пользователь получает индивидуальный разовый код, с помощью которого попадает в интернет-банк. Обмен информацией между картой и сервером происходит в зашифрованном виде, поэтому данные никак не могут быть перехвачены третьими лицами, –  поясняет заместитель председателя правления Банка24.ру Николай Петелин.

Сбербанк недавно представил разрабатываемое новое высокотехнологичное решение – портал «Деловая среда». Несмотря на то, что суть нового предложения – создание ресурса, позволяющего представителям малого и среднего бизнеса воспользоваться «облачными» технологиями, большинство экспертов сходятся во мнении, что «Деловая среда» – это не попытка Сбербанка конкурировать с другими поставщиками SaaS-сервисов. Создание интернет-площадки, в рамках которой пользователи могут формировать пакет документов для регистрации юридического лица, проверять контрагентов, а также вести бухгалтерию, по задумкам компании, должно привлечь новых клиентов из сферы малого и среднего бизнеса.

Впрочем, несмотря на активность наших банкиров, за западными коллегами им пока не угнаться. Большинство новинок у нас только анонсируется, а за рубежом многие технологии уже давно используются. Так, еще весной австралийский Commonwealth Bank of Australia предложил клиентам при помощи его нового сервиса NetBank Vault создавать собственную «облачную» банковскую ячейку, привязанную к счету в банке. В ней можно хранить квитанции об оплате услуг, отсканированные копии документов, таких как паспорт или водительские права и т.д. Канадский банк Canadian Imperial Bank of Commerce в то же время предложил своим клиентам, обладающим смартфонами Blackberry, совершать с их помощью покупки через пункты бесконтактной оплаты на базе технологии NFC. Данные кредитной карты в защищенном режиме занесены в специальную сим-карту смартфона. Еще в прошлом году датский банк Danske Bank предложил обладателям iPhone и смартфонов на базе ОС Android приложение, позволяющее в удаленном режиме оплачивать счета и квитанции, сфотографировав нанесенный на них штрих-код.

Кадры решают всё

Эксперты сходятся во мнении, что одна из причин отставания российских банков весьма банальная – недостаток грамотных IT-специалистов на нашем рынке. «Тенденция сегодняшнего дня – жесткая конкуренция крупных компаний за квалифицированных IT-сотрудников», – признает Юлия Федосеева, главный специалист управления подбора персонала банка «Открытие».

По словам эксперта фондового центра «Инфина» Вероники Чекиной, с каждым годом банки становятся все более IT-зависимыми, а периодически происходящие технические сбои наносят кредитным организациям не только финансовый, но и репутационный ущерб. Поэтому, уверена она, спрос на услуги IT-специалистов среди банкиров будет только увеличиваться.

Проблема дефицита кадров в российских банках стоит не первый год. «Мы все знаем, что IT-специалистов катастрофически не хватает. Поэтому тот всплеск интереса к данным кандидатам со стороны банков, который сейчас наблюдается, вполне может стать причиной резкого дефицита, а вслед за этим и скачка заработных плат», – говорит эксперт кадрового центра «ЮНИТИ» Роман Блинов.

По словам финансового аналитика ЗАО «ИК Вектор Секьюритиз» Алины Комковой, прогноз дефицита трудовых ресурсов в области IT к 2015 году может составить 320 тыс. человек, что препятствует модернизационному сценарию развития экономики России. Проблема нехватки IT-специалистов в банках имеет ряд причин. «Cреди них – демографический лаг 90-х годов, снижение уровня образования в вузах по IT-специальностям, отток ведущих специалистов в более привлекательные зарубежные компании, недостаточная материальная мотивация сотрудников этой области и т.п.», – перечисляет эксперт.

Впрочем, судя по динамике роста зарплат в IT-сфере, недостаточной материальную мотивацию в этой сфере в России сейчас уже не назовешь. «В результате того, что в последние пять-десять лет на одно резюме профессионала приходилось по две вакансии, средняя заработная плата программистов возросла до 90 тыс. рублей», – комментирует нынешнюю ситуацию Роман Блинов. По аналитическим данным центра «ЮНИТИ», средний уровень предложения работодателей по сравнению с докризисным периодом 2008 года увеличился почти на 100%.

И это отнюдь не предел. «Для создания конкурентной привлекательности потенциал роста заработной платы ряда IT-специалистов на 2012 год оценивается в 36%», – считает Алина Комкова. Соглашается с реальностью риска скачка цен на кадровом рынке и Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела «Инвесткафе»: «Несомненно, дефицит квалифицированных кандидатов определенной профессии приведет к росту средней заработной платы, а также росту цен на услуги профильных IT-компаний, ведь по мере того, как банки будут конкурировать между собой за кадры, рабочее время IT-специалистов будет становиться дороже».

Наибольшие перспективы роста зарплат на рынке – у самых дефицитных специалистов. Так, по словам Романа Блинова, среди более 1000 вакансий, открытых кредитными учреждениями Москвы к середине июля, наибольшая доля приходится на  системных администраторов, разработчиков и IT-аналитиков. Особенно высокий спрос на тех профессионалов, которые имеют какую-то узкую специализацию: в частности, Oracle, Java-программистов, специалистов SAP, 1С и Help-desk.

Кризиса не будет

Однако, как считает Вероника Чекина, хотя спрос со стороны банков на IT-специалистов будет расти, вряд ли в ближайшую пару лет стоит ждать удвоения или утроения зарплат в этой сфере. «После кризисных 2008–2009 годов, а также в условиях неопределенности дальнейших перспектив экономического роста банки взяли курс на сокращение издержек, поэтому решение задач в области совершенствования информационных технологий будет осуществляться поэтапно, и приоритеты сместятся в пользу целевых проектов, приносящих быстрый финансовый результат», – считает она.

Банкиры, в свою очередь, хоть и признают сложившиеся проблемы на рынке, катастрофы с кадрами тоже не предвидят. Начальник управления кадров банка «Интеркоммерц» Ирина Сафарова рассчитывает, что в случае принятия закона о необходимости дальнейшего увеличения уставного капитала банков (c 1 января 2015 года минимальный уставной капитал действующих банков будет увеличен до 300 млн. рублей, и эксперты предвидят дальнейший рост этого показателя – прим.) на рынке появятся специалисты из банков, которые не смогли дотянуть до нужного уровня.

Григорий Бирг предполагает, что избежать острой нехватки кадров банкам поможет расширение взаимодействия кредитных учреждений с фирмами, занимающимися IT-консалтингом. Кроме того, учитывая назревающий дефицит, работодатели будут тратить существенные средства на то, чтобы повысить профессиональный уровень уже имеющихся специалистов и готовить кадры внутри банка, добавляет эксперт.

При этом Роман Блинов усматривает в сотрудничестве банков с организациями, предоставляющими IT-услуги, возможность привлечь хороших специалистов. По словам эксперта «ЮНИТИ», на кадровом рынке все чаще происходят переходы в банки сотрудников из IT-компаний, которые изначально занимались разработкой банковских систем. В банках они продолжают модернизацию IT-инфраструктуры и осуществляют ее поддержку.

«Однако на практике конкурировать с IT-компаниями непросто. Последние предлагают специалистам солидные зарплаты, ведь процесс внедрения информационной системы требует более высокой квалификации и опыта. Однако, переходя в банк, кандидат (даже если понимает, что задачи перед ним будут стоять менее сложные) не хочет терять в деньгах, поэтому соглашается лишь на равнозначные предложения от банка, – поясняет Роман Блинов. – Тем не менее, в нашей практике немало случаев, когда соискателю и работодателю удается прийти к компромиссу. В процессе общения важно вести активный диалог и оценивать личную мотивацию кандидата. Для одного будет большим плюсом расширенный соцпакет, который обычно предлагают банки (особенно если есть возможность участвовать в его формировании), для другого – достаточно, если работодатель проявит гибкость в вопросах корпоративной культуры». Также, по словам эксперта, эффективной инициативой в вопросах привлечения кандидатов может стать программа поиска специалистов в регионах.

Многие банкиры, кстати, уже готовы идти на различные поблажки. «Привлекать IT-специалистов в банковский сектор можно прежде всего высоким уровнем заработной платы, масштабностью и сложностью решаемых задач и реальной возможностью построить карьеру внутри компании. Также на первый план выходит возможность работать удаленно или по свободному графику», – говорит Юлия Федосеева («Открытие»).

Тем не менее, пока поиск персонала самими банками часто затруднен, поскольку, по признанию Юлии Федосеевой, высококвалифицированные работники не склонны выходить на рынок труда и публиковать свои резюме на открытых сайтах. Об этой же проблеме говорит и советник председателя правления Национального Республиканского банка Роман Брезицкий. «Я бы не сказал, что в целом сложно найти IT-специалиста определенного среднего уровня. На порядок сложнее найти кандидата с уровнем выше среднего, и тем более в банковской сфере. Здесь рынок сужается, и работодателю приходится сложнее», – соглашается он.

В общем, эксперты сходятся во мнении, что, хотя ситуация с поиском IT-специалистов и будет оставаться напряженной для банков, катастрофы пока ждать рано, особенно учитывая настрой финансистов идти на ряд уступок по отношению к дефицитным работникам.

Тем не менее, в ближайшее время кадровый дефицит и далее будет мешать нашим банкам соперничать с западными финансовыми учреждениями в развитии высоких технологий. Отдельные продукты будут появляться на рынке, но существенного прорыва не случится.

Впрочем, по мнению экспертов, произойдет это и по внутренней российской причине. Отечественные клиенты, по мнению Григория Бирга («Инвесткафе»), довольно консервативны и могут с подозрением относиться к новым технологиям, часто предпочитая «иметь дело с человеком». Поэтому слишком большую ставку делать на высокие технологии, выбирая их вместо традиционных каналов обслуживания, нашим банкам пока не стоит. Кроме того, внедрению части новых технологий могут помешать юридические недоработки. «Что касается развития «облачных» технологий, то в настоящее время я не ожидаю существенного прорыва в этой области. Основным препятствием на пути их внедрения остается отсутствие в России конкретных юридических механизмов, с помощью которых можно регулировать ответственность поставщиков «облачных» услуг за сохранность конфиденциальности клиентских данных», – говорит Вероника Чекина.